Россия
18:43, 24 января 2017

Не выйти за Раменки Чем грозит Москве новый долгострой на Мичуринском проспекте

Алексей Стейнерт (Руководитель отдела отдела «Силовые структуры»)
Фото: Ольга Пашкова / Фотобанк Лори

В середине января жители престижного района Раменки на западе Москвы узнали из СМИ о планах столичных властей построить около 1,3 миллиона квадратных метров недвижимости рядом с их домами. Горожане много лет ждали создания на месте предполагаемой застройки на берегу речки Раменка огромного парка — но их мечтам, похоже, не суждено сбыться. В непростой судьбе уникального участка «золотой» московской земли, до которого каким-то чудом еще не успели добраться строители, разбиралась «Лента.ру».

58 гектаров раздора

29 января газета «Ведомости» сообщила о том, что градостроительно-земельная комиссия Москвы (ГЗК) в декабре 2016 года одобрила проект планировки территории в 160 гектаров, ограниченной улицей Лобачевского, киевским направлением МЖД, Мичуринским проспектом и рекой Раменка. По данным источников издания, там предполагается строительство около 1,3 миллионов квадратных метров недвижимости; при этом большая ее часть будет возведена на территории в 58 гектаров, которая ранее принадлежала Елене Батуриной, жене бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова.

По состоянию на 2009 год земельный участок был оформлен на компанию «Территориальная дирекция «Раменская». По данным BFM, 90% акций дирекции принадлежало Батуриной — президенту строительной компании «Интеко», а еще по 5% — вице-президентам «Интеко» Олегу Солощанскому и Константину Эделю. В Раменках планировалось строительство элитного ЖК «Сетунь-Хиллс», однако, затем проект свернули.

В 2009 году «Интеко» продала 58 гектаров земли в Раменках компании «Премьер Эстейт», возглавляемой Светланой Тимониной. Кредит на сумму в 12,6 миллиарда рублей, необходимые для покупки участка, был выдан Банком Москвы под залог приобретаемой земли.

По данным РАПСИ, в конце 2010 года в отношении Андрея Бородина — в то время президента Банка Москвы — и его первого заместителя Дмитрия Акулинина было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества со средствами, выданными компании «Премьер Эстейт». По версии следствия, служащие банка знали о недостоверности предоставленных «Премьер Эстейт» сведений об оказавшейся в залоге земле, но ввели в заблуждение руководство банка.

В итоге в «Премьер эстейт» и ТД «Раменская» были начаты процедуры банкротства. Андрей Бородин получил в Великобритании статус беженца и стараниями своих адвокатов был исключен из базы розыска Интерпола: его преследование в России сочли политическим. Дмитрий Акулинин также скрывается за границей. Что касается Светланы Тимониной, то 25 февраля 2016 года по делу о хищениях в Банке Москвы она была приговорена к пяти годам колонии. Однако, 11 ноября 2016 года Мосгорсуд отменил ее приговор и освободил Тимонину из-под стражи.

Между тем 58 гектаров земли в Раменках, оказавшихся в центре скандала, по данным газеты «Ведомости» осталась у Банка Москвы и в конечном итоге ею занялся «Дон-строй инвест».

Рухнувшие мечты о парке

«Жители района, особенно те, что давно живут в Раменках, безусловно, недовольны последними новостями о застройке. Четная сторона Мичуринского проспекта, в районе которой собираются массово возводить здания — там раньше была деревня, кое-где до сих пор сохранились огороды. Эта территория примыкает к долине реки Раменка. Еще при Лужкове нам обещали, что в обмен на прилегающую застройку жители района получает своеобразную компенсацию в виде создания в долине особо охраняемой природной территории (ООПТ), ландшафтного заказника "Долина реки Раменка"», — говорит депутат совета депутатов муниципального округа Раменки Марина Ивлиева.

По словам Ивлиевой, в начале «нулевых» был выпущен ряд распорядительных документов, проведена экологическая экспертиза и описана флора и фауна довольно болотистой долины Раменки. Все эти бумаги подтверждали ценность территории. Оставался последний шаг — распоряжение правительства Москвы о создании природного заказника, вместо которого местные жители получили информацию о планах инвестора по строительству в долине реки Раменка более миллиона квадратных метров недвижимости.

«Судя по всему, планируется выделить 31 га земли под озелененную территорию, об ООПТ речь уже не идет. Но у нас есть опасения, что это некая общая цифра, включающая, к примеру, газоны вдоль дорог; такой печальный опыт в Раменках уже был. Этот проект ужасает местных жителей, их реакция на него резко отрицательная. Если раньше Батурина собиралась строить около 600 тысяч квадратных метров недвижимости рядом с рекой Раменка, то здесь масштабы существенно больше. Планируемая застройка — варварская, она окажет серьезное негативное влияние на экологию района, который раньше считался одним из самых экологически благополучных в Москве. С новой недвижимостью в Раменках появится дополнительно 17 тысяч жителей, которые дадут огромную нагрузку на существующую инфраструктуру», — отмечает депутат.

Заповедный уголок под прицелом строителей

«Раньше в долине реки Раменка были деревни, жилой сектор частных домов. Жители возделывали там землю на собственных огородах. Сейчас там порой встречаются погреба, где хранились припасы. В 80-90-е годы на этой территории стали стихийно возникать подобия промзон со складами. Но природная часть, примыкающая к пойме Раменки, овражистая, озелененная, с остатками растительности, в том числе и занесенной в Красную книгу Москвы, всегда оставалась свободной», — рассказывает Марина Ивлиева.

