Партнерский материал

Алгоритм проходимости

Как университетская инновация дошла до автомобильного производства

Фото: Предоставлено пресс-службой ЮУрГУ

Россия всегда славилась своей фундаментальной наукой, инновационными идеями. Но вот с практической стороной дела обычно возникали проблемы. В Южно-Уральском государственном университете наладили сотрудничество с крупнейшими российскими промышленными предприятиями, и теперь инновации гораздо быстрее доходят до производства.

В 2013 году по инициативе Министерства образования и науки запущена программа поддержки инжиниринга в России. С тех пор получили поддержку свыше четырех десятков инжиниринговых центров, созданных на базе вузов. В том числе Центр компьютерного инжиниринга ЮУрГУ, победивший в открытом публичном конкурсе Министерства образования и науки летом 2016 года.

ЦКИ ЮУрГУ занимается инновационными разработками для транспортного машиностроения. Уральские ученые сотрудничают с такими лидерами российского реального сектора, как КамАЗ, «Уралвагонзавод», «Трансмашхолдинг».

Научное руководство инжиниринговым центром университета осуществляет проректор по стратегическому развитию, доктор технических наук, профессор Андрей Келлер. Работы ведутся в разных направлениях, в том числе в сотрудничестве с инженерами КамАЗа, — по созданию грузовика будущего, причем, как ни фантастично это звучит сегодня, этот грузовик будет электромобилем. Но есть разработки и не на столь отдаленную перспективу. Один из наиболее успешных проектов — автоматическая система управления блокировками дифференциалов трансмиссий.

Самое любопытное, что именно с этим полтора десятка лет назад тогда еще кандидат наук Андрей Келлер обратился к одному из ведущих отечественных производителей грузовых автомобилей. Молодой ученый разрабатывал эту идею в рамках своей докторской диссертации, но уже ясно понимал ее перспективы в серийном производстве. Но ему просто не поверили. Вердикт сводился к тому, что такого просто не может быть.

И что же? В 2014 году то, о чем говорил Андрей Келлер, успешно внедрил немецкий автогигант MANN, один из мировых лидеров в производстве грузовиков. В России поняли, что надо наверстывать упущенное. Как раз тогда в ЮУрГУ был создан инжиниринговый центр, который возглавил теперь уже профессор Келлер, налажено партнерство с КамАЗом и работа закипела.

Инжиниринговый центр действует на стыке науки и производства. Ученые университета тесно сотрудничали с инженерами КамАЗа, вместе со своими наставниками в исследованиях участвовали аспиранты и даже студенты.

В чем же суть давней идеи Андрея Келлера, которая, хоть и с задержкой, но все же дошла до производства? «Это электронная система, которая блокирует связи внутри автомобиля в зависимости от условий движения и обеспечивает его проходимость на любом участке местности без участия водителя, — объясняет Андрей Владимирович. — К примеру, если колесо попало на скользкий участок дороги, система сама включает блокировку, а когда в этом отпадает необходимость, отключает ее».

Ученые разработали новые алгоритмы управления и максимально упростили систему. Исходили из принципа, что идеальным считается такой результат, при котором цель достигнута, но дополнительных устройств не понадобилось. И нашли именно такое решение, конструктивно использовав те же самые элементы — просто работают они теперь по-другому. Фактически поставленная задача была решена именно благодаря новому алгоритму. И в этом принципиальное отличие разработки Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ от уже существующих способов блокировки.

Параллельно университет занимался повышением качества смазочных материалов и изучением оптимальных режимов их использования. Сегодня эти разработки успешно применяются на производстве. Что же касается решений по блокировке дифференциалов, то они заложены в конструкцию агрегатов, которые еще совсем недавно КамАЗ покупал за рубежом. Теперь в этом нет необходимости. Так сотрудничество ученых ЮУрГУ и автомобилестроителей способствует достижению еще одной стратегической для российской экономики цели — импортозамещению.

В России всегда была сильна фундаментальная наука, а вот в прикладной науке, в передовых технологиях мы привычно отстаем от Запада. Федеральная целевая программа, инжиниринговые центры на основе вузов и созданы для того, чтобы избавиться от этой традиции. И первые результаты уже есть.

Обсудить
«Я панически боялся лесбиянок»
Почему транссексуалам в России лучше не высовываться
Разборки на костях
В деле «пьяного мальчика» появились неожиданные подробности, но они все усложняют
Милые кости
В попытках похудеть девушки истязают себя и сходят с ума
Талончик в ад
В российских больницах пациентов заражают смертельными вирусами
Ислам? Не моя тема!
Сербия громит мечети и держит мусульман в страхе
Кровавая ривьера
Франция отстреливает врагов по всему миру, пока никто не видит
Роберт и Грейс МугабеДедушка старый, ему все равно
Военные не дали старейшему диктатору мира править после смерти
Желтая Чечня
Мусульманам Китая дают миллионы, но они хотят размножаться и строить халифат
Эмилио Эстевес в роли Билли КидаМалыш на миллион
Легендарный головорез Дикого Запада передал привет из прошлого
«Я уехал от российских дорог, рутины и темноты»
История жителя Челябинска, переехавшего в Калифорнию
Во всем виноват буй
Она мечтала о круизе с секс-рабынями, но потерялась в море с боевой подругой
Японись!
Он придумал самые безумные изобретения в мире, но отказывается их продавать
Audi Q5 против SQ5
Пять причин купить Audi SQ5 вместо обычной Q5 (и одна против)
5 причин, почему мы ненавидим кроссоверы
Объясняем в картинках, почему самые популярные машины в мире никуда не годятся
Далеко. Дорого. Офигенно
Как поехать в Исландию и обомлеть не только от природы
Кто делает самые эпатажные британские машины
«Рэйнджи», «Астоны» и «Роллс-Ройсы»: лучшие творения ателье Kahn Design
Ловушка для планктона
Тест: Какой офис идеально вам подходит
«Моя бывшая живет на помойке»
Москвич сделал из жены бомжа, и ему не стыдно
Берите две
Пять стран, где ипотеку дают под смешной процент
Это Англия, детка!
Идеальный дом можно выиграть за две тысячи рублей