Верховный твитокомандующий

Как мировые лидеры правят при помощи микроблогов

Фото: Brian Snyder / Reuters

Когда Дональд Трамп станет американским президентом, он продолжит использовать Twitter для важных политических заявлений. Об этом сообщил будущий пресс-секретарь главы государства Шон Спайсер, добавив: «Когда Трамп твитит, он получает результат». Сам миллиардер не раз высказывался в том же духе и даже утверждал, что микроблог помог ему победить в борьбе за кресло в Белом доме. «Лента.ру» изучила, чего Трампу и другим мировым политикам удается добиться с помощью сообщений длиной в 140 знаков.

Власть 140 знаков

Сегодня у Дональда Трампа в Twitter 19,5 миллиона подписчиков. Фирменный стиль избранного президента — собственноручно написанные (иногда с орфографическими ошибками) эмоциональные твиты, обильно приправленные восклицательными знаками и капслоком. Например, рассказывая о планах нормализовать диалог с Москвой, республиканец в трех твитах написал: «Хорошие отношения с Россией это хорошо, а не плохо. Только "глупые" люди или дураки считают, что это плохо! У нас достаточно проблем по всему миру. Когда я стану президентом, Россия будет уважать нас гораздо больше, и мы вместе наверняка поработаем сообща и решим важные и неотложные проблемы ВСЕГО МИРА!»

Из-за излишней экспрессивности и неполиткорректности твиты Трампа часто оказываются в центре скандала. Так, много шуму было после того, как политик раскритиковал бывшую «Мисс Вселенная» Алисию Мачадо, выступившую в поддержку Хиллари Клинтон. Мачадо утверждала, что когда она набрала вес, Трамп стал называть ее «мисс поросеночек» и «мисс домохозяйка», и пообещала голосовать за кандидата от Демократической партии. В ответ республиканец предположил, что модель втерлась в доверие Клинтон обманом, и счел необходимым поведать об этом в три часа ночи в серии из нескольких твитов.

Twitter Трампа используется и для политических заявлений: 3 января он, например, отругал Китай за то, что тот извлекает выгоду из торговых отношений с США, но не хочет помочь им надавить на КНДР. После этого из Пекина через агентство «Синьхуа» Трампа попросили умерить свою тягу к 140-символьным сообщениям. Издание Politico сообщало, что даже чиновники Госдепартамента не знают, на что им ориентироваться в будущем: на официальные документы или на аккаунты президента в соцсетях.

Внешней политикой Twitter-активность республиканца не ограничивается. Когда конгрессмены в начале года решили де-факто упразднить управление по контролю за этикой (независимый орган, призванный отслеживать конфликты интересов законодателей и не допускать нарушений установленных для политиков этических норм), будущий президент немедленно отреагировал.

«Учитывая, сколько дел у Конгресса, стоит ли ему делать ослабление независимого этического регулятора, каким бы несправедливым тот подчас ни был, своим приоритетом? Сосредоточьтесь лучше на реформе налогов, здравоохранения и других гораздо более важных вещах!» — написал Трамп, сопроводив сообщение хештегом #DTS (Drain the swamp, «осушим болото» — один из предвыборных лозунгов политика).

Но наибольшей силой обладают твиты Трампа, касающиеся бизнеса. 12 декабря он написал, что затраты на разработку и производство новых боевых самолетов F-35 вышли за рамки разумного, и после инаугурации власти сэкономят миллиарды долларов на военных и прочих государственных закупках. Одно сообщение длиной в 140 символов обрушило капитализацию компании Lockheed Martin на четыре миллиарда долларов — то есть каждый написанный политиком символ стоил акционерам примерно 28 миллионов.

Другой авиагигант — Boeing — подвергся критике за расходы на производство нового президентского лайнера: после твита Трампа корпорация потеряла примерно один процент своей стоимости, связалась c будущим президентом и пожертвовала миллион долларов на его инаугурацию.

