Вечером 26 января 41-летний инспектор ДПС Алексей Коняев, рискуя жизнью, спас из тонущего в Москве-реке автомобиля Subaru Forester 34-летнюю женщину-водителя: разбил стекло машины льдиной и вытащил пострадавшую из воды. Героя и спасенную им даму госпитализировали. Вскоре Коняева ожидает государственная награда. Но героизм проявляют не только те, кому это предписывает кодекс чести. Порой это случается и с самыми обычными людьми. «Лента.ру» вспомнила недавние драматичные истории спасения человека человеком.
Около 23:00 26 января на Ростовской набережной в самом центре Москвы, напротив ТЦ «Европейский» произошло серьезное ДТП: автомобиль Subaru Forester из-за столкновения с другой машиной потерял управление, пробил ограждение и упал в Москву-реку. К счастью, на месте событий оказался экипаж ДПС: полицейские немедленно вызвали экстренные службы, но женщине, оказавшейся в ледяной воде вместе с машиной, нужна была срочная помощь — счет шел на минуты...
«Автоинспектор Алексей Коняев прыгнул в ледяную воду, куском льдины разбил заднее стекло тонувшей иномарки и вытащил 34-летнюю женщину из салона. Его коллеги и очевидцы с помощью буксировочного троса помогли полицейскому с пострадавшей выбраться на берег, — рассказала официальный представитель МВД России Ирина Волк. — Руководство МВД России готовит представление к государственной награде капитана полиции Алексея Коняева».
Спасенная сразу же была передана прибывшим на место происшествия врачам для оказания медицинской помощи. Инспектора ДПС с общим переохлаждением и отморожением обеих кистей тоже госпитализировали.
По данным МВД России, 41-летний Алексей Коняев работает в органах внутренних дел с 1997 года, он женат, воспитывает двух несовершеннолетних детей.
«Мы увидели группу людей на тротуаре у парапета Москвы-реки, где не хватало трех пролетов. Подошли узнать, в чем дело, — и увидели автомобиль Subaru, который уходил под воду. В задней части машины кто-то копошился. Мы подумали, что это могут быть дети. Сразу же позвонили в дежурную часть, вызвали скорую и решили попытаться спасти тех, кто был в автомобиле, самостоятельно», — рассказал Алексей Коняев сослуживцам, пришедшим его навестить.
По словам Коняева, вместе с одним из водителей-очевидцев они спустились вниз и через разбитое стекло со второй попытки вытащили из машины женщину. Сразу извлечь водителя не удалось, поскольку левое стекло было слишком маленьким. Во время операции полицейский держал голову женщины над водой и не давал ей захлебнуться.
«При помощи других водителей нам удалось поднять женщину на набережную. Конечно, мы рисковали, но были опоясаны страховочными тросами, которые организовали водители. Надо было спасать человека. Никаких травм, к счастью, я не получил, чувствую себя удовлетворительно. Немножко обморозил пальцы, но сейчас все в порядке», — сказал полицейский.
Коняев объяснил, что каждый в их экипаже был готов действовать. Трое полицейских, которые были с ним в патруле, тоже снимали куртки. Но Алексей был легче всех, поэтому именно он спустился вниз.
«Наш пациент в результате инцидента получил общее переохлаждение и обморожение пальцев кистей обеих рук I-II степени. В настоящее время здоровью Алексея ничто не угрожает — думаю, в ближайшее время он может быть выписан домой», — сообщил Михаил Царев, заместитель главного врача по медицинской части Первой городской больницы.
«В ледяной воде есть неприятная особенность — через пять-семь минут начинается что-то вроде атрофии мышц из-за холода — руки и ноги перестают слушаться человека. Он смог разбить стекло куском льда, это тоже нужно уметь. Нужен сильный размах и толстый кусок льда. Здесь нужна большая физическая сила. Мы используем специальное оборудование. Хоть сотрудников ДПС часто ругают, но в важную и решающую минуту нашелся человек, который взял на себя такую ответственность и совершил подвиг», — прокомментировал Федеральному агентству новостей спасатель международного класса отряда «Центроспас» МЧС России Константин Гаврилов.
Алексей Коняев — один из многих офицеров МВД, проявивших героизм из сострадания к ближнему. Глубокого уважения достоин поступок и другого полицейского — Даниила Максудова, принимавшего участие в спасении людей на участке трассы Оренбург — Орск, где вечером 2 января 2016 года сильнейший буран заблокировал машины. С места затора эвакуировали 84 человека, один из пленников стихии погиб от переохлаждения, более десяти были госпитализированы.
Максудов с коллегами вызволял людей, застрявших в засыпанных снегом автомобилях. Среди них были женщины и дети. Полицейский отдал девушке свою куртку, а ребенку — рукавицы, в результате сам получил обморожение.
Врачи наблюдали за состоянием полицейского две недели, и в конце концов консилиум специалистов решил, что необходимо оперативное вмешательство: Максудову ампутировали мизинец и половину безымянного пальца левой руки. Позднее власти Оренбургской области вручили ему ключи от трехкомнатной квартиры.
Но участие в судьбе других принимают не только те, кто давал присягу. Пример тому — история, произошедшая в мае прошлого года в Москве.
В старой пятиэтажке на 6-й Кожуховской улице (Южнопортовый район, ЮВАО) около полудня 1 мая семья Мишустиных отмечала Пасху: за столом сидели 30-летняя Любовь, ее сыновья — 10-летний Даниил и полуторагодовалый Сергей и их 60-летняя бабушка. Торжество прервал пожар из-за замыкания в ветхой электропроводке.
«Мы с детьми подошли к окну и стали отчаянно звать на помощь. Но день был выходной, людей на улице почти не было», — вспоминает Мишустина.
К счастью, домой возвращался 14-летний Виктор Орленко из соседнего подъезда, заметил клубы дыма, услышал крики и тут же позвал на помощь отца — 50-летнего Бориса Орленко.
Как потом рассказал Борис, когда он выбежал на улицу, несколько человек — соседи и прохожие — стояли и снимали на смартфоны пожар под крики Мишустиной и ее сыновей. По кованой решетке первого этажа, а затем по шаткой газовой трубе он сумел добраться до терпящей бедствие семьи.
«Я не боялся — чего бояться-то… Вначале я одного за другим спустил вниз мальчишек, — рассказывает Борис. — У старшего изо рта уже шел дым. Потом прибежал парень из соседнего подъезда, и мы вместе вытащили из окна их маму. Хотели спасти Марину Николаевну — я ее знал, мы общались, — но не смогли: вся квартира была в огне. Пожарные потом сказали, что когда мы доставали Любу с детьми, бабушка уже была мертва — ничего нельзя было сделать».
В молодости Борис Орленко успел натворить дел: за кражу магнитолы из машины в 1986 году он оказался на так называемой «химии» — в колонии-поселении.
«В милицию сам пришел с повинной. В колонии провел три года — с 1986-го по 1989-й. Потом освободился и наладил нормальную жизнь. Моя судимость давно погашена, у меня жена и сын, работаю водителем. О "химии" напоминают только многочисленные наколки», — говорит Орленко.
Жаргонный термин «химия» возник потому, что в СССР на принудительные работы отправляли прежде всего на заводы с опасным производством, в том числе на предприятия химической промышленности. Потом «химией» называли уже любую стройку. Осужденные содержались в огороженных общежитиях с КПП, занимались вредной работой, за которую не брались «вольные», — даже один год «химии» мог сильно испортить здоровье.
10 сентября 2016 года, в День города Москвы, в присутствии Любови Мишустиной и ее детей Борис Орленко был награжден ведомственной медалью МЧС России «За отвагу на пожаре».
В Москве 4 марта 2013 года свидетелями спасения детей из огня оказались жильцы панельной девятиэтажки, расположенной рядом с кинотеатром «Тбилиси». Пенсионер Виталий Дегтярев около 16:00 парковался на стоянке у дома, когда заметил пламя на седьмом этаже. Дегтярев сразу отогнал машину в сторону, полагая, что место понадобится пожарным расчетам. А потом разглядел в дыму двух чумазых ребятишек — брата и сестру, рыдающих от страха на карнизе.
В армии мужчина служил в погранвойсках, где его научили быстро соображать и действовать. Он достал с заднего сиденья машины одеяло и позвал на помощь дворников. Они натянули одеяло под окнами горящей квартиры, после чего пенсионер скомандовал детям прыгать по одному. Сестра правильно рассчитала траекторию и толкнула брата так, что мальчик приземлился точно в центр «батута». Ей повезло меньше — она упала на край одеяла и перевернулась на снег. В итоге дети получили сотрясения мозга, ушибы, девочка — переломы, но главное — они остались живы и вскоре полностью оправились от травм. И все это благодаря смелости и смекалке одного человека.
Как выяснилось позже, дети, оставленные ненадолго без присмотра, от скуки стали играть с найденными спичками и случайно подожгли шторы. Огонь быстро отгородил малышей от спасительной входной двери, они распахнули окно, из-за чего пламя разгорелось еще сильнее и перекинулось на лоджию.
«Если бы не было одеяла — руками бы ловил. У меня тоже внуки есть», — сказал позже пенсионер-герой.