Повышение политико-экономического интереса к арктическим районам, начавшееся в России уже в 2000-е годы, не могло не отразиться на военном строительстве. Старт возвращения российских военных в Арктику был дан в первой половине 2010-х, и это потребовало от них целого ряда новых инженерно-технических решений, не исключая и специальным образом адаптированную технику.
Двухзвенные гусеничные транспортеры первыми начали применять шведы. Для действий в Северной Швеции, отличающейся слаборазвитой коммуникационной сетью и сложной местностью, королевство развернуло специальные соединения (так называемые норрландские бригады). Этим войскам требовалась техника повышенной проходимости.
В конце 1950-х годов инженеры компании Bolinder-Munktell (дочерняя фирма Volvo) предложили использовать двухзвенную гусеничную сцепку. Так появилась машина Bv 202 (в серии с 1964 года). С 1981-го ее сменила в серии машина фирмы Hägglunds Bv 206. Эти удачные машины сейчас использует не только Швеция, но и вооруженные силы еще двух десятков стран, причем не только северных (Канада, Норвегия), но и южных (например, Малайзия, Бразилия или Израиль).
Параллельно разработки техники повышенной проходимости для районов Арктики вел и Советский Союз. На Ишимбайском заводе транспортного машиностроения было создано семейство двухзвенных транспортеров под шифром «Витязь» (в частности, ДТ-10), которые пошли в серию с начала 1980-х.
Однако при оснащении мотострелковых соединений, предназначенных для действий в сложной местности (например, в Карелии и на Кольском полуострове), советские военные полагались на другую машину — транспортер МТЛБ классической компоновки. Заслуженная «мотолыга» до сих пор пользуется уважением в войсках, она была по достоинству оценена и шведами в «норрландских бригадах», куда около 450 этих машин (обозначаемых в шведских вооруженных силах как Pbv 401) попали в начале 1990-х из наличия распущенной Национальной народной армии ГДР.
Не так давно, с середины 2000-х годов, в Швеции выкатили дальнейшее развитие Bv 206 — BvS 10. Машина длиннее и тяжелее своего предка. Она оснащена более мощным двигателем, что позволило увеличить скорость по дорогам с 55 до 65 километров в час. Изначально машину разрабатывали под требования морской пехоты Великобритании (к тому времени Hägglunds уже перешел под контроль британского концерна BAE Systems), однако в дальнейшем она заинтересовала и другие страны, в частности Нидерланды, а также Францию, Австрию и, наконец, собственно Швецию.
Двухзвенные коммерческие транспортеры для арктических условий активно разрабатывают и в Канаде. Однако канадские военные практически не используют эту технику, закупив в начале 2000-х шведские Bv 206.
С 2000-х годов российское руководство начало уделять повышенное внимание контролю за арктической зоной. В районе полярной шапки планеты сплелось слишком много интересов. Здесь и залежи полезных ископаемых (в том числе шельфовые месторождения углеводородного сырья), и постепенное смягчение ледового режима, что повышало коммерческую эффективность перевозок по Северному морскому пути. Наконец, это очень чувствительный с военной точки зрения регион, по сути огромное пустое пограничье, отделяющее Россию от США и Канады.
В рамках Госпрограммы вооружений на период 2011-2020 годов значительное внимание было уделено созданию задела по снаряжению и специальной технике, предназначенным для войск, действующих в арктической зоне. Российские военные не просто озаботились закупкой транспортных средств для приполярного бездорожья, но пытаются перенести на арктические платформы основные средства сухопутных войск. К начале 2010-х годов работы велись сразу по нескольким фронтам — как преемственным к семейству «Витязь», так и принципиально новым.
Во-первых, была запущена ОКР «Арктика», по которой военные заказали проработку нескольких типов новых защищенных боевых машин на универсальной межвидовой гусеничной платформе. В частности, был обоснован облик бронированного транспортера-тягача ДТ-4ПБ, а также созданного на его базе гусеничного бронетранспортера (проект «Ледоруб»).
Последний может получить разные виды вооружения в модульном исполнении, включая 30-миллиметровую автоматическую пушку, пулеметы калибра 12,7 или 7,62 миллиметра, а также пусковые установки управляемых ракет «Корнет» — по аналогии с оснащением перспективной «нормальной» бронетехники сухопутных войск («Курганец-25», «Бумеранг»). Боевая масса машины — около 25 тонн, при этом масса прицепа около 7 тонн. Машина перевозит 12 человек: троих в первом звене и девять во втором.
Второе направление дала ОКР «Вездесущий», в общих чертах завершенная еще в 2003 году. Это дальнейшая проработка «Витязей» в вариациях с полезной нагрузкой 10, 20 и 30 тонн (ДТ-10ПМ, ДТ-20ПМ, ДТ-30ПМ). Проект дал универсальное тяжелое шасси с бронезащитой для размещения различной нагрузки.
Среди предполагаемых вариантов использования: техника ПВО сухопутных войск (зенитные ракетные комплексы средней дальности «Бук» и малой — «Тор-М2», также прорабатывался вариант для ракетно-пушечного комплекса малой дальности «Тунгуска»), реактивная артиллерия (РСЗО «Град» и «Смерч») и командно-штабные машины, машины связи и т.п.
Показанные на Параде Победы 2017 года в Москве боевые машины зенитных комплексов «Тор-М2ДТ» и «Панцирь-СА» выполнены как раз на базе двухзвенных транспортеров ДТ-30ПМ. Эти машины в базе имеют массу около 60 тонн и оснащены дизельным двигателем мощностью 800 лошадиных сил, что позволяет развивать по шоссе скорость до 43 километров в час.
Среди арктических проектов российской боевой техники есть и весьма загадочная тема «Рыцарь». О ней мало что известно. Еще с 2009 года велись проработки облика принципиально новой боевой машины пехоты массой более 20 тонн (для сравнения, штатная БМП-3 — 18,7 тонны, перспективная Б-11 на платформе «Курганец» — 25 тонн) с электрической трансмиссией и газотурбинным двигателем мощностью не ниже 400 лошадиных сил. Исполнителем проекта является «Курганмашзавод» (единственный производитель БМП в стране).
О продвижении проекта много писали в 2011-2012 годах, но потом наступила пауза. Довольно долго велась стендовая отработка двигателя: в 2013-м разработчик агрегата обещал закончить его к 2015-2016 годам. Только весной сообщалось, что прототип машины уже практически готов. Начало полевых испытаний запланировано на осень 2017 года.
Следует отметить широту замаха российских военных. На данный момент ни одна армия мира не ставила себе задачу создать хотя бы ограниченную боевую систему сухопутных сил, предназначенную для действий в Арктическом регионе.
Шведские «норрландские бригады», предназначавшиеся для обороны вполне конкретного ограниченного района (Северной Швеции), были постепенно свернуты до единственной Норботтенской бригады, которая с начала 2000-х сокращена до одноименного полка. Подразделения канадских рейнджеров (не более 5 тысяч человек личного состава) полностью лишены тяжелого вооружения и представляют собой, по сути, легкие погранично-патрульные силы, способные работать в условиях Крайнего Севера. Норвежский 2-й пехотный батальон содержит две роты, подготовленные для боевых действий в Арктике, но это, в принципе, легкая элитная пехота со спецподготовкой.
Российские же военные сформулировали амбициозную задачу: развернуть арктические общевойсковые соединения бригадного уровня со всеми полагающимися средствами усиления и обеспечения, включая бронетехнику, артиллерию, средства ПВО и технику тыла и связи. Естественно, что такой подход к делу потребовал куда более масштабных работ по созданию и закупкам специализированной техники, по конструированию новых шасси для уже имеющихся образцов вооружения, а также по адаптации этих вооружений к условиям арктическим применения.
Причем речь идет не только о технике сухопутных войск. Активно задействуются в арктических тренировках и ВДВ, а это значит, что рано или поздно будет поставлен вопрос о специальной северной технике и для «крылатой пехоты». Показанный на параде 2017 года «Панцирь-СА» — это комплекс для войск воздушно-космической обороны, а не для ПВО сухопутных войск, при его создании учитывался опыт эксплуатации трех «нормальных» комплексов «Панцирь-С», с 2014-го поставленных на дежурство на Новосибирских островах.