Всемирный экономический форум в Давосе завершается 20 января. Участники мероприятия встретились в 47-й раз, чтобы найти ответы на самые актуальные вопросы мирового масштаба. В наступившем году собравшихся особенно интересовала геополитика. Китай высказывал явные предостережения в адрес новой администрации США, в то время как старая администрация отпускала привычные шпильки в адрес России, которая, в свою очередь, демонстрировала предельно деловой настрой. «Лента.ру» вспоминает самые яркие моменты Давосского форума-2017.
С 17 по 20 января в швейцарском Давосе проходит 47-й Всемирный экономический форум (ВЭФ). Начиная с 1971 года престижный горнолыжный курорт в Альпах собирает мировую экономическую и политическую элиту для обсуждения самых острых мировых проблем. В нынешнем году основная тема форума была сформулирована как «Чуткое и ответственное руководство». Более 2,5 тысячи бизнесменов из 140 стран, около 50 глав государств, ключевые министры и руководство ведущих международных организаций (ООН, ВТО, МВФ) решали, как мир должен жить и действовать в условиях Четвертой индустриальной революции, которая, по словам основателя форума Клауса Шваба, «все больше стирает границы между физическими, информационными и биологическими системами».
Организаторы форума в результате дискуссий и тематических сессий планировали получить вполне практические рекомендации: что может и должно сделать мировое сообщество для решения вопросов, связанных с неуверенностью людей в завтрашнем дне. Мир стоит на пороге глобальных перемен — той самой Четвертой индустриальной революции, о приближении которой было объявлено в Давосе год назад. Новые технологии стремительно меняют жизнь вокруг, и масштаб этих перемен невероятен. «В людях растет волнение, молчаливый страх того, что принесет новый мир», — говорил основатель и председатель Давосского форума Клаус Шваб на пресс-конференции перед ВЭФ. Изменения коснутся всех сфер жизни, к ним нужно быть готовыми. И действовать можно только совместно.
Несмотря на попытку организаторов представить сбалансированную повестку мероприятия, и в официальной программе форума, и в его кулуарах основной темой была геополитика. Давосский форум всегда становится источником новостей и интересных заявлений экономического характера, но на этот раз в центре внимания были конкретные делегации: США, Россия, Китай — и не только в контексте экономики.
Почетным гостем и несомненной звездой ВЭФ-2017 стал председатель КНР Си Цзиньпин. Китайский лидер посетил Давос впервые и привез самую большую делегацию. Выступая на открытии форума, Си Цзиньпин призвал государства сказать «нет» протекционизму и развивать свободную торговлю. Кроме того, большое внимание председатель КНР уделил вопросу глобальной защиты климата. Выступая в женевском офисе ООН, он, в частности, указал на опасность развала Парижского климатического соглашения.
Эти слова Си Цзиньпина явно были адресованы конкретному лидеру — избранному президенту США Дональду Трампу, который, как известно, яростно критикует сам факт угрозы глобального потепления. Еще во время предвыборной кампании Трамп обещал, что в случае его победы на выборах Америка выйдет из числа участников Парижского соглашения по климату. Кроме того, некоторые его заявления прямо касались Китая (например, о возможном введении 45-процентного тарифа на импорт из Поднебесной), которые по сути означают настрой на настоящую торговую войну США и КНР.
Нового президента США на форуме в Давосе не было — страну представляла делегация, состоящая в основном из чиновников уходящей администрации. Риторика их выступлений была привычно антироссийской. Так, вице-президент Джо Байден заявил, что Россия является главной угрозой мировому либеральному порядку: она под руководством президента Путина «использует все имеющиеся возможности для того, чтобы развалить европейский проект» и обязательно будет вмешиваться в избирательные процессы в других странах. Байден призвал Европу усилить свою энергетическую независимость и защиту киберпространства.
Представители РФ на Всемирном экономическом форуме гораздо больше говорили об экономике — точнее, о привлечении инвестиций, а о перспективах антироссийских санкций если и упоминали, то между строк. Российскую делегацию в Давосе возглавили первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр экономического развития Максим Орешкин, в нее вошли также представители крупного бизнеса — глава Сбербанка Герман Греф, глава ВТБ Андрей Костин, президент РУСАЛа Олег Дерипаска, председатель правления РОСНАНО Анатолий Чубайс и другие.
Сессия под названием «Россия в мире» проводилась 19 января, и переполненный зал свидетельствовал о высоком интересе собравшейся аудитории. Судя по сделанным в Давосе заявлениям Игоря Шувалова, правительство настроено оптимистично: в 2017 году ожидается рост ВВП РФ на 1-2 процента. «Мы вышли на экономический рост в конце прошлого года», — отметил он. Кроме того, кабмин рассчитывает на скорый приход прямых иностранных инвестиций в Россию — поскольку экономика «выглядит достаточно здоровой». «Мы сейчас находимся в ситуации, когда нет ни одного пузыря ни на одном рынке — ни на рынке недвижимости, ни на рынке ценных бумаг», — считает первый вице-премьер.
О том, что бизнесу нужно идти в Россию прямо сейчас, говорил и глава МЭР. «Те, кто не проинвестируют в Россию сейчас, будут сожалеть об этом в будущем», — сказал, в частности, Максим Орешкин в беседе с журналистами Bloomberg.
Представители крупного бизнеса на ВЭФ тоже говорили о перспективах российской экономики. Глава ВТБ Андрей Костин поддержал прогноз Игоря Шувалова о росте ВВП до 1,5 процента. Глава Сбербанка Герман Греф полагает, что при таком сценарии в 2017 году суверенный рейтинг России может вернуться на уровень инвестиционного.
Президент РУСАЛа Олег Дерипаска высказал мнение, что зависимость нашей экономики от цен на сырье преувеличена, и необходимо развивать экспортный потенциал российских обрабатывающих отраслей.
«Те сырьевые ресурсы, которые у нас есть, должны трансформироваться в материалы, в компоненты, которые нужны мировому рынку, — сказал Дерипаска в интервью телеканалу Россия-24. — Они берут наши металлы, делают из них сплавы, делают полуфабрикаты, из которых появляются двигатели, компоненты для сложных узлов транспортного машиностроения. Все вопросы, которые мы можем решить, пока решают они».
К слову, тема глобального потепления и связанных с ним экономических процессов интересовала на форуме не только КНР. Президент РУСАЛа, например, поддержал инициативу налогового регулирования выбросов СО2. «Возобновляемая энергетика — это всего лишь оправдание для роста потребления угля во многих странах. Это своего рода пропаганда. Когда вы смотрите на абсолютные числа, вы видите, что угля становится больше — все больше угольной энергетики», — рассуждал Олег Дерипаска на панельной дискуссии «Переход на чистую энергию». По его мнению, ни одна компания не изменит свою стратегию, пока текущая стратегия энергопотребления позволяет ей оставаться прибыльной.
О том же говорил глава французского энергетического гиганта Total Патрик Пуянне: «Пока у нас не будет цены на углерод, газ никогда не обойдет уголь». Он привел пример Великобритании, где введение углеродного налога в размере 20 долларов за тонну привело к тому, что всего за два года энергобаланс сместился с угля на газ. А Кристина Фигерес, бывший генеральный секретарь ООН по климату, была еще более категорична в своей оценке, заявив: «В мире попросту больше нет места для новых угольных проектов».
Подводя итоги форума, первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что интерес зарубежных инвесторов к России в Давосе превзошел ожидания: «Что касается экономики и потенциальных возможностей в России — огромный интерес. Мы, честно говоря, думали, что будет немного скромнее, но интерес огромный».
В целом Давосский форум сейчас больше ставит вопросы будущему, чем дает ответы на них. Именно в день завершения форума произойдет инаугурация и официальное вступление в должность президента США Дональда Трампа — и то, как будет действовать новая администрация, может серьезно изменить мировой расклад и в политике, и в экономике. Тем интереснее будет Давосский форум-2018.