Бывший СССР
00:07, 7 апреля 2017

Неизлечимая энергозависимость К чему приведет остановка ТЭС из-за отсутствия угля на Украине

Николай Подгорный ((Киев))
Фото: Архип Верещагин / ТАСС

Сравнительно успешное окончание отопительного сезона 2016-2017 для Украины ознаменовалось новым энергетическим кризисом. Из-за нехватки донбасского угля массово останавливают ТЭС, и это на фоне режима чрезвычайного положения в энергетике, введенного Киевом еще в феврале. Почему возникла такая ситуация и чем она может грозить стране, выясняла «Лента.ру».

Госдеп нам поможет

Серьезные проблемы в украинской энергетике после введения Киевом официальной транспортной блокады неподконтрольной части Донбасса были вполне предсказуемы. Не секрет, что половина ТЭС Украины (7 из 14, причем они снабжают ключевые регионы и столицу страны) работают на угле антрацитной группы, запасы которого расположены на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Согласно формальной статистике, которой хвалятся с телеэкранов киевские власти, в целом добыча угля на Украине в последнее время растет. Но есть нюансы. Во-первых, растет уголь газовых марок, который применять в нынешней ситуации особенно негде; во-вторых, последняя официальная статистика еще учитывает «доблокадную» добычу на угольных предприятиях, расположенных в республиках, неподконтрольных Украине. Сейчас положение дел полностью изменилось: дефицитный антрацит Киеву необходимо где-то покупать, причем максимально быстро.

В правительстве страны надвигающейся катастрофы как будто не замечали. Дескать, пока запасы антрацита есть (согласно официальным данным на конец марта, 513,2 тысячи тонн), а потом видно будет. Но внушительная на первый взгляд цифра, как всегда, с подвохом. Дело в том, что почти половина этих запасов находится на Луганской ТЭС, доступ к которой у Киева, мягко говоря, затруднен. Да и динамика расхода остальной части пугающая: например, за неделю 20-27 марта зафиксировано уменьшение сразу на 12,1 процента. «Тогда будем покупать [уголь] за валюту. Это или США, или Австралия, или Южная Африка», — проинформировал граждан премьер-министр Владимир Гройсман.

Более детальные расчеты публике представил министр энергетики Игорь Насалик. По его мнению, Украине надо закупить 4,7 миллиона тонн антрацитного угля, и главная надежда в этом вопросе — на Вашингтон. «Я направил в Государственный департамент США письмо относительно поставок угля (…). Мы узнали, что можем поставить из Америки 2,5 миллиона тонн», — заявил профильный министр. Хотя повода для оптимизма на самом деле нет, поскольку даже Насалик признает, что «именно об американском угле пока рано говорить». Тем временем частные украинские энергогенерирующие компании на помощь Америки не уповают и уже работают над планами поставок из ЮАР.

Разумеется, в такой ситуации не обошлось без спекуляций на поставках черного золота через Россию. Еще 23 марта Насалик торжественно объявил о готовящемся запрете на импорт антрацитового угля из России, пообещав, что инициатива будет вынесена на рассмотрение кабинета министров на «одном из ближайших заседаний». Однако сегодня можно констатировать, что украинская власть, в иных связанных с Москвой вопросах демонстрирующая завидную скорость, с введением такого эмбарго не торопится. Значит, с импортным антрацитом все не так однозначно, а ситуация на ТЭС страны подтверждает существование серьезных проблем у киевских властей.

«Я знал, что будет плохо, но не знал, что так скоро»

На фоне столь бодрых рапортов информация об остановке сразу четырех ТЭС Украины произвела ошеломляющий эффект. Утром 5 апреля выяснилось, что прекратила производство электроэнергии Трипольская теплоэлектростанция в Киевской области, от которой в немалой степени зависит снабжение столицы Украины. Сейчас там находится всего 36,8 тысячи тонн антрацитового угля, притом что последние дни до остановки эта ТЭС работала одним блоком.

Не прошло и часа, как выяснилось, что та же участь постигла Приднепровскую ТЭС в Днепропетровске (переименован Верховной Радой в Днепр), где также осталось примерно 30 тысяч тонн угля «исключительно как минимально необходимый резервный запас топлива». Владелец этой ТЭС — компания ДТЭК Рината Ахметова — выступил с заявлением, в котором подчеркивается, что станция и так максимально экономно использовала остатки угля, «чтобы работать как можно дольше и обеспечить теплом жителей Днепра до наступления устойчивой теплой погоды». Более того, в этот же день выяснилось, что 6 апреля останавливается Змиевская ТЭС в Харьковской области, а ориентировочно 11 апреля — еще и Криворожская теплоэлектростанция.

В управляющей последними двумя объектами, а также Трипольской ТЭС компании «Укрэнерго», несмотря на беспрецедентность ситуации, делают вид, что ничего особенного не происходит. Мол, станции остановлены не в экстренном порядке, а в рабочем режиме — в соответствии с графиком нагрузок энергосистемы, и вся эта операция с технологической точки зрения была тщательно просчитана, угроз аварийных ситуаций в системе нет. Мотивация у «Укрэнерго» железобетонная: отопительный сезон на Украине завершен — следовательно, можно прекратить генерацию электроэнергии без ощутимых последствий.

Тем временем главный вопрос, который волнует население, — ожидать ли веерных отключений электроэнергии. Министр энергетики ответил загадочно: «отключать электроэнергию по всей Украине не будут». С одной стороны, профильный чиновник вроде бы опровергает негативный сценарий развития событий, с другой — его можно понять так, что «не по всей Украине», то есть в отдельно взятых регионах отключения все-таки возможны. В другом своем комментарии Насалик заявил, что восстановление работы приостановленных ТЭС возможно в середине мая, и уже в последнем месяце весны Украина должна получить первый уголь из ЮАР — примерно 280 тысяч тонн.

Последствия

Что бы чиновники ни говорили о безопасности такого рода массовых отключений ТЭС, понятно, что дать стопроцентной гарантии не может никто. Раньше на Украине столь критических сценариев не использовали, а это значит, что все звучащие сейчас заключения о полной стабильности в энергетической системе носят чисто умозрительный характер. Опять же, если произойдет что-либо нештатное, решать проблемы придется, как говорится, с чистого листа, не имея ни малейшего опыта.

Но и лучший для Украины сценарий, при котором технологических аварий удастся избежать, чреват рядом неприятных последствий. Так, в СМИ уже появилась информация, что на Трипольской ТЭС персонал станции теперь будет работать всего три дня в неделю, вследствие чего их и так не слишком высокая зарплата сократится на 60 процентов. В результате, как свидетельствует источник на ТЭС, работники станции собрались массово увольняться. Поэтому не исключено, что, когда импортный уголь подвезут, работать будет уже некому. Учитывая, что Трипольской, Змиевской и Криворожской ТЭС управляет одна компания — «Укрэнерго», можно предположить, что примерно так же дело обстоит и на других станциях.

Немаловажен для страдающей украинской экономики и финансовый аспект. Понятно, что уголь из далекого зарубежья обходится существенно дороже, чем с Донбасса. Даже при сравнимых отпускных ценах на топливо нужно учитывать затраты на его доставку, да и хитрые манипуляции, позволяющие заработать на такого рода сделках, никто не отменял. Эксперты предполагают рост цены примерно в 1,5-2 раза. В итоге поставки более дорогого угля найдут свое отражение в платежках для населения, а необходимость покупать его за дефицитную (особенно в условиях блокады Донбасса) валюту раскачает инфляцию и рынок в целом.

Далее возникает вопрос с инфраструктурой. Украинские порты и железные дороги в настоящий момент перегружены, поскольку из страны усиленными темпами экспортируется аграрная продукция, в первую очередь — зерно. Можно, конечно, решить этот вопрос прямым указанием из Киева в пользу приема черного золота, однако тогда Украина потеряет очередную часть своего экспорта и валюты. Плюс властям надо подумать, стоит ли провоцировать недовольство «аграрной касты», среди ведущих представителей которой есть и влиятельные олигархи, и крупные западные корпорации.

Следующий момент — совместимость импортного угля с украинским оборудованием. В памяти украинцев еще свеж скандал 2014 года, когда на очередной антироссийской волне Киев поспешно закупил уголь из ЮАР, который оказался попросту непригодным для использования.

Можно прогнозировать, что украинцев ждет очередной «увлекательный» летний сезон. Проблема с ТЭС в случае жаркой погоды станет актуальной уже в мае, когда население начнет пользоваться кондиционерами, а к лету проявится в полный рост. В 2014-м от катастрофы Украину спасла Россия, в самый критический момент обеспечившая недостающее количество электроэнергии. Чем закончатся нынешние угольные игры киевского режима — вопрос открытый.

< Назад в рубрику