Комсомолки, отличницы, спортсменки — многие из них шли к высшим постам через карьеру в компартии, а потом с тем же энтузиазмом обличали тоталитаризм; занимали должности министров в новых независимых государствах или возглавляли свои партии — под новыми демократическими названиями. Кто-то волею судьбы оказался главой государства, а кому-то повезло родиться во влиятельной семье. Иные демонстрируют в парламенте хулиганские замашки и шокируют общественность искренними высказываниями. В последние годы женщины играют все большую роль в профессиональной политике. «Лента.ру» в Международный женский день рассказывает о самых ярких и перспективных женщинах постсоветского пространства, занимающих высокие посты или желающих на них вернуться.
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд стала главой государства чуть ли не случайно — по крайней мере раньше она не была замечена в политических амбициях. Выпускница Тартуского университета была банковским клерком, потом директором электростанции, а в 2004-м стала представителем Таллина в Европейской счетной палате. До 2016 года Керсти успешно работала аудитором, пока в республике не случился негромкий политический скандал. В августе-сентябре эстонскому парламенту предстояло выбрать нового президента.
В результате трех туров голосования в Рийгикогу определились лидеры: представитель Центристской партии Майлис Репс и Сийм Каллас от Реформистской партии. Но необходимого количества голосов ни один из них не набрал. Дальше вопрос о главе государства предстояло решить коллегии выборщиков. Но и тут интрига не разрешилась, хотя в борьбу вступил такой политический тяжеловес республики, как глава МИД Марина Кальюранд. Ради участия в выборах она даже ушла в отставку с поста министра. И тут журналисты газеты Postimees раскопали, что отец Марины Имантс Уйтс служил в СС и даже был награжден двумя железными крестами. Улучшил или ухудшил этот факт позиции Кальюранд — неизвестно, но голосование снова не выявило победителя.
Эксперты объясняли затянувшиеся выборы серьезной борьбой внутри элит маленькой страны. Когда эстонские страсти накалились до предела, все заинтересованные стороны решили пойти на компромисс, и в октябре 2016-го мало кому доселе известная Кальюлайд была утверждена парламентом в должности президента страны.
Став главой государства, Керсти продемонстрировала, что она действительно человек в политике новый. Вразрез с установившейся в Эстонии практикой пренебрежения интересами национального меньшинства она заявила, что намерена общаться с русскими жителями республики на их родном языке. В 2017 году на Мюнхенской конференции по безопасности ведущий панельной дискуссии не узнал эстонского президента: увидев тянущую руку женщину, он поинтересовался, кто она и какую страну представляет.
У президента Литвы Дали Грибаускайте, числящейся в «ястребах» прибалтийской политики и регулярно выступающей с резкими заявлениями в отношении России, прекрасная комсомольская биография. В 2013 году к тому же выяснилось, что отец Дали служил в НКВД. Сама Грибаускайте была примерной комсомолкой, в 1983 году вступила в компартию, в том же году окончила Ленинградский университет по «партийной» специальности — политэкономия. По информации российского журналиста Максима Леонова, в это время Даля жила на квартире, которая находилась в ведении хозяйственного управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области. По словам Леонова, в 1981-м студентка Грибаускайте в числе прочих отличников и активистов удостоилась беседы с заместителем председателя КГБ СССР Виктором Чебриковым. О чем они беседовали — неизвестно, но, по утверждению информатора журналиста, все приглашенные к разговору с замом главного чекиста страны в будущем сделали хорошую карьеру в своих республиках.
Вернувшись в Вильнюс, Даля устроилась в Высшую партийную школу, где и работала до 1990 года. Перемены в жизни республики не выбили из колеи коммунистку и преподавательницу партшколы. Даля, видимо, рассудила, что руководители нужны всегда, и в 1991-м отправилась учиться по программе руководителей при Институте международных экономических отношений Джорджтаунского университета.
В независимой Литве она успела побывать заместителем министров финансов и иностранных дел и министром финансов, пока в 2009 году не победила на президентских выборах. Ее поддержали 69 процентов граждан, имеющих право голоса. Интересная деталь: Даля Грибаускайте обладает черным поясом по карате.
Мехрибан Алиева была назначена первым вице-президентом Азербайджана 21 февраля указом собственного мужа — главы государства Ильхама Алиева. Мехрибан происходит из очень влиятельной семьи Пашаевых, ее дед — классик азербайджанской литературы, отец — ректор авиационной академии, дядя — замминистра иностранных дел и ректор Дипломатической академии, сестра возглавляет филиал МГУ в Баку и республиканский Союз писателей.
Как объяснил в комментарии «Ленте.ру» Артур Атаев — политолог, востоковед, специалист по Кавказу в обществе «Двуглавый орел», назначение Мехрибан Алиевой на пост первого вице-президента официально закрепило ее и без того высокий статус в истеблишменте республики. «Если вывести за скобки международные углеводородные проекты, то Мехрибан Алиева, урожденная Пашаева, фактически второе по степени политического веса лицо Азербайджана на международной политической арене», — подчеркнул он.
Прослыть эпатажным политиком на Украине сложно, но депутату Верховной Рады Украины Надежде Савченко это удалось. У нее действительно нестандартная политическая биография. Надежда родилась в Киеве, после школы какое-то время училась в Киевском университете, поступила по контракту в вооруженные силы, в 2004-2005 годах служила в составе украинского контингента в Ираке. Об этом периоде своей жизни она оставила яркие мемуары, в которых довольно нелицеприятно отзывается о нравах в Вооруженных силах Украины. Затем Савченко окончила Харьковский университет воздушных сил, а в 2014 году приняла участие в боевых действиях в Донбассе в качестве волонтера добровольческого батальона «Айдар».
В июне 2014-го Савченко была задержана на территории Воронежской области. Сама она утверждала, что ее взяли в плен ополченцы и насильно вывезли в РФ. Украинской военнослужащей предъявили обвинение в убийстве под Луганском журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина и в покушении на убийство их коллеги.
Пока шло судебное разбирательство, Савченко стала депутатом Верховной Рады от партии «Батькивщина» и представителем Киева в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). В марте 2016 года российский суд приговорил ее к 22 годам заключения, но спустя два месяца президент России Владимир Путин помиловал ее по просьбе родственников погибших репортеров.
В мае 2016 года Савченко вернулась на Украину и сразу же начала чудить: отказалась принять букет из рук лидера «Батькивщины» Юлии Тимошенко (формально — своей «крестной матери» в парламенте), пожелала выпить бутылку водки, ходила босой в зале заседаний Рады.
Дальше — больше: всего за год Савченко лишилась ореола мученицы и национальной героини в официальных медиа и превратилась в enfant terrible. Она, видимо, действительно захотела освободить украинских пленных, поэтому встретилась в Минске с лидерами самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, после чего подверглась остракизму со стороны представителей почти всех политических сил Украины, исключена из фракции и из делегации Киева в ПАСЕ.
Но неугомонной Надежде этого показалось мало: она продолжила радовать публику зажигательными речами о необходимости появления украинского Пиночета (каковым она готова быть) и желании украинских военных повернуть оружие против «шоколадной Банковой» (отнюдь не тонкий намек на расположенную на этой улице администрацию президента Украины Петра Порошенко, которому принадлежит кондитерский концерн «Рошен»).
«Крестная» Савченко — Юлия Тимошенко — дала путевку в жизнь многим украинским политикам. По отзывам, ее политическая школа выпускает на редкость изворотливых и гибких в отношении принципов политических бойцов. В парламенте страны — с 1997 года, все это время она успешно использовала образ оппозиционного, чуть ли не революционного политика, оставаясь в хороших отношениях с властью или хотя бы с частью ее представителей. В 2005 году Тимошенко стала первой женщиной — премьер-министром Украины, с 2007-го по 2010-й повторно занимала этот пост. К 2005 году относится и первый конфликт между Юлией и Петром Порошенко, который тогда был секретарем Совета национальной безопасности и обороны. По слухам, Порошенко тогда сам хотел быть главой кабинета министров.
После отставки против Тимошенко возбудили несколько уголовных дел. В октябре 2011-го суд Киева признал бывшую главу кабмина виновной в превышении служебных полномочий. Украинским властям процесс против Тимошенко обернулся имиджевыми потерями: в ПАСЕ и Европарламенте ее признали политической заключенной. В 2014-м, после того как в результате Майдана в Киеве произошел переворот, Тимошенко вышла на свободу (Рада декриминализировала статью, по которой она была осуждена).
Конфликт с Порошенко она не забыла — теперь Тимошенко последовательно критикует власть. Осенью 2016-го администрация президента Украины обвинила ее в попытках дестабилизации обстановки в стране: Юля-де готовит третий Майдан. Служба безопасности Украины вновь завела песнь о происках Москвы — якобы в России разработан план по раскачиванию Украины под кодовым названием «Шатун». Тимошенко не полезла за словом в карман — ответила, что главный «шатун» сидит в кабинете президента Украины. Порошенко на этот раз пришлось промолчать.
Нино Бурджанадзе занимала пост спикера парламента страны в 2003-2004 годах, в 2007-2008-х была исполняющей обязанности главы государства. Окончила МГУ, работала преподавателем в Тбилисском университете, с 1995 года — член парламента Грузии. Долгое время она была соратницей бывшего президента республики Михаила Саакашвили, но в 2008 году оставила пост спикера, создала свою партию и заявила о переходе в оппозицию. Бурджанадзе называют пророссийским политиком, что ей самой, по понятным причинам, не нравится. Она подчеркивает, что Грузии нужны более прагматичные отношения с Москвой.
Будучи довольно узнаваемым даже вне республики политиком, Бурджанадзе пока не может вернуть себе высоких постов: в 2013-м она баллотировалась на пост президента, но заняла только третье место по числу голосов. Неудачно выступила ее партия «Демократическое движение — Единая Грузия» и на парламентских выборах 2016-го. Несмотря на это, Нино от своих взглядов не отказывается. В 2015 году Бурджанадзе сказала, что видит Крым частью России, на что грузинский посол в Киеве Михаил Уклеба отреагировал ожидаемо: заявил, что мнение лидера оппозиционной партии не отражает официальной позиции Тбилиси.
Роза Отунбаева — бывший временный президент Киргизии — тоже училась в МГУ, на философском факультете, затем преподавала диалектический материализм. И, подобно Грибаускайте, успешно делала партийную и государственную карьеру: была секретарем горкома Фрунзе — столицы Киргизской ССР, зампредом Совмина республики, даже послом Советского Союза в Малайзии и Брунее. В независимой республике стала министром иностранных дел, депутатом и лидером фракции Социал-демократической партии в Жогорку Кенеше (парламенте).
После «цветной революции» 2010-го, когда из страны бежал президент Курманбек Бакиев, главой государства внезапно оказалась Отунбаева — она стала руководителем так называемого правительства народного доверия и временным президентом страны. Каким образом профессиональный дипломат оказалась на главном посту в государстве — в Бишкеке не могут понять до сих пор, даже спустя пять лет бывший глава ЦИК не может внятно объяснить, каким образом Отунбаева стала временным президентом.
К тому же мутному революционному периоду, когда из ниоткуда появилось «правительство народного доверия», относится и «ошская резня» — межэтнические столкновения на юге Киргизии, в ходе которых погибли, по минимальным оценкам, сотни людей. Многие тогда обвинили Отунбаеву в потакании погромщикам.
Долгожданная политическая стабильность в Киргизии так и не наступила: теперь бывший президент и глава «правительства народного доверия» выступает на оппозиционных митингах.