Партнерский материал

Алгоритм проходимости

Как университетская инновация дошла до автомобильного производства

Фото: Предоставлено пресс-службой ЮУрГУ

Россия всегда славилась своей фундаментальной наукой, инновационными идеями. Но вот с практической стороной дела обычно возникали проблемы. В Южно-Уральском государственном университете наладили сотрудничество с крупнейшими российскими промышленными предприятиями, и теперь инновации гораздо быстрее доходят до производства.

В 2013 году по инициативе Министерства образования и науки запущена программа поддержки инжиниринга в России. С тех пор получили поддержку свыше четырех десятков инжиниринговых центров, созданных на базе вузов. В том числе Центр компьютерного инжиниринга ЮУрГУ, победивший в открытом публичном конкурсе Министерства образования и науки летом 2016 года.

ЦКИ ЮУрГУ занимается инновационными разработками для транспортного машиностроения. Уральские ученые сотрудничают с такими лидерами российского реального сектора, как КамАЗ, «Уралвагонзавод», «Трансмашхолдинг».

Научное руководство инжиниринговым центром университета осуществляет проректор по стратегическому развитию, доктор технических наук, профессор Андрей Келлер. Работы ведутся в разных направлениях, в том числе в сотрудничестве с инженерами КамАЗа, — по созданию грузовика будущего, причем, как ни фантастично это звучит сегодня, этот грузовик будет электромобилем. Но есть разработки и не на столь отдаленную перспективу. Один из наиболее успешных проектов — автоматическая система управления блокировками дифференциалов трансмиссий.

Самое любопытное, что именно с этим полтора десятка лет назад тогда еще кандидат наук Андрей Келлер обратился к одному из ведущих отечественных производителей грузовых автомобилей. Молодой ученый разрабатывал эту идею в рамках своей докторской диссертации, но уже ясно понимал ее перспективы в серийном производстве. Но ему просто не поверили. Вердикт сводился к тому, что такого просто не может быть.

И что же? В 2014 году то, о чем говорил Андрей Келлер, успешно внедрил немецкий автогигант MANN, один из мировых лидеров в производстве грузовиков. В России поняли, что надо наверстывать упущенное. Как раз тогда в ЮУрГУ был создан инжиниринговый центр, который возглавил теперь уже профессор Келлер, налажено партнерство с КамАЗом и работа закипела.

Инжиниринговый центр действует на стыке науки и производства. Ученые университета тесно сотрудничали с инженерами КамАЗа, вместе со своими наставниками в исследованиях участвовали аспиранты и даже студенты.

В чем же суть давней идеи Андрея Келлера, которая, хоть и с задержкой, но все же дошла до производства? «Это электронная система, которая блокирует связи внутри автомобиля в зависимости от условий движения и обеспечивает его проходимость на любом участке местности без участия водителя, — объясняет Андрей Владимирович. — К примеру, если колесо попало на скользкий участок дороги, система сама включает блокировку, а когда в этом отпадает необходимость, отключает ее».

Ученые разработали новые алгоритмы управления и максимально упростили систему. Исходили из принципа, что идеальным считается такой результат, при котором цель достигнута, но дополнительных устройств не понадобилось. И нашли именно такое решение, конструктивно использовав те же самые элементы — просто работают они теперь по-другому. Фактически поставленная задача была решена именно благодаря новому алгоритму. И в этом принципиальное отличие разработки Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ от уже существующих способов блокировки.

Параллельно университет занимался повышением качества смазочных материалов и изучением оптимальных режимов их использования. Сегодня эти разработки успешно применяются на производстве. Что же касается решений по блокировке дифференциалов, то они заложены в конструкцию агрегатов, которые еще совсем недавно КамАЗ покупал за рубежом. Теперь в этом нет необходимости. Так сотрудничество ученых ЮУрГУ и автомобилестроителей способствует достижению еще одной стратегической для российской экономики цели — импортозамещению.

В России всегда была сильна фундаментальная наука, а вот в прикладной науке, в передовых технологиях мы привычно отстаем от Запада. Федеральная целевая программа, инжиниринговые центры на основе вузов и созданы для того, чтобы избавиться от этой традиции. И первые результаты уже есть.

Обсудить
Наука и техника00:0317 сентября
Перед парадом вермахта и Красной армии в Бресте

«Появилась бы "бандеровская Украина" под контролем Германии»

Зачем Сталин подружился с Гитлером и устроил парад Красной армии с вермахтом
01:4820 сентября
Русские идут
Морган Фриман и бывший главный разведчик ищут доказательства войны России и США
Свобода для скотовода
В лучшем городе США изгнали политиков с полицейскими и погрязли в хаосе
«Увидел чеченца и понял — будут унижать»
Бежавший в Германию российский гей захотел дать эмиграции задний ход
С рейхом в сердце
Любители кайзера, фюрера и Великой Германии наводят ужас на простых немцев
Mazda CX-5 и Renault Koleos против VW Tiguan и Skoda Kodiaq
Четыре новых кроссовера. Один тест-драйв. Ну, вы поняли
Тест-драйв самого мощного Kia Soul
Длительный тест 204-сильного кроссовера: итоги и сравнение с обычной версией
8 фактов про новый LC Prado
Все, что нужно знать о посвежевшем внедорожнике Toyota прямой сейчас
10 величайших автомобилей Германии
Немецкие автомобили, творившие автомобильную историю