Уходящий год складывался для Украины непросто, печальные тенденции постмайданного периода только усугубились. Во внутренней политике — полный хаос и жесткая борьба за ресурсы, во внешней — провал за провалом, экономика из-за проводимых властью «реформ» на грани краха. «Лента.ру» вспомнила основные события украинской политики минувших двенадцати месяцев.
Во внутренней политике Украины 2016-й — это год монополизации власти президентом страны Петром Порошенко и его окружением. Первые три месяца ознаменовались серьезнейшим политическим кризисом, к которому привела игра лагеря президента на смещение лидера партии «Народный фронт» Арсения Яценюка с поста премьер-министра Украины. Проблемы у Яценюка возникли давно, но в декабре 2015 года ситуацию удалось временно урегулировать усилиями американского вице-президента Джо Байдена, проведшего в напряженных переговорах в столице Украины целых два дня. Однако уже после новогодних каникул выяснилось, что достигнутый под давлением Вашингтона компромисс попросту парализовал все ветви власти. Верховная Рада категорически отказывалась работать с премьером Яценюком, все законодательные инициативы правительства в парламенте принципиально не поддерживались.
В результате такого бойкота уже к середине февраля вопрос отставки лидера «Народного фронта» с поста главы правительства перезрел. Под управлением кукловодов из лагеря Порошенко Рада пошла в атаку. Но Яценюк оказался не так прост: команда президента потерпела сокрушительное поражение, может быть, самое тяжелое в постмайданный период. Полагая, что все кулуарные договоренности достигнуты, 16 февраля 2016 года Порошенко лично заявил об отставке правительства Яценюка и даже попутно «слил» своего генерального прокурора Виктора Шокина. Рада 247 голосами при 226 необходимых (то есть с изрядным запасом) отклонила отчет кабинета министров за 2015 год и признала его деятельность «неудовлетворительной». Но когда был поставлен вопрос об отставке, результат шокировал команду президента — «за» проголосовали всего 194 депутата. Причем лишь 97 из «Блока Петра Порошенко» (всего во фракции было в тот момент 136 человек) и только 8 представителей «Оппозиционного блока», куда входят многие бывшие лидеры Партии регионов Виктора Януковича (43 депутата).
Бойкот правительства и давление персонально на премьера после неудачной отставки только усилились. Команде Порошенко в этот период очень помог тогдашний губернатор Одесской области Михаил Саакашвили, в весьма брутальной манере на каждом шагу обвинявший главу исполнительной власти во всех смертных грехах. Хотя формально глава правительства после неудачной попытки его отставки получил иммунитет на полгода (до следующей, осенней сессии Рады), уже в марте этот вопрос был снова поднят — с одобрения западных партнеров. Предполагалось, что правительство Украины возглавит гражданка США Наталья Яресько, министр финансов в кабмине Яценюка. Но в итоге 14 апреля назначение получил 38-летний Владимир Гройсман, один из ближайших соратников Порошенко. Часть винницкой команды Гройсмана также перешла на работу в правительство.
Таким образом с середины апреля Порошенко фактически монополизировал управление всеми ветвями власти на Украине. У президента полностью лояльное правительство, а также наиболее представительная и самая влиятельная фракция в Раде. Правда, ради того, чтобы формально сохранить коалицию, пост главы парламента пришлось отдать представителю «Народного фронта» Андрею Парубию, но при наличии сильнейшей фракции это не так уж и важно. Порошенко сейчас контролирует практически все рычаги управления государством: от назначения отдельных чиновников в госструктуры до формирования бюджета страны. Хотя и всячески маскирует свой монополизм.
В 2016 году формат работы парламента Украины был кардинально изменен. Еще во время февральского политического кризиса правящую коалицию со скандалом покинули фракции «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Самопомощь» Андрея Садового. «Состоялась попытка окончательного цементирования власти клептократии и олигархии… Стал очевидным властный союз, в который вошли часть фракции Блока Петра Порошенко, "Народный фронт" и обломки Партии регионов, подконтрольные ряду олигархов. Такие действия делегитимизировали правительство Украины, являются покушением на государственный строй страны»,— высказали свои претензии новые оппозиционеры. В итоге коалиция «Европейская Украина», сформированная в конце 2014 года, еще в начале года юридически прекратила свое существование.
Однако в лагере президента не спешили признать этот очевидный факт, ведь тогда пришлось бы объявить досрочные парламентские выборы. Официально распад коалиции так и не зафиксирован, а после формирования правительства Гройсмана эту тему отодвинули на второй план. К концу года правящее большинство в Раде состоит из двух фракций — «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта», при важных голосованиях формальные оппозиционеры по разным соображениям, возникающим в результате кулуарной торговли, добавляют большинству недостающие голоса. Характерный пример — голосование за госбюджет-2017, принятый с большим запасом благодаря голосам оппозиционной фракции Радикальной партии Олега Ляшко, отдельных депутатов от «Самопомощи», а также обычно оппозиционных депутатских групп и внефракционных парламентариев.
Один из главных политических итогов 2016-го — сокрушительный крах «легионерской» концепции властных структур. Первым не выдержал украинских реалий министр экономики в правительстве Яценюка Айварас Абромавичус. Литовец (фраза Игоря Коломойского о нем — «Мне все равно, откуда сюда привезли обезьяну» — превратилась в мем) подал в отставку 3 февраля, когда судьба правительства Яценюка еще была неочевидна. Абромавичус прямо обвинил лагерь Порошенко в противодействии и «навязывании под нарастающим давлением сомнительных личностей на ключевые должности на государственных предприятиях». Обозначил литовец и главного противника — одного из ближайших соратников Порошенко, правую руку президента в Раде Игоря Кононенко. «Я и моя команда не готовы служить прикрытием для возобновления старых и создания новых схем в интересах отдельных политических и бизнес-игроков», — с такими словами Абромавичус покинул пост и, к его чести, решения своего не поменял, несмотря на уговоры.
После отставки правительства Яценюка бесследно растворились и первые иностранцы, с большой помпой получившие министерские посты в 2014 году: американка Наталья Яресько и грузин Александр Квиташвили, возглавлявший Минздрав.
Важные ротации были проведены в генеральной прокуратуре Украины — Виктора Шокина на посту генпрокурора сменил еще один соратник Порошенко, его кум Юрий Луценко (это тоже к сюжету о монополизации власти президентом Украины). Громко хлопнули дверью «молодые и честные борцы с системой и коррупцией» Виталий Касько и Давид Сакварелидзе.
Знаковые кадровые решения не миновали и администрацию Порошенко — амбициозный Борис Ложкин покинул пост главы АП, возглавив Национальный инвестиционный совет, «чтобы сделать Украину Меккой для иностранных инвестиций». А администрацией теперь руководит крепкий бюрократ Игорь Райнин, бывший губернатор Харьковской области. Он вполне оправдал возложенные на него ожидания, абстрагировавшись от политики и сосредоточившись на чисто технической работе.
Самая же громкая отставка «легионера» — скандальный уход с поста губернатора Одесской области Михаила Саакашвили и его команды. Некоторые сотрудники бывшего президента Грузии (Мария Гайдар и Саша Боровик) лишились официальных полномочий еще в мае, хотя и сохранили статус «советников». У самого Саакашвили и его ближайших соратников (Георги Лорткипанидзе, Хатия Деканоидзе) терпение лопнуло в ноябре. Поскольку Саакашвили и его людям сейчас закрыта дорога на родину, они остаются в украинском политическом процессе и усиленно пытаются создать свою партию, по ходу дела обличая всех и вся в попытках дестабилизировать ситуацию.
Если внутриполитическую жизнь Украины можно в целом охарактеризовать как перманентное «веселье», то с внешней политикой страны в 2016-м была настоящая беда. Все заявления об усиленной «евроинтеграции» и соответствующие игры Киева открыто блокировались Нидерландами и неявно — другими странами-лидерами ЕС. В апреле в Нидерландах состоялся референдум, на котором 61 процент проголосовавших граждан высказались против ратификации соглашения об ассоциации Украины и ЕС, что торпедирует процесс в целом. В итоге столь желанная и декларируемая Киевом ассоциация теперь имеет какой-то полунелегальный статус. Битва за «евроинтеграцию» велась весь год, однако позитивных результатов для Киева не принесла. Более того, 15 декабря на саммите ЕС по требованию Нидерландов было принято шокирующее для Украины и при этом юридически обязывающее решение. Согласно ему, полностью ратифицированное соглашение об ассоциации не предоставляет Украине статус страны-кандидата на вступление в ЕС, не обязывает предоставить этот статус Украине, не содержит обязательств выделения Киеву прямой финансовой и военной помощи, не предусматривает права граждан Украины на свободное проживание и свободное трудоустройство в странах-членах ЕС и так далее.
Продолжается эпопея с безвизовым режимом, обещанным постмайданной властью едва ли не в первый день после госпереворота в Киеве. Особый цинизм в том, что Украина в общей сложности выполнила 144 требования Брюсселя по «безвизу», но результата нет. Особенно болезненный удар Порошенко получил в октябре, когда показательно на камеру уверял российского журналиста: «Запишите, специально для вас, хотя я не даю комментариев российским каналам. У нас в ноябре месяце украинцы будут путешествовать без виз. И я очень желаю, чтобы когда-нибудь к россиянам также пришла эта возможность». Очередная дата утверждения Евросоюзом безвизового режима для украинцев — 3 апреля 2017 года.
Но главный удар для Киева — итоги президентских выборов в США. По ходу избирательной кампании только ленивый на Украине не потешался над «маргиналом» Трампом. Оскорбительные замечания в адрес кандидата от республиканцев позволяли себе высшие должностные лица страны — секретарь Совнацбеза Александр Турчинов и глава МВД Арсен Аваков, а также депутаты из лагеря Порошенко. Сейчас же власти Украины пытаются, что называется, «переобуться в воздухе». Так, по информации СМИ, Порошенко в середине декабря нанял для продвижения своих интересов в администрации нового президента США американскую лоббистскую и консалтинговую фирму BGR group, которая связана с Республиканской партией США. Интересный поворот получила громкая история о причастности экс-политтехнолога Трампа Пола Манафорта к «черной бухгалтерии» Партии регионов, раскрученная в разгар кампании и стоившая последнему работы. Сейчас внезапно выяснилось, что выдвинутые обвинения немножко «не соответствуют действительности».
На других направлениях дипломатических успехов также не наблюдается. В конце декабря премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху отменил визит украинского премьер-министра Владимира Гройсмана — из-за голосования Украины за резолюцию Совета Безопасности ООН о запрете строительства поселений в Палестине. Такого рода прецедентов во внешней политике Украины раньше не было.
В 2016 году в полной мере проявились последствия социальной, а точнее сказать, антисоциальной политики постмайданных властей Украины. Фактически первым решением правительства Гройсмана было повышение для населения тарифов на газ почти в два раза с отменой дифференциации цены в зависимости от объемов потребления. Летом это не сильно чувствовалось, но когда ударили морозы, люди отреагировали моментально. Украину, особенно Киев, постоянно сотрясают акции протеста. На фоне далеко не блестящего положения дел в экономике в целом у многих семей хватает доходов только на то, чтобы оплатить коммунальные услуги. А призванная компенсировать рост тарифов система субсидий, широко разрекламированная правительством, по-настоящему так и не заработала.
Кроме того, в 2016 году на Украине потерпела полный крах реформа силовых органов. Гордость киевских властей — новая украинская полиция — была, мягко говоря, не на высоте. Самый вопиющий случай произошел в декабре — в ходе спецоперации в селе Княжичи Киевской области силовики открыли огонь друг по другу, в результате чего погибли пять человек из трех разных подразделений. «Эффективностью» работы новой полиции был шокирован даже премьер Гройсман, когда узнал, что доля раскрытых преступлений — 12 процентов. Из-за неудачной реформы и повальной бедности по всей стране наблюдается резкий всплеск преступности. И непонятно, как решать проблему так называемых добровольческих батальонов: в любую острую ситуацию всегда могут вмешаться вооруженные люди.