Одно сообщение в микроблоге политика за пять минут лишило миллиарда долларов компанию Toyota. «НИ ЗА ЧТО! Стройте свои заводы в США или платите большой налог!» — потребовал он, узнав, что автопроизводитель вознамерился открыть фабрику в Мексике. Схожая судьба постигла General Motors, когда избранный президент узнал, что компании удается ввозить в США сделанные в Мексике автомобили без уплаты таможенных сборов.

«Хорошие компании» Трамп не прочь и похвалить: он публично одобрил планы корпорации Fiat Chrysler инвестировать один миллиард долларов в заводы в Мичигане и Огайо и создать две тысячи рабочих мест. Поблагодарил он и компанию Ford за желание развивать производство в США, а не в Мексике.

Чтобы акционеры знали, когда будущий президент подвергает риску их деньги, для iOS даже разработали специальное приложение: каждый раз, когда Трамп упоминает интересующую пользователя компанию, ему присылают уведомление.

Пользователи по-разному реагируют на Twitter-выпады политика: кто-то утверждает, что президенту следует быть сдержаннее, но многие благодарят его за то, что даже официально еще не вступив в должность, он уже делает Америку великой и возвращает местным жителям рабочие места, а желающих нажиться на простых трудягах капиталистов нещадно карает долларом.

Самый популярный политик в Twitter

Можно предположить, что после инаугурации фолловеров в Twitter у Трампа прибавится, но пока самый популярный политик в этой соцсети — Барак Обама. Подписчиков у него в четыре раза больше, чем у Трампа, — чуть более 80 миллионов. По числу фолловеров Обама уступает только Кетти Пери, Джастину Биберу и Тэйлор Свифт.

Считается, что именно личный контакт с избирателями в соцсетях помог ему дважды одержать победу на президентских выборах. Как сообщает The New York Times, у его администрации есть три задачи, которые она выполняет на всех платформах: освещать, агитировать и развлекать.

Издание The Atlantic отмечает, что Обама — первый президент, ставший «мастером соцсетей», по аналогии с «мастером телевидения» Джоном Кеннеди.

Именно социальные сети помогли избирательной кампании Обамы достучаться до молодых избирателей: как пишет Time, миллион его подписчиков на Facebook раскрыли списки друзей — 85 процентов сторонников Обамы из «колеблющихся штатов» возрастом до 29 лет были найдены именно таким способом.

Twitter Обамы, в отличие от Трампа, ведут его помощники, а сообщения, отправленные самим президентом, можно распознать по подписи "BO". В течение двух лет твит «Еще четыре года», отправленный после победы на выборах в 2012-м, был самым популярным сообщением во всей соцсети.

Именно в Twitter Обама провел и первую сессию вопрос-ответ, предложив пользователям соцсетей задавать ему вопросы с хештегом #askObama. Созданный в 2015 году аккаунт @POTUS (President of the United States of America, президент США) ведется лично Обамой и позволяет ему оперативно реагировать на происходящие в стране события.

Например, когда в сентябре 2015 года американского школьника Ахмеда Мохамеда задержала полиция за «похожие на бомбу» самодельные часы, Обама в тот же день через микроблог пригласил мальчика в Белый дом.

Как отмечает Engadget, к окончанию президентских полномочий стиль общения команды Обамы в Twitter стал меняться: в постах появилось больше картинок и GIF-анимации, однако серьезная повестка осталась.

Делийский техножрец

Twitter популярен не только у американских политиков. Лидер «самой большой демократии в мире» — глава индийского парламента Нарендра Моди — еще до вступления в должность освоил сервис коротких сообщений, а став премьером, развернулся вовсю: у него 26,2 миллиона подписчиков, он второй по популярности политик в соцсети.

Иногда складывается впечатление, что Моди строчит в микроблог не переставая: редкий день обходится без четырех-пяти твитов. 9 января, к примеру, он оставил 21 сообщение. Как утверждают в его окружении, все твиты Нарендра Моди пишет сам, очень любит вставлять картинки и видео. При помощи Twitter индийский премьер грозит врагам, ободряет сторонников и информирует миллиард с лишним граждан о том, чем живет и чем дышит председатель правительства.

Любовь Моди к соцсетям порой становится предметом насмешек. К примеру, 10 января он сообщил согражданам, что пропускает занятие йогой, чтобы навестить мать. Политические противники тут же язвительно прошлись по стремлению премьера выносить личную жизнь на публику: лидер оппозиционной «Аам Адми парти» Арвинд Кеджривал прочитал Моди в Twitter целую лекцию на хинди (что также выглядело издевательством — Моди, несмотря на подчеркнутую любовь к этому языку, предпочитает писать на английском) о том, как аморально втягивать в политику престарелую мать.

Критикуют премьера и за неразборчивость в интернет-связях: так, журналистка Свати Чхатурведи, выпустившая недавно книгу-расследование «Я — тролль», обнаружила, что Моди зафолловил нескольких знаменитых интернет-троллей. «Ни один мировой лидер — будь то Барак Обама, Тереза Мэй, Ангела Меркель — не фолловит интернет-троллей, — возмущается она. — Что нам это говорит о Моди? Почему мой премьер-министр читает тех, кто распространяет шутки про изнасилования и угрожает женщинам и мужчинам, будто это пустяк? С одной стороны, Моди провозглашает лозунг "бети бачао, бети падхао" (обезопасить девочек и дать им образование — прим. «Ленты.ру»), с другой — мы видим, что он делает».

Тем не менее большинству индийцев интернет-активность Моди явно по душе. Не вылезающий из Twitter премьер олицетворяет политика нового типа — технически грамотного, продвинутого, владеющего новыми технологиями. Особенно разителен контраст этого образа со многими другими представителями правящей «Бхаратия Джаната парти» (БДП), которая стоит на консервативных позициях и издавна ассоциируется с местными духовными скрепами, опорой на малообразованное деревенское население и заигрыванием с индуистами-радикалами. Имидж прогрессивного лидера выручает партию Моди в самые тяжелые моменты.

Моди — живой символ запущенной им же кампании «Цифровая Индия», целью которой является распространение интернет-грамотности среди населения, создание инфраструктуры электронных услуг и развитие рынка цифровых технологий. Программа стартовала в июле 2015-го, и за полтора года премьеру-энтузиасту удалось расшевелить неповоротливую индийскую бюрократическую машину. Теперь у каждого министерства и ведомства есть своя служба общения с пользователями — Twitter Seva, позволяющая максимально быстро реагировать на жалобы и запросы.

Обсудить
Джордж Гроувз и Федор Чудинов На британский флаг
Сможет ли Федор Чудинов увезти из Шеффилда титул чемпиона мира по боксу
«Дьяволы», покорившие Европу
«Манчестер Юнайтед» Жозе Моуринью впервые выиграл Лигу Европы
Ульяна Тригубчак«Пока не могу преодолеть стеснительность»
Девушка из группы поддержки «Салавата Юлаева» о самосовершенствовании и КХЛ
Бей, души, убивай
Социальные сети не просто следят за нашими чувствами, они управляют ими
Самоубийственные аресты
За борьбой с «группами смерти» может стоять конфликт в силовых структурах
Привет, жестокий мир
Боль, отчаяние и мужество в объективах самых талантливых молодых фотографов
Лучшее автомобильное видео мая
Две «Тойоты» врезаются друг в друга, британский спорткар соревнуется с самолетом и многое другое
Тест-драйв японского брата «Дастера»
Как Nissan Terrano стал еще ближе к Renault Duster
Чемпионы Формулы-1 в Инди-500
Те, кому «Королевских гонок» оказалось мало
15 машин на реактивной тяге
90-летняя история автомобилей с двигателями от самолетов и ракет
От нашего стола
Российские интерьеры, сводящие иностранцев с ума
Зависли на хате
Украинцы придумали дом, который может обойтись без российского газа
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности