Ультраправые поднимают голову по всей Европе. Рост их популярