Топливный баланс

Оптовые цены на бензин снизились, но бизнесу не удастся сократить издержки

Фото: Дмитрий Коротаев / «Коммерсантъ»

Начало лета ознаменовалось в России снижением оптовых цен на автомобильное топливо. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», в период с 5 по 9 июня средняя стоимость бензина и дизтоплива в зависимости от сорта снизилась на сумму от 179 до 401 рубля за тонну. Впрочем, ценники на АЗС пока демонстрируют противоположную динамику: литр бензина за неделю стал дороже на 10-13 копеек. Что происходит на рынке и есть ли у бизнеса шанс сократить издержки за счет удешевления автомобильного топлива — разбиралась «Лента.ру».

Подъемная сила

Ситуация, сложившаяся на топливном рынке страны в начале июня, выбивается из общего тренда. До этого цены на АЗС практически каждую неделю демонстрировали рост. В частности, за первые четыре месяца 2017 года бензин и дизтопливо подорожали на 2,6 процента, причем в апреле в годовом исчислении цены на бензин выросли на 5,3 процента.

Топливо дорожает активнее, чем в 2016-м, когда цены в среднем повысились на 3,8 процента. Это было ниже уровня инфляции — 5,4 процента. В 2017 году удорожание бензина ожидается в пределах 6-7 процентов, а рост потребительских цен, согласно официальному прогнозу, ограничится примерно 4 процентами.

Однако есть и более пессимистические сценарии. В декабре прошлого года глава нефтяной компании «Лукойл» Вагит Алекперов предсказал «плавный рост» стоимости топлива на 8-12 процентов. По его мнению, это обусловлено повышением топливных акцизов.

Налоги действительно играют ключевую роль в формировании цены бензина и дизтоплива на российском рынке: так, в стоимости литра Аи-95 их доля составляет почти 60 процентов. Аналитики Vygon Consulting подсчитали: три года назад маржа отечественных НПЗ была 6,3 процента, в 2015 году — 1,8 процента, а в 2017-м — не превысит нулевой отметки.

Участники рынка подтверждают, что ситуация неблагоприятная. В марте стало известно о намерении «Лукойла» в течение двух лет продать все 2,5 тысячи своих АЗС.

«Чистая прибыль заправочного бизнеса в России за первый квартал близка к нулю. В настоящее время доходность в районе 8 рублей на тонну по сравнению с 2000 рублями на тонну годом ранее», — пояснил «Интерфаксу» представитель компании.

Он признался, что выходом может стать повышение цен примерно на 5 рублей за литр топлива. Впрочем, позже Алекперов уточнил: идея продать АЗС родилась при разработке десятилетней стратегии развития компании, и правление ее не поддержало.

Счета к оплате

От снижения оптовых цен на бензин не выгадают ни производители, ни потребители. Происходящее не связано с летним спросом на топливо внутри страны, говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

«В данном случае все дело в экспортном паритете — Brent стал дешевле, чем раньше. К 9 июня баррель североморского сырья коснулся локального минимума на уровне 47,40 доллара за баррель. Это была самая низкая цена за бочку черного золота за пять недель», — напомнила она.

Это изменение паритета и влияет на оптовые цены. Однако в российских реалиях такая коррекция не получает зеркального отражения на снижении цен на АЗС . К концу года бензин может подорожать еще на 4-5 процентов, не исключает Бодрова.

«Розничные сети — АЗС — хотят зарабатывать больше, чем раньше, и делают это за счет потребителя. Так, за ту же неделю к 9 июня литр Аи-95 в Ростовской области подорожал сразу на 50 копеек. В Краснодарском крае цена выросла на 30 копеек», — констатировала аналитик.

С начала года и по первую декаду июня цены на бензин в России выросли в среднем на 6-7 процентов, а к декабрю автомобильное топливо может подорожать еще на 4-5 процентов, считает Бодрова. Для бизнеса это означает дальнейшее увеличение издержек, что неизбежно отразится на ценах на товары и услуги — ведь все свои затраты производитель и продавец традиционно перекладывают на плечи потребителя.

«Рост цен на бензин осложняет жизнь всем: и бизнесу, и потребителям. Будучи компанией, которая активно пользуется услугами логистических операторов, мы учитываем "энергетический фактор" при ежегодной индексации стоимости наших контрактов», — подтверждает президент группы компаний Pro-Vision Владимир Виноградов.

По его словам, июньского снижения оптовых цен на автомобильное топливо компания не ощутила. Доставка грузов не стала дешевле. «Может, надо просто подождать?» — сомневается бизнесмен.

Философия отскока

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша охарактеризовал «Ленте.ру» ситуацию, сложившуюся в начале лета на оптовом рынке, как «кратковременный отскок». За пять месяцев текущего года цены на бензин и дизтопливо в России выросли достаточно сильно — на 11-12 процентов к аналогичному периоду 2016 года, подчеркнул Аркуша. И общий тренд на удорожание топлива, убежден он, остается неизменным.

С таким выводом согласна представитель Deloitte Камилла Жалилова: «Мы считаем, что повода для изменения общей восходящей динамики цены на бензин нет».

По оценке Жалиловой, недельное изменение стоимости бензина в пределах одного процента — явление нормальное. Оно не вызовет ажиотажа среди профессиональных участников рынка. «Розничные цены на бензин также подвержены краткосрочным разнонаправленным колебаниям, но связывать их изменением оптовых цен "в моменте" не следует», — полагает эксперт.

Более информативным, по мнению Жалиловой, является анализ трендов в краткосрочной и среднесрочной перспективах. А здесь, как было сказано выше, сохраняется устойчивая тенденция к росту стоимости топлива. Этому есть как минимум две причины. Первая — цены на бензин в последние несколько лет росли существенно медленнее инфляции. Вторая — обещанного на 2017 год снижения размера акцизов не ожидается.

Справедливость утверждений аналитика подтверждает информация Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса Минэнерго, согласно которой цены на АЗС в период с 4 по 11 июня резко выросли. В результате средняя цена литра бензина Аи-95 увеличилась на 9 копеек и впервые превысила 40 рублей; литр Аи-92 стал дороже на 16 копеек — цена достигла 37,35 рубля.

«Поскольку затраты на бензин прямо или опосредованно формируют себестоимость практически в любой сфере экономики, рост цен на автомобильное топливо будет формировать инфляционные ожидания, в первую очередь в таких негибких по отношению к стоимости бензина отраслях, как сельское хозяйство и транспорт», — резюмировала Жалилова.

Обсудить
«Замуж за американца не хочу»
История москвички, переехавшей в Лос-Анджелес и ставшей продюсером
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
«Ее повел на костер собственный брат»
В отрезанной от мира деревне устроили охоту на ведьм
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки