Украинские власти задумали решить накопившиеся проблемы железнодорожников за счет евроинтеграции: поезда повезут пассажиров в направлении ЕС. Удастся ли применить такую стратегию для транспортировки грузов и насколько она будет выгодна «Украинским железным дорогам», уже потерявшим на транзитной войне с Россией не менее 500 миллионов долларов, разбиралась «Лента.ру».
«Украинские железные дороги» («Укрзализныця») переориентируют пассажиропотоки с России на Европу, заявил на днях министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян: «В течение последних десятилетий сложилось так, что поезд номер один у нас был на Москву, но должен быть на Европу. И мы боремся за это». Железнодорожная компания в настоящее время рассматривает новые направления — на Польшу и Словакию, планирует запустить пассажирские составы по маршруту Мукачево — Будапешт. Заявление Омеляна не стало неожиданным на фоне продолжающейся российско-украинской дезинтеграции, которая идет по всем направлениям — в том числе и транспортному.
С другой стороны, именно пассажиры из России составляли до недавнего времени львиную долю потока «Укрзализныци». По данным аналитика «Финама» Алексея Калачева, пассажирооборот Украинских железных дорог в 2015 году составил 35,9 миллиарда пассажирокилометров, что ниже результатов 2013 года примерно на 27 процентов. При этом в 2014 году, после присоединения Крыма к России, произошло резкое падение — почти на четверть.
По данным Российских железных дорог (РЖД), число перевезенных между Россией и Украиной пассажиров с 2014-го по 2016 год сократилось с 10,2 миллиона до 6,3 миллиона человек. «В нормативном графике движения поездов на 2014/2015 год общие размеры движения, в том числе транзитные поезда, составляли 104 пары. В действующем графике 2016/2017 года — 9 пар поездов (восемь «Укрзализныци», один — ФПК)», — сообщили «Ленте.ру» в РЖД. Самые популярные направления — Киев, Харьков и Одесса.
«Ограничение трансграничных перемещений, резкое сокращение турпотока в Крым, безусловно, сказались на объеме пассажирских перевозок», — отмечает Калачев. Однако в позапрошлом году пассажиропоток на украинской «железке» уменьшился всего на три процента, а по итогам первого полугодия 2016-го даже отмечался шестипроцентный рост.
Опрошенные «Лентой.ру» эксперты считают развитие пассажирского сообщения Украины с ЕС закономерным и ожидаемым процессом в рамках евроинтеграции и грядущего безвизового режима. Гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин полагает, что с учетом безработицы внутри страны такие перевозки составят не меньше объемов пассажирского сообщения с Россией. Однако переориентация потребует времени, предупреждает Калачев, и в ближайшее время прорывов ожидать не стоит.
Для «Украинских железных дорог» потеря пассажиров не так опасна, как утрата грузовой базы, поскольку именно за счет транспортировки грузов «Укрзализныця» (так же как и РЖД) получает основную прибыль. За первое полугодие 2016 года выручка украинской компании от грузоперевозок составила почти миллиард долларов (25,1 миллиарда гривен), от пассажирских — лишь 130 миллионов (3,1 миллиарда гривен), подсчитали в «Финаме».
Весной 2016 года украинские власти сменили команду управленцев железнодорожной госкомпании. В частности, председателем правления был назначен «варяг» из Польши Войцех Балчун, также возглавляющий наблюдательный совет «Польских железных дорог». В итоге прошедший год «Укрзализныце» даже удалось завершить в плюсе. Правда, прибыль составила менее 11 миллионов долларов (300 миллионов гривен), а угроза очередного дефолта, как это произошло в мае 2015-го, до сих пор не миновала.
В январе украинское издание «Экономические Известия» писало о бедственной ситуации с грузовыми перевозками по железной дороге. «Несмотря на регулярные и значительные повышения тарифов на грузовые перевозки, "Укрзализныця", наряду с тем, что она почти не пополняет вагонопарк, также не обновляет и парк тепло- и электровозов», — отмечалось в статье. По данным издания, средний срок эксплуатации тепловозов на Украине составляет 33 года, электровозов — 42 года, а дефицит полувагонов достигает 13 тысяч единиц.
По словам главы агентства Infranews Алексея Безбородова, железные дороги Украины за последние пять лет уже потеряли почти четверть объема грузоперевозок, основной спад пришелся на 2014-2015 годы. Так, в 2013 году грузопоток снизился на 3,4 процента, в последующие два года — на 11 и на 9,4 процента соответственно. А в целом с 2012-го он упал с 457 до 350 миллионов тонн.
В 2016 году ситуация с транспортировкой грузов на Украине немного улучшилась: за 11 месяцев всеми видами транспорта было перевезено 570 миллионов тонн, что на 4 процента больше прошлого года, свидетельствуют данные украинского госкомитета статистики. При этом успешно отработали все виды транспорта — особенно автомобильный (рост грузоперевозок на 14 процентов) и авиационный (плюс 11 процентов), кроме железнодорожного. «Укрзализныця» продемонстрировала спад в 1,5 процента — до 315 миллионов тонн.
«Украина за последние два года потеряла большую часть транзитных перевозок в Одессу и Европу, а также погрузку экспорта в Россию. Транзитные грузы были переориентированы на Новороссийск и Усть-Лугу, а значительную часть украинской продукции заместили отечественные (российские) производители. Суммарные потери Украины можно оценить более чем в семьдесят миллионов тонн», — констатирует Иванкин. Финансовые потери украинской железнодорожной компании из-за утраты российских грузов и запрета транзита в Казахстан и Киргизию эксперт прогнозирует в сумме 550-650 миллионов долларов. Общий ущерб для Украины от «транзитной войны» с Россией в Киеве оценивают в миллиард долларов — то есть два процента ВВП.
Однако наибольший ущерб экономике «Укрзализныци» нанесли не российские чиновники, а девальвация гривны, говорит Калачев из «Финама». За последние годы выручка транспортной системы в долларовом эквиваленте рухнула в два с лишним раза, составив в 2015 году 2,75 миллиарда долларов против 6,4 миллиарда в 2013-м. Общая турбулентность в украинской экономике заставляет железнодорожников резко повышать тарифы на перевозки. В 2017-м стоимость транспортировки грузов по железной дороге на Украине вырастет на четверть, а билеты для пассажиров могут подорожать более чем на треть.
В Федерации работодателей Украины (ФРУ) уже предупредили, что рост тарифов грозит дальнейшим падением грузопотока. По оценкам экспертов организации, увеличение цены перевозок на 25 процентов приведет к значительному росту себестоимости черных металлов, зерновых и угля. По мнению Иванкина, планируемое «Укрзализныцей» увеличение тарифов для украинских предприятий является значительным, но не критичным на фоне роста цен в экономике страны, который измеряется «двузначными числами». На этом фоне в октябре крупнейшие ассоциации украинской промышленности от металлургов до аграриев направили письмо премьер-министру Украины Владимиру Гройсману, в котором пожаловались на срыв сроков перевозок из-за нехватки вагонов, локомотивов и дефицита дизтоплива. Ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» оценивала убытки фермеров из-за несвоевременной отгрузки зерновых в 100 миллионов гривен, «Укрметаллургпром» заявил о потере 1,8 миллиарда долларов валютной выручки в связи с нехваткой вагонов, передавало агентство УНИАН.
Очевидно, что железнодорожный путь Украины в ЕС не будет легким. И если с перевозками пассажиров ситуация может нормализоваться благодаря трудовой миграции, то увеличить транспортировку грузов за счет внутренних резервов очень сложно. Единственное, что спасло украинских железнодорожников от тотального обвала погрузки, — активизация перевозок зерна на короткие расстояния, утверждает Безбородов. Эксперт подчеркивает, что по остальным видам грузов наблюдается падение «на десятки процентов». По его словам, активизация перевозок в Европу по железной дороге практически невозможна без развития контейнерных мощностей (включая увеличение числа контейнеров), с которыми у «Укрзализныци» пока большие проблемы.