«От отбора до дебюта на ринге доживают единицы»

Как бывший корреспондент «Ленты.ру» стал русским рестлером

В США реслинг давно превратился в огромную индустрию, приносящую колоссальные доходы. Раскрашенные, одетые в яркие наряды спортсмены становятся суперзвездами, за их противостоянием наблюдают миллионы телезрителей. Русский реслинг пока находится в начальной стадии развития. Бывший корреспондент «Ленты.ру» Станислав Мещеряков, выступающий под эгидой Независимой федерации реслинга (НФР), рассказал, почему он превратился в Ронни Кримсона и что нужно сделать, чтобы вывести его любимый вид спорта из тени.

«Я считаю реслинг спортом»

«Лента.ру»: Как возникла идея попробовать себя в реслинге?

Мещеряков: Думаю, если спросить об этом любого рестлера, то ответ будет одним и тем же — все смотрели на поединки в детстве. Когда я был школьником, весь мой класс следил за соревнованиями по реслингу. Так получилось, что только я увлекся этим серьезно. В Ярославле, где я родился и жил, открылась специализированная школа. Это вообще было какое-то чудо, потому что еще одно такое заведение есть только в Москве. Мой тренер занимался в столице, а потом открыл школу в Ярославле. Долго я не думал, пошел сразу. К сожалению, в родном городе с реслингом дела не сложились.

Почему?

В школе не хватало людей. Негде было выступать, ведь реслинг для России — вещь, мягко говоря, новая. И я в 2005-м перебрался в Москву. Вместе со мной переехали многие ребята из Ярославля. А вообще я начал в 2004.

При этом НФР была образована только в 2002 году.

Да, в том же году открылась школа в Москве. Людей было немного. Однако в конце 2002 года НФР уже организовала первое шоу. С того момента мероприятия проходят регулярно. На первых порах проблема заключалась в том, что никто не знал о появлении реслинга в России. Со временем в школу пошли люди. Однако там серьезный отбор, многие понимают, что реслинг не для них уже после первого занятия. Чисто физически не справляются с нагрузками. Вообще, от отбора до дебюта на ринге «доживают» единицы. Рестлеры относятся к тому, что они делают, по-разному Но я же считаю реслинг спортом. Я тренируюсь и готовлюсь как спортсмен.

Сколько времени уходит на реслинг?

Тренировки три раза в неделю. Если вы недавно начали, это необходимо, чтобы поддерживать форму. Тем, кто выступает несколько лет, нет нужды заниматься с новичками, но обязательно следует поддерживать форму в тренажерном зале. В то же время постоянно нужно развиваться, пробовать что-то новое.

Как возник псевдоним Ронни Кримсон?

В одном аркадном файтинге был такой персонаж — Кримсон. Я просто добавил Ронни. На самом деле имя ничего не значит. Это просто псевдоним, который я выбрал когда-то давно, и он прижился.

Прием «кримация» — фирменный?

Да. Это даже комбинация из нескольких приемов. Я видел, что несколько рестлеров из Штатов его использовали. Уже после того, как я начал его делать. Думаю, пускай так будет (смеется).

Чему учат в школах рестлеров?

В школе НФР прежде всего работают над физической формой. Рестлеру нужно готовиться к выходу на ринг так же, как и, например, боксеру, или бойцу ММА. Вообще, если у человека есть хоть какой-то спортивный опыт, то это только приветствуется. К нам, например, приходили из самых разных видов спорта — фигурного катания, борьбы, бодибилдинга, футбола... Нужны и определенные артистические данные, чтобы вызвать отклик у зрителей. Зрители — такие же участники шоу, как и сами рестлеры. Никому не интересно смотреть на простых ребят, которых можно встретить у себя во дворе.

В каких соревнованиях выступать круче: одиночных или командных?

Кому-то кажется, что в одиночном реслинге больше драмы. Для кого-то командные матчи и четыре спортсмена на одном ринге — это экшн. Мне нравится и так, и так. Проявить себя можно в любом типе матча.

«Хотите комедию — пожалуйста, хотите драму — получите»

Для вас реслинг — это увлечение. А есть ли те, кто уходят в него с головой и зарабатывают на жизнь именно на ринге?

Конечно. Другое дело, что заработать нормальные деньги на реслинге в России сейчас очень сложно. У нас были те, кто связывали свою жизнь с рингом, уезжали выступать в другие страны. Кто-то добился успеха, у кого-то не сложилось. Наши борцы постоянно ездят выступать за рубеж, именитые спортсмены, выступающие в самых известных организациях, приезжают бороться в НФР. В целом все реально.

В США на реслинге зарабатываются огромные деньги.

Нам, конечно, немного обидно (смеется). Дело в российском менталитете. Многие реслинг просто не воспринимают. Чтобы это изменить, нужно хоть раз сходить на живое выступление. Я не встречал ни одного человека, который, посмотрев шоу живьем, объявлял его какой-то непонятной ерундой. Наоборот, ко мне подходили и говорили, что изменили свое мнение. Ведь реслинг — это прыжки, трюки, броски, элементы из других видов борьбы. Это очень динамичное и захватывающее зрелище. Каждый может найти для себя то, что он хочет. Хотите комедию — пожалуйста, хотите драму — получите. Хотите ярких персонажей и супергероев, экшн, спорт? Все это здесь есть. Пока же реслинг в России находится в начальной стадии развития. Надеемся, что нам удастся сделать шаг вперед и заинтересовать как можно больше людей.

Что нужно, чтобы русский реслинг превратился в индустрию?

Нужно понимать, что подобный вид развлечения требует определенной подачи для аудитории, которая не знает, что это такое. Но чтобы догнать, например, американцев, следует привлечь внимание телевидения, причем не только на локальном уровне. У нас уже был опыт трансляции шоу на телеканале «7ТВ», если помните такой. С 2008 по 2010 год был пик популярности реслинга в России, потому что нас показывали. Хотя канал был не самым популярным, нас смотрела вся Россия. Всем понятно, что телевидение — большая сила. Если бы «7ТВ» не прекратил свое существование в 2011 году, уверен, нас бы до сих пор транслировали.

«Российская фишка — это контакт со зрителями»

Что все-таки в реслинге ценится больше: артистизм или физическая подготовка?

Думаю, и то и другое. Ты можешь быть суперкачком, способным поднять 300 килограмм, но если у тебя нет харизмы, ты не добьешься взаимодействия со зрителями. Есть, на первый взгляд, невзрачные люди, на ринге сводящие зрителей с ума. В идеале, конечно, нужно быть смелым, ловким, умелым и при этом хорошо выглядеть. Ведь встречают, как известно, по одежке.

Многие рестлеры учитывают это и выходят на ринг в ярких костюмах и боевом раскрасе. Почему ваш стиль более спокойный?

Я решил сделать упор не на внешний вид, а на работу на ринге. Наши зрители принимают меня таким, какой я есть. И мне хочется думать, что это правильный путь. Поэтому я не надеваю маску, не раскрашиваю лицо. Стараюсь зацепить фанатов своим поведением, техникой.

Маска имеет какое-то символическое значение для тех, кто в ней выступает?

Это прежде всего создает интригу. Человек в маске — загадка. Например, в Мексике большинство рестлеров выступает в масках. Такая там традиция. Они используют цвета и рисунки, которые характеризуют только их. Даже в публичных местах не снимают маску. В Мексике проводятся матчи за маску. Потерять маску — личная трагедия, позор. Маски носят годами, передаются из поколения в поколение. Для наших рестлеров маска тоже символ, характеризующий личность. То же самое с волосами. Если ты проиграл в матче за волосы — победитель самолично бреет тебе голову прямо на ринге.

В России есть такие фишки, как борьба за маску или волосы в Мексике?

У нас тоже проходили матчи за маску и волосы. Я бы сказал, что главная российская фишка — это контакт со зрителями. У нас есть своя преданная аудитория, и мы стараемся уделять ей как можно больше внимания. Стараемся построить наши выступления так, чтобы зритель принимал в них участие. На нашей домашней арене зрители находятся близко к рингу. Весь экшн проходит рядом с ними. Мы хотим, чтобы зрители уходили домой счастливыми. В некоторых матчах разрешено применение посторонних предметов. Но мы стараемся не использовать подручные предметы, чтобы не нанести вред людям в зале. Когда же мы выступаем в других залах и расстояние достаточное, то можем разгуляться. К тому же по периметру всегда стоят охранники, которые исключают возможность травмирования зрителей.

Говорят, бои в реслинге — постановка.

На самом деле это не так. Эмоции, которые испытывают зрители, — настоящие. Эмоции рестлеров — тоже. Боль, травмы — все это реально. Никто не говорит: «Сейчас я подойду и ударю тебя». Подготовка такая же, как и в боевых искусствах. Спортсмены работают с боксерской грушей, тренируются по несколько часов в день, включая день выступления. Несколько человек пришли из джиу-джитсу и других видов единоборств, элементы которых используют в реслинге. Многие говорят, что шоу — подстава, но это тяжкий труд, который можно оценить в полной мере только придя на шоу.

Рестлеры часто получают повреждения?

К сожалению, бывает. От этого никто не застрахован. В нашем виде спорта можно сделать один шаг по рингу, и ты уже получишь травму ноги. Конечно, хотелось бы, чтобы травм не было. Но они случаются. Ребята растягивают связки, два-три раза были переломы. Преобладают небольшие повреждения, вроде разбитого носа, синяков, вывихов. Но это часть реслинга, шишки набиваются в любом виде спорта.

Насколько для рестлера важно обладать опытом именно в единоборствах?

Это очень хорошо, но совершенно необязательно. Прошедшему школу вольной борьбы или джиу-джитсу полегче, потому что навыки этих единоборств очень помогают при обучении. Некоторые элементы переходят в реслинг.

Под эгидой НФР выступают шесть девушек. Почему они пришли в реслинг?

Реслинг — это способ самовыражения. Думаю, девушки также смотрели его в детстве, поэтому и пришли в этот вид спорта. На девчонок очень бурно реагируют зрители. Порой девушки демонстрируют совершенно невероятные вещи. Это вносит разнообразие в шоу и привлекает женскую аудиторию.

А что для вас реслинг?

Естественно, это и способ самовыражения, и поддержания физической формы и так далее. Но прежде всего для меня реслинг — это форма искусства и возможность взаимодействовать с фанатами. Любое искусство служит для того, чтобы вызывать у людей эмоции. Здесь то же самое. Фактически рестлеры пишут картины на ринге. Как я говорил, каждый зритель может найти здесь что-то свое. Хотите летающих супергероев, комедийных персонажей или героев драмы, вы все это увидите. Все это есть. Если мы подарили людям эмоции и они уходят домой счастливыми, значит, мы хорошо сделали свою работу.