Силовые структуры
19:37, 8 июня 2017

Чтоб сказку сделать убылью Как расследуется дело челябинских бизнесменов, нажившихся на школьном питании

Кадр: фильм «Республика ШКИД» / РИА Новости

На прошлой неделе Юрий Чайка сообщил, что генеральные прокуратуры России и Израиля заключили меморандум о сотрудничестве в уголовных расследованиях, предусматривающий помощь в изъятии и возврате активов, полученных преступным путем. Это обстоятельство может вдохнуть новую жизнь в затянувшиеся дела о финансовых махинациях, фигуранты которых скрываются на Земле обетованной. Одно из них — резонансное дело о хищении средств, выделенных на закупку питания для челябинских школ.

Заработали на каждом ребенке

По данным сайта администрации Челябинска, в городе функционирует 131 общеобразовательное учреждение и 280 детских садов. Понятное дело, каждый несовершеннолетний в течение дня должен быть накормлен как минимум завтраком и обедом. Для поставщика продуктов это эльдорадо, особенно если он вдруг становится монополистом.

В 2009 году в Челябинске появилось Муниципальное автономное учреждение (МАУ) «Комбинат продовольствия и социального питания» («КП и СП»). Спустя год контора сменила учредителя на Управление по делам образования (УДО). К тому времени на счета МАУ потекли многомиллионные транши бюджетных субсидий и родительских сборов: общий объем первого финансового потока (последний квартал 2010 года), согласно отчетным документам, составил более 140 миллионов рублей.

Организация практически получила право самостоятельно определять круг поставщиков. Столь явное нарушение закона «О защите конкуренции», прикрытое благородной целью сократить расходы бюджета и родителей, не прошло незамеченным: антимонопольная служба уже в октябре завела дело на горадминистрацию и местное УДО.

Из официального ответа УФАС по Челябинской области следственным органам (копия имеется в редакции): «МАУ (...) фактически осуществляло полномочия по организации питания в муниципальных детских образовательных учреждениях, заключив с хозяйствующими субъектами возмездные соглашения на поставку продуктов питания, финансируемые в том числе за счет бюджетных средств, без проведения торгов и запросов котировок».

В это непростое для причастных к созданию конторы по распределению «золотых» поставок время на должность директора «КП и СП» назначается известный в городе бизнесмен-ресторатор Олег Бондарь. Согласно приказу о приеме на работу, шефу предприятия был положен скромный оклад — 5015 рублей.

Вместе с новым директором у МАУ появились и новые партнеры. Среди них компании «УралПродТорг» и «Центр питания», учредители которых, по данным издания regions.ru, — сам Бондарь и фирма «Доступные продукты», которая, по мнению следственных органов, связана с тогдашним директором МАУ и другим фигурантом скандала — бизнесменом Григорием Ройзманом. Руководил организацией Александр Михальченко — человек из команды этих друзей-бизнесменов.

К производству продовольствия все три компании не имели никакого отношения и в посреднической деятельности при поставках провизии в организации ранее замечены не были, что не помешало им получить муниципальные контракты на сумму 384 миллиона рублей. Они выступали в качестве «прокладок», связывающих настоящих поставщиков питания и образовательные учреждения: три фирмы должны были рассчитываться с предпринимателями, отгружавшими продукты в школы и сады. В рассрочку.

Однако уже через год, в апреле 2011 года, когда антимонопольная служба все же добилась ликвидации МАУ из-за нарушения правил конкуренции, выяснилось, что «КП и СП» задолжал более 53 миллионов рублей челябинским бизнесменам — производителям молочных, хлебобулочных, колбасных и других изделий. По данным базы СПАРК, убыток комбината за 2010 год составил почти 13 миллионов при выручке около 144 миллионов рублей. Местный комитет по управлению имуществом и земельным отношениям обратился по данному факту в полицию с требованием провести в муниципальной организации проверку хозяйственной деятельности.

После череды судебных тяжб городу пришлось повторно рассчитываться с поставщиками из бюджета, так как «прокладкам», участвовавшим в финансовом обороте, предъявлять претензии было бессмысленно. Как писал Znak.ru, при огромных заказах по итогам 2011 года убытки «УралПродТорга» составили более 21 миллиона рублей; «Центра питания» — девять миллионов рублей, а «Доступные продукты» хозяйственной деятельности практически не вели. Руководители всех трех компаний подали заявления в арбитражный суд Челябинской области о признании банкротами; в них ввели процедуру наблюдения.

Профессиональные по убыткам

Парадоксально, но после скандала с неоплаченными счетами производителей Бондарь не покинул сферу детского питания.

Когда правоохранители приступили к изучению анатомии нечистоплотной схемы вывода денег и провели несколько бухгалтерских экспертиз, выяснилось, что «КП и СП» не со всеми партнерами поступала бесцеремонно. Например, МАУ выполнило обязательства перед «Первым хлебокомбинатом», соучредителем которого был отец бывшего губернатора Челябинской области Валерий Юревич (политик сейчас под следствием).

Возможно, близость к телу могущественного чиновника помогла в то время снабженцам-новаторам избежать серьезного внимания силовых структур.

Нишу ликвидированного МАУ и обанкроченных контор заняли другие фирмы-«прокладки» со схожими названиями. Они также были связаны с Бондарем, его партнером Григорием Ройзманом и их окружением, писало региональное издание Znak.ru. В эти частные компании-посредники — «ЗлатПродТорг», «Продуктовая компания МИР», «УралПродКом» и «Октябрь», куда, кстати, массово трудоустроились работники ликвидированного «КП и СП», в течение нескольких месяцев продолжали поступать госконтракты на продовольственное снабжение.

Человек из команды Ройзмана-Бондаря — Александр Михальченко, эдакий профессионал по убыткам — оформил на себя «УралПродКом» в декабре 2011 года, а уже в 2012-м получил контракт почти на 22 миллиона. Он же стал директором «Школьного питания» — абсолютного чемпиона по размерам и количеству госзаказов в сфере детского питания. Это предприятие к концу 2011 года получило 67 контрактов почти на 300 миллионов рублей, а в 2012 году ему достались 93 контракта на почти 1,2 миллиарда рублей. Несмотря на астрономические цифры оборота, компания «Школьное питание», как и ее предшественницы, оказалась в финансовой яме: по итогам 2012 года — почти на 30 миллионов рублей.

Владельцем «ЗлатПродТорга» стал Сергей Берлянд, руководивший также компанией «УралПродКом». Этот же человек в конце августа 2011 года учредил ООО «Продуктовая компания МИР», получившее спустя год 558 контрактов на сумму почти 60 миллионов рублей. Фирма по итогам хоздеятельности оказалась в убытке на 14 миллионов рублей и в 2014 году ожидаемо подала в арбитраж заявление о банкротстве.

Согласно данным финансово-аналитической экспертизы вышеуказанных фирм-должников, проведенной аудиторами в рамках арбитражного производства (эти данные в дальнейшем были предоставлены полиции и имеются в распоряжении редакции), астрономические суммы были переведены сотрудникам предприятий-посредников и через цепочку подставных организаций выведены на обнал через так называемые фирмы-однодневки. Вывод нескольких сотен миллионов рублей (по различным подсчетам — от 300 до 500 миллионов рублей) Арбитражный суд Челябинской области признал «совершенными в ущерб кредиторам».

Важная роль в нечистоплотном алгоритме отводилась компаниям, имитирующим поставочную деятельность. В частности, такой была фирма «Интерторг», куда переправлялись многомиллионные транзакции. Во время следствия была установлена роль этих организаций в теневой схеме. Из материалов уголовного дела: «После поставки продуктов питания от реальных поставщиков между организациями, входящими в единый холдинг, и ООО "Интерторг" заключались договоры поставки этих же продуктов питания уже с наценкой, рассчитанной сотрудниками организации».

Наценка, по данным специалистов, достигала 40 процентов. Разница, как установили следователи, выводилась организаторами через подставных лиц. В частности, со счета компании «Ч-Провиз», имитирующей закупку продуктов, сняли более 80 миллионов рублей и перевели трем физическим лицам. 43 миллиона из этой суммы были обналичены. Как установит в дальнейшем следствие, компания эта была зарегистрирована на местного неработающего гражданина, который согласился оформить «какие-то бумаги» на свой паспорт за пять тысяч рублей.

Как показало исследование, проведенное ревизорами антикоррупционного управления челябинского полицейского главка, номинальные руководители «прокладок» по указанию Ройзмана и Бондаря направили на их личные счета около 60 миллионов рублей в качестве возврата основного долга и процентов по займам.

Стеснялись дожать

У многочисленных обманутых предпринимателей не было реальной возможности вернуть свои деньги законным способом. Долгое время правоохранители не занимались должным образом деятельностью подконтрольных Бондарю и Ройзману организаций. Не исключено, что это обстоятельство стало одним из мотивов нападения на Бондаря в сентябре 2013 года: неизвестные выстрелили в него из дробовика, попали в ноги; врачам удалось спасти бизнесмену жизнь.

Первое уголовное дело по факту хищений средств в МАУ следователи возбудили в феврале 2014 года, однако правоохранительные органы начали активное расследование махинаций только после нашумевшей отставки главы региона Михаила Юревича. Совпадение это или нет, но как только политик потерял власть, над Бондарем и Ройзманом сгустились тучи. Несмотря на собранную фактуру и свидетельские показания, процессуальный статус Бондаря в деле не определен. В мае 2014 года было возбуждено еще и уголовное дело по статье о неуплате налогов: «Школьное питание» не заплатило в бюджет 13 процентов доходов, удержанных с зарплат своих сотрудников, на сумму свыше семи миллионов рублей. Позже дело было прекращено.

По данным Znak.ru на апрель 2016 года, Следственное управление УМВД по Челябинску также расследует дело о преднамеренном банкротстве пяти фирм, аффилированных с Ройзманом и Бондарем.

Главная фигура расследования, Олег Бондарь, находится вне досягаемости российского правосудия — в Израиле, куда перебрался после того, как над ним нависла угроза уголовного преследования со стороны государства и физической расправы со стороны обманутых им предпринимателей.

Допрошенные по делу номинальные руководители предприятий, задействованных в преступной схеме, сообщили полиции, что выполняли поручения Бондаря и Ройзмана во время сомнительных операций, но правоохранительная система медлит с форсированием дела.

Ройзмана по ходатайству следствия несколько раз пытались арестовать, но суд всякий раз отказывал в этой мере пресечения. Находясь под подпиской о невыезде, подследственный даже выезжал за границу, в Чехию, однако и после этого ужесточения обеспечительных мер не последовало.

Подвижки начались лишь в конце 2016 года: начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Челябинской области Александр Ермолаев заявил изданию «Урал-пресс-информ», что дело в отношении Ройзмана находится в стадии завершения. В январе 2017 года областной прокурор Александр Кондратьев принял решение о передаче дела в производство из городского УМВД в Главное следственное управление областного главка полиции.

Но уже в апреле трехлетнее дело в отношении Ройзмана едва не лишилось своего фигуранта: замначальника ГСУ ГУ МВД по Челябинской области Андрей Короткин отменил сразу четыре постановления от 2015 года о предъявлении ему обвинений. В ситуацию вмешался зампрокурора области Виталий Лопин и отменил решения как немотивированные.

***

Стоит напомнить, что предполагаемый покровитель скандальных уральских бизнесменов — бывший губернатор области Юревич — находится в международном розыске за коррупционное преступление. Он, как и Бондарь, скрывается на Земле обетованной. На их судьбе может роковым образом отразиться меморандум о сотрудничестве, заключенный генпрокурорами России и Израиля. Договор предусматривает тесное взаимодействие правоохранительных органов двух стран в рамках уголовных расследований. В первую очередь это касается коррупционных преступлений. По словам Юрия Чайки, обоюдная помощь в том числе предусматривает возврат активов, полученных преступным путем.

< Назад в рубрику