Партнерский материал

Алгоритм проходимости

Как университетская инновация дошла до автомобильного производства

Фото: Предоставлено пресс-службой ЮУрГУ

Россия всегда славилась своей фундаментальной наукой, инновационными идеями. Но вот с практической стороной дела обычно возникали проблемы. В Южно-Уральском государственном университете наладили сотрудничество с крупнейшими российскими промышленными предприятиями, и теперь инновации гораздо быстрее доходят до производства.

В 2013 году по инициативе Министерства образования и науки запущена программа поддержки инжиниринга в России. С тех пор получили поддержку свыше четырех десятков инжиниринговых центров, созданных на базе вузов. В том числе Центр компьютерного инжиниринга ЮУрГУ, победивший в открытом публичном конкурсе Министерства образования и науки летом 2016 года.

ЦКИ ЮУрГУ занимается инновационными разработками для транспортного машиностроения. Уральские ученые сотрудничают с такими лидерами российского реального сектора, как КамАЗ, «Уралвагонзавод», «Трансмашхолдинг».

Научное руководство инжиниринговым центром университета осуществляет проректор по стратегическому развитию, доктор технических наук, профессор Андрей Келлер. Работы ведутся в разных направлениях, в том числе в сотрудничестве с инженерами КамАЗа, — по созданию грузовика будущего, причем, как ни фантастично это звучит сегодня, этот грузовик будет электромобилем. Но есть разработки и не на столь отдаленную перспективу. Один из наиболее успешных проектов — автоматическая система управления блокировками дифференциалов трансмиссий.

Самое любопытное, что именно с этим полтора десятка лет назад тогда еще кандидат наук Андрей Келлер обратился к одному из ведущих отечественных производителей грузовых автомобилей. Молодой ученый разрабатывал эту идею в рамках своей докторской диссертации, но уже ясно понимал ее перспективы в серийном производстве. Но ему просто не поверили. Вердикт сводился к тому, что такого просто не может быть.

И что же? В 2014 году то, о чем говорил Андрей Келлер, успешно внедрил немецкий автогигант MANN, один из мировых лидеров в производстве грузовиков. В России поняли, что надо наверстывать упущенное. Как раз тогда в ЮУрГУ был создан инжиниринговый центр, который возглавил теперь уже профессор Келлер, налажено партнерство с КамАЗом и работа закипела.

Инжиниринговый центр действует на стыке науки и производства. Ученые университета тесно сотрудничали с инженерами КамАЗа, вместе со своими наставниками в исследованиях участвовали аспиранты и даже студенты.

В чем же суть давней идеи Андрея Келлера, которая, хоть и с задержкой, но все же дошла до производства? «Это электронная система, которая блокирует связи внутри автомобиля в зависимости от условий движения и обеспечивает его проходимость на любом участке местности без участия водителя, — объясняет Андрей Владимирович. — К примеру, если колесо попало на скользкий участок дороги, система сама включает блокировку, а когда в этом отпадает необходимость, отключает ее».

Ученые разработали новые алгоритмы управления и максимально упростили систему. Исходили из принципа, что идеальным считается такой результат, при котором цель достигнута, но дополнительных устройств не понадобилось. И нашли именно такое решение, конструктивно использовав те же самые элементы — просто работают они теперь по-другому. Фактически поставленная задача была решена именно благодаря новому алгоритму. И в этом принципиальное отличие разработки Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ от уже существующих способов блокировки.

Параллельно университет занимался повышением качества смазочных материалов и изучением оптимальных режимов их использования. Сегодня эти разработки успешно применяются на производстве. Что же касается решений по блокировке дифференциалов, то они заложены в конструкцию агрегатов, которые еще совсем недавно КамАЗ покупал за рубежом. Теперь в этом нет необходимости. Так сотрудничество ученых ЮУрГУ и автомобилестроителей способствует достижению еще одной стратегической для российской экономики цели — импортозамещению.

В России всегда была сильна фундаментальная наука, а вот в прикладной науке, в передовых технологиях мы привычно отстаем от Запада. Федеральная целевая программа, инжиниринговые центры на основе вузов и созданы для того, чтобы избавиться от этой традиции. И первые результаты уже есть.

Обсудить
Кистью и краской
Неизвестные кадры Великой Отечественной через призму советской ретуши
Стив ДжобсГнилой пепин
Забытая история худшего в истории продукта от Apple
Ждите гостей
Доказано существование высокотехнологичной цивилизации в Млечном Пути
Попробуй повтори!
Как видеоповторы могли бы изменить историю мирового футбола
От Криштиану до Роналду
Самые яркие моменты встреч между сборными России и Португалии
Не стыдно и обидно
Гол Криштиану стал единственным в игре Роcсия — Португалия на Кубке конфедераций
Россия — пьяная душа
Как провинциальный русский трэш покоряет YouTube
Архивное фотоРедакционное мочилово
В Мексике наркокартели убивают журналистов, но власти не торопятся их защищать
Алексей НавальныйСтримы, злоба, Telegram
Как сторонники Навального блокируют интернет и транслируют протесты оппозиции
Не подарили, а намайнил
Россияне проспали очередную возможность заработать миллионы
Миллениалы в бегах
Куда иммигрировать молодому россиянину, мечтающему жить за границей
Аскот, ВеликобританияДень безумных шляп
Почему британские аристократы, съехавшиеся на скачки в Аскоте, так странно одеты
«Рига — это Рязань»
История россиянина, переехавшего жить в Латвию
 reaches up to the sky during the summer solstice at Stonehenge, near Salisbury in England, Tuesday, June 21, 2011. The ancient stone circle of Stonehenge is a World Heritage Site erected between approximately 3000BC and 1600BC and despite years of research the reason behind its construction remains a mystery. The summer solstice in the northern hemisphere occurs annually on June 21 and is the time at which the sun is at its northernmost point in the sky.Меч и мотоцикл
Зачем тысячи ведьм и друидов собрались возле Стоунхенджа
Кроссоверы, которые пора привезти в Россию
Любите кроссоверы? Вот еще несколько крутых моделей, которые не продаются у нас
Как в кино
Мы съездили в гости к Aston Martin, чтобы полетать на DB11. Да, именно полетать
Хвост виляет собакой
Наконец-то включаем дрифт-режим в новом Mercedes-AMG E63 S
Это лучшие двигатели в мире
Победители конкурса «Международный двигатель года-2017»
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе