Работали на дизеле

Из Москвы в Амстердам на новом Tiguan

Фото: Сергей Лесневский

Предубеждение российских водителей против дизельных двигателей — вещь общеизвестная. Корреспондент «Ленты.ру», также не чуждый этого предрассудка, решил все же попробовать его преодолеть — и рванул на дизельном Volkswagen Tiguan нового поколения из Москвы в новогоднее путешествие по Европе.

«Дизель — топливо сатаны», — гласила табличка в одном известном и давно любимом автомобильном издании. Не знаю, как у сатаны, а у меня с дизелем подружиться никогда не получалось. Дизельные машины раздражали меня, выросшего в обнимку с бензиновыми V8, своим тракторным звуком и отсутствием тяги на той скорости, когда она особенно нужна. Конечно, к турбодизелю объемом больше трех литров вопросов нет, но это скорее исключение из правил, выбивающееся из философии тотальной экономии.

Однако больше всего в дизельных машинах раздражали их владельцы — они всегда хотят чем-то померяться. Им хватает бака на тысячу километров по пробкам, у них больше крутящий момент, их дизель невозможно перегреть, даже если в пустыне у тебя накрылась вязкостная муфта, засох антифриз и отвалился вентилятор. В общем, крайне самоуверенные типы. И, конечно, по их мнению внедорожник никак не может быть бензиновым.

За дешевизной

У меня есть традиция — ездить на новогодние праздники в Европу на машине. Обычно в этих поездках главную роль играет громкая музыка и скорость, потому что нужно проехать Россию, пересечь Белоруссию и доехать до границы с Польшей раньше, чем организм прикажет спать. Дальше — по идеальному автобану Варшава — Берлин или по извилистым сельским дорогам в Прагу, да в общем куда угодно, следуя указателям и инстинктам. Я, наверное, уже могу проехать этот маршрут с закрытыми глазами. Но в этом году я решился на новый формат: посмотреть на вещи прагматично и поехать на дизельном автомобиле. И новый Volkswagen Tiguan показался мне наилучшим вариантом. Двухлитровый дизель, выдающий 150 лошадиных сил, не вызывал иллюзий, но обещал расход в шесть с половиной литров на трассе, а экономия топлива была главной целью этого эксперимента. В конце концов, за пять тысяч километров, что мне предстояло проехать, и мое мнение о дизеле могло поменяться.

Первое, что приходит в голову в салоне нового Tiguan, — он выглядит дороже, чем стоит. Особенно это заметно на фоне японских и корейских конкурентов. Пусть в материалах отделки больше жесткого пластика, чем хотелось бы, он имеет приятную текстуру, не раздражает скрипом. Салон уютный, и в нем ничто не отвлекает. Это заслуга удобных жестких сидений и регулируемой контурной подсветки, в ногах и на дверях. Задний ряд сидений — со своим блоком климат-контроля. Кроме того, задние сиденья имеют регулировку спинки по наклону и двигаются в продольной плоскости, что при желании увеличивает глубину багажника на десять сантиметров и позволяет сидеть, положив ногу на ногу.

Цифровая приборная панель, в интерфейсе которой прослеживается архитектура приборки Audi, не перегружена информацией и имеет достаточное количество настроек, чтобы найти оптимальные. Большой сенсорный центральный экран прост и понятен, иконки всплывают и увеличиваются при поднесении руки. Но шайба прокрутки меню традиционно находится со стороны пассажира, и к ней приходится тянуться. Камеры с обзором в 360 градусов, режим автоматической парковки, электрический подогрев ветрового стекла и руля и розетка на 220 вольт в багажнике. В общем, все как у взрослых.

Светодиодные адаптивные фары с автоматическим дальним светом, который практически не ошибается, отключаясь, едва увидит намек на встречную машину. Все говорит о том, что Tiguan создан быть комфортным городским автомобилем на каждый день. Он предупреждает вас, если вы не держите безопасную дистанцию, советует закрыть окна на большой скорости для улучшения аэродинамики и экономии топлива. Он для тех, кто предпочтет функциональность динамике.

На Берлин!

Первая долгожданная остановка — на берегу озера Швиловзе в пригороде Потсдама. Пустые мощеные камнем улочки городка Ферх, лодки на гладкой как зеркало воде. И абсолютная утренняя тишина. На парковке гостиницы стоит Tiguan прошлого поколения. Тот, что всегда представлялся мне крайне скучным средством передвижения по маршруту дом — работа — магазин — сугроб. Неказистый снаружи и крайне скучный внутри. Новый Tiguan радикально другой и совсем на него не похож. Он нравится мне внешне, есть в нем что-то выразительное, и его точно не назовешь скучным.

Закругленные формы сменились острыми углами, и это пошло экстерьеру на пользу. Узкая хромированная решетка радиатора, узкие фары с поворотниками, скрытыми под хромированной полоской, спереди визуально делают его шире. Профиль в целом стал более гармоничным и легковым, больше нет этого ужасного задранного зада, что делает внешность более стремительной. Кроме того, на дорогах Германии я видел несколько новых «Тигуанов», и все они были в обвесе R-line, который добавляет еще немного спортивной злости его внешности. К сожалению, в российском конфигураторе я его не нашел.

Испытав Tiguan во всех возможных условиях — от городских пробок и заснеженных сельских дорог до скоростного автобана, можно сказать: я не жалею, что поехал именно на нем. Что удивило больше всего — абсолютная тишина в салоне на любой скорости. Аэродинамика и шумоизоляция такая, как обычно на автомобилях классом выше, даже на скорости больше 150 километров в час в салоне не слышно никаких посторонних шумов и, как это часто бывает, завываний ветра в стойках зеркал. Да, это не «гран-туризмо», предназначенный для комфортных марш-бросков на большие дистанции. Он больше подходит для ежедневной эксплуатации в городе, таком как Москва, где высокий клиренс и хороший обзор важнее динамических характеристик.

Зато заявленный производителем расход в 6,4 литра на сотню по трассе полностью соответствует действительности. При одном условии: что скорость не превышает 120 километров в час. На максимальной скорости в 180 километров в час расход вырос до семи-восьми литров, что, в общем, вполне экономично по сравнению с бензиновыми моторами в аналогичных условиях. Мягкая подвеска, сглаживающая большинство неровностей, на больших скоростях делает его немного валким, под сброс газа кажется, что морду несет на внешний радиус, но его легко поймать. Полный привод позволяет чувствовать себя уверенно на обледенелой трассе и в снежных заносах.

Нет, за время поездки мое мнение о дизеле не изменилось. Динамика достойная для утренних пробок, и до 60-70 километров в час он ускоряется комфортно. Но обгоны на трассе даются ему с трудом, расстояние до встречных машин нужно просчитывать заранее, не надеясь на моментальный разгон и резкое встраивание обратно в полосу.

Расставание

Проехав две с половиной тысячи километров, я добрался до финальной точки маршрута — голландского острова Тексел в Северном море. Час езды от Амстердама, отходящего от новогодней ночи, двадцать минут на пароме — и мы в оазисе спокойствия. Пряничные домики, бесчисленные овцы и лошади, пасущиеся на любой поверхности, где еще осталась что-то съедобное. Красный, как с открытки, маяк и песчаные дюны, покрытые высокой травой. Серое небо и бесконечный пустой пляж, на котором ветер сбивает с ног. На этом самом пляже снималась финальная сцена фильма «Достучаться до небес». Идеальное место для бегства от московской суеты и самого себя. Сюда едут в отпуск в основном немцы с детьми и голландцы, считающие Тексел самым красивым местом в стране.

Среди всего этого умиротворения мне стало ясно, что не так с этим дизельным «Тигуаном». Бывает, что машина не подходит водителю. В моем случае я не подхожу машине — с моей московской нервозностью и попытками везде успеть вместо того, чтобы просто постоять на месте и посмотреть на окружающую красоту. Tiguan же исповедует радикально другую философию: он рассчитан на людей с другим ритмом жизни. На тех, кто может позволить себе приехать на пару недель на остров, где ровным счетом ничего не происходит, стоять на пляже и чувствовать ветер в волосах, а не носиться кругами в поисках симпатичных мест для фотографий. На уравновешенных людей, которым по какой-то причине некуда спешить.

Учитывая все это, мои единственные претензии к недостаточной динамике и управляемости рассыпаются в пух и прах. Таких как я — меньшинство, а на фоне невыразительных конкурентов у нового Tiguan — хорошие шансы на успех. Стать для кого-то комфортным и красивым уголком личного пространства, островком спокойствия посреди шумной, вечно бегущей куда-то Москвы.