По мнению депутата, огромный участок земли в Москве долгое время пустовал потому, что для его застройки нужен солидный инвестор со средствами. При Лужкове в роли него выступала компания «Интеко» — в Раменках у нее много проектов: это, в частности, ЖК «Шуваловский», и ЖК «Dominion», расположенные по бокам от территории МГУ. Однако, застройка у компании Елены Батуриной не удалась; теперь на смену «Интеко» пришел другой строительный гигант — «Дон-строй инвест». У компании в Раменках есть немало крупных проектов — это, в частности, высотка «Дом на Мосфильмовской» и квартал «Воробьевы горы». Правда, депутат выражает опасения, что даже со средствам «Дон-строй инвест» в нынешней экономической ситуации освоение огромной территории в долине реки Раменка может затянуться надолго. И это несмотря на то, что в плане строительства территория достаточно простая.

«Единственная сложность на участке рядом с Раменкой, как мне кажется, это природный рельеф. Там есть болотистые места, у реки на этом участке изгиб, а у склонов террасный характер. Но все это решаемо. Фактически, это территория, готовая под застройку. Мы надеялись, что с уходом Лужкова и ослаблением «Интеко» в долине Раменки появится огромная парковая, рекреационная зона на участке, аналогов у которого в столице нет. Там могли бы быть и элементы культурных капитальных зданий — ведь в Раменках сегодня нет ни одного кинотеатра, ни одного концертного зала, ни одного бассейна. Мы думали, что в районе наконец появится общественное, озелененное пространство. Полгода назад мы писали обращение в столичный Департамент природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС), спрашивали чиновников о судьбе интересующей нас территории. Ответы были уклончивыми — и теперь понятно, почему: Москва искала, кому этот участок продать», — говорит депутат.

Зреющий протест

Марина Ивлиева опасается, что «стройка века» в Раменках неминуемо обернется страшным ударом по экологии Москвы, которая и так находится не в лучшей форме.

«Ненужный бетон наверняка будут сливать в речку Раменку — такое мы уже наблюдали при строительстве ЖК «Мосфильмовский». Весь берег был залит бетоном, засыпан строительным мусором; наши активисты вызывали экологический мониторинг, накладывались штрафы….К сожалению, сейчас вообще контроль за строительством очень поверхностный, формальный. Жители района в шоке. У нас последняя поликлиника была построена в конце 80-х годов — с тех пор ни детская, ни взрослая не расширялись. А стройки все идут. И многочисленные новоселы будут идти в те же самые поликлиники. А ведь есть еще дороги, развязки, стоянки! И плюс к этому инфраструктурному кошмару мы получим уничтожение той природы, тех ландшафтов которыми мы гордились. У нас сейчас соловьи поют — как видно, до поры…», — комментирует депутат.

Ивлиева отмечает, что пока жители Раменок видели лишь публикации в СМИ о предстоящем строительстве: проект планировки пока не приходил в местный совет депутатов. Однако, общественность района уже обдумывает варианты борьбы с его массовой застройкой.

«У нас в Раменках назревает еще одна незаконная стройка: вместо АТС на Ломоносовском проспекте хотят построить 17-ти этажный жилой дом. Возможно, эти два проекта станут причиной для громких митингов со стороны местных жителей с требованием о проведении объективных экологических экспертиз», — заключает Ивлиева.

Задраят форточку столицы?

«Экология — вещь комплексная, в ней нужно учитывать все компоненты. Сейчас застроена Павшинская пойма, Тушинский аэродром, построен ММДЦ "Москва-сити" — и русло Москва-реки оказалось загороженным. Вся вентиляция центра города проходила вдоль этого русла. У нас же столица в тех местах, где проходит Москва-река, находится как бы в ложбине, а районы Воробьевых гор или Теплого Стана находятся на примерно 70-ти метровом возвышении. И к этой высоте добавились 20-ти этажные дома, еще где-то 60 метров. На выходе мы получили "стенку" вокруг Москва-реки высотой больше 100 метров», — рассказывает сопредседатель Союза общественных экологических организаций Андрей Фролов.

По словам эксперта, москвичи постепенно начинают ощущать на себе последствия такой застройки. Раньше продувание центра Москвы в основном шло с северо-запада — но это направление перегородили домами. Теперь дошла очередь до рек Раменка и Сетунь; через последнюю идет проветривание центра города с юго-западного направления. Фролов считает, что если там тоже создадут «стенку» из высоток, центр просто не будет проветриваться, что чревато ухудшением самочувствия людей. Специалист приводит пример, когда несколько лет на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) в Капотне (Юго-восточный округ) были проблемы и дым оттуда пришел в центр столицы и стоял там некоторое время. Выдуваться из города ему мешала застройка.

«В советские времена такие вещи просчитывались. Планы города 70-х годов предусматривали наличие семи экологических "рукавов" в Москве, которые сознательно не застраивали. Они нужны были для вентиляции столицы и обеспечивали перемещение по ней животных и насекомых. Сейчас их осталось всего три: это Лосиный остров, Измайлово и небольшой участок в Строгино и Воробьевых горах, который стремительно уничтожается. Сетунь наполовину уничтожена — а застройка Раменок положит этому направлению конец», — говорит эксперт.

Фролов отмечает: большинство крупнейших мегаполисов мира находятся вблизи морей и океанов. Примеров тому много — это Нью-Йорк на берегу Атлантического океана, Лондон и Париж, которым до этого океана недалеко, Стамбул рядом с Черным морем. Близость «большой воды» обеспечивает в этих городах хорошую вентиляцию. В Москве из-за ее расположения в глубине материка такой вентиляции нет; больше того — в столицу воздух с запада уже приходит загрязненным Польшей и Белоруссией. Поэтому, по мнению эксперта, в Москве нужно очень бережно относится к вопросам вентиляции — а в конечном итоге в городе она постепенно сводится на нет.

< Назад в рубрику