Партнерский материал

Алгоритм проходимости

Как университетская инновация дошла до автомобильного производства

Фото: Предоставлено пресс-службой ЮУрГУ

Россия всегда славилась своей фундаментальной наукой, инновационными идеями. Но вот с практической стороной дела обычно возникали проблемы. В Южно-Уральском государственном университете наладили сотрудничество с крупнейшими российскими промышленными предприятиями, и теперь инновации гораздо быстрее доходят до производства.

В 2013 году по инициативе Министерства образования и науки запущена программа поддержки инжиниринга в России. С тех пор получили поддержку свыше четырех десятков инжиниринговых центров, созданных на базе вузов. В том числе Центр компьютерного инжиниринга ЮУрГУ, победивший в открытом публичном конкурсе Министерства образования и науки летом 2016 года.

ЦКИ ЮУрГУ занимается инновационными разработками для транспортного машиностроения. Уральские ученые сотрудничают с такими лидерами российского реального сектора, как КамАЗ, «Уралвагонзавод», «Трансмашхолдинг».

Научное руководство инжиниринговым центром университета осуществляет проректор по стратегическому развитию, доктор технических наук, профессор Андрей Келлер. Работы ведутся в разных направлениях, в том числе в сотрудничестве с инженерами КамАЗа, — по созданию грузовика будущего, причем, как ни фантастично это звучит сегодня, этот грузовик будет электромобилем. Но есть разработки и не на столь отдаленную перспективу. Один из наиболее успешных проектов — автоматическая система управления блокировками дифференциалов трансмиссий.

Самое любопытное, что именно с этим полтора десятка лет назад тогда еще кандидат наук Андрей Келлер обратился к одному из ведущих отечественных производителей грузовых автомобилей. Молодой ученый разрабатывал эту идею в рамках своей докторской диссертации, но уже ясно понимал ее перспективы в серийном производстве. Но ему просто не поверили. Вердикт сводился к тому, что такого просто не может быть.

И что же? В 2014 году то, о чем говорил Андрей Келлер, успешно внедрил немецкий автогигант MANN, один из мировых лидеров в производстве грузовиков. В России поняли, что надо наверстывать упущенное. Как раз тогда в ЮУрГУ был создан инжиниринговый центр, который возглавил теперь уже профессор Келлер, налажено партнерство с КамАЗом и работа закипела.

Инжиниринговый центр действует на стыке науки и производства. Ученые университета тесно сотрудничали с инженерами КамАЗа, вместе со своими наставниками в исследованиях участвовали аспиранты и даже студенты.

В чем же суть давней идеи Андрея Келлера, которая, хоть и с задержкой, но все же дошла до производства? «Это электронная система, которая блокирует связи внутри автомобиля в зависимости от условий движения и обеспечивает его проходимость на любом участке местности без участия водителя, — объясняет Андрей Владимирович. — К примеру, если колесо попало на скользкий участок дороги, система сама включает блокировку, а когда в этом отпадает необходимость, отключает ее».

Ученые разработали новые алгоритмы управления и максимально упростили систему. Исходили из принципа, что идеальным считается такой результат, при котором цель достигнута, но дополнительных устройств не понадобилось. И нашли именно такое решение, конструктивно использовав те же самые элементы — просто работают они теперь по-другому. Фактически поставленная задача была решена именно благодаря новому алгоритму. И в этом принципиальное отличие разработки Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ от уже существующих способов блокировки.

Параллельно университет занимался повышением качества смазочных материалов и изучением оптимальных режимов их использования. Сегодня эти разработки успешно применяются на производстве. Что же касается решений по блокировке дифференциалов, то они заложены в конструкцию агрегатов, которые еще совсем недавно КамАЗ покупал за рубежом. Теперь в этом нет необходимости. Так сотрудничество ученых ЮУрГУ и автомобилестроителей способствует достижению еще одной стратегической для российской экономики цели — импортозамещению.

В России всегда была сильна фундаментальная наука, а вот в прикладной науке, в передовых технологиях мы привычно отстаем от Запада. Федеральная целевая программа, инжиниринговые центры на основе вузов и созданы для того, чтобы избавиться от этой традиции. И первые результаты уже есть.

Обсудить
Наука и техника
 — 
00:02 19 апреля 2017
Никола Лемери выступает с публичной лекцией по химии

Достали

Зачем простой аптекарь объявил войну могущественным алхимикам
Оставить мир
Как протекает жизнь в глухом монастыре, куда редко доезжают туристы и паломники
«В Крыму будет инвестиционный бум»
Председатель правления фонда ЯМЭФ Андрей Назаров — о развитии бизнеса
Владимир Путин «Кому-то нужно голову пересадить»
Как Путин отчитывал губернаторов и что с ними потом стало
Петр Лидов-Петровский: «Население стало действительно беднеть»
Почему томский пенсионер отправил Медведеву свою пенсионную надбавку
Борис Ельцин«Он умел делать так, чтобы было видно его недовольство»
Что Ельцин считал своими главными ошибками
A man looks at campaign posters of the 11th candidates who run in the 2017 French presidential election in Enghien-les-Bains, near Paris, France April 19, 2017Первый тур отыграли
В финале президентской гонки во Франции — Ле Пен и Макрон
French Foreign Legionnaires carry the coffin of French politician Yves Guena during an official funeral ceremony at the Hotel des Invalides in Paris, France, March 8, 2016 REUTERS/Charles Platiau TPX IMAGES OF THE DAYУтрата масштаба
Франция рискует стать малой европейской страной
Эрдоган, Аллах и Россия
Стоит ли бояться исламизации Турции
Государства Ближнего Востока: что их ждет в XXI веке?
Эксперты РСМД пытаются предсказать будущее арабской государственности
Столица мира
Повседневная жизнь послевоенного Нью-Йорка
Северная полярная область Меркурия характеризуется резкими перепадами температур (50-400 кельвинов) и наличием в кратерах водяного льдаОсталось недолго
Как умирает ближайшая к Солнцу планета
Никола Лемери выступает с публичной лекцией по химииДостали
Зачем простой аптекарь объявил войну могущественным алхимикам
Стань травкой
Как жуткие подземные существа превращаются в растения
Другая Катынь
В 1919-1922 годах в польском плену погибло около 30 тысяч красноармейцев
Деньги из мусорки
Пока люди смотрят порно, мошенники зарабатывают на них миллионы
«Ахи-вздохи, малолетки-дуры»
Зачем MTV возвращает в эфир шоу, взорвавшее мозг целому поколению
Билл О'Рейли«Он называл ее горячей шоколадкой и кряхтел как кабан»
За что уволили американского журналиста, оскорбившего Путина
«YouTube держит нас за баранов»
Почему блогеров лишают денег, а россиян заставляют смотреть турецкие видео
People dance on the opening day of the Coachella Valley Music and Arts Festival in Indio, California, U.S. April 14, 2017. Беззаботно раздеты
Как проходит Коачелла — один из самых модных фестивалей в мире
«Американцы — радостный народ»
Рассказ москвича, переехавшего в США
Заработала на шпильки
Предприимчивые австралийки стали богаче на миллионы благодаря «женскому» бизнесу
Мохнатый рейх
Все о движении фурри — любителях носить костюмы зверей
Зверские пикапы
Пикапы, которые подготовлены для жесточайшего бездорожья
Мещанская прокрастинация
Тест-драйв Toyota LC 200
15 самых продаваемых машин в мире
Самые популярные автомобили 2017 года, и в первой тройке — кроссовер!
Премиальные машины непремиальных брендов
Вспоминаем модели непремиальных марок, которые конкурировали с Mercedes и BMW
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Шведы поневоле
Исповедь россиянина, живущего в групповой семье
Добро пожаловать в рай
Жилье в Крыму: новую квартиру на полуострове можно купить за миллион рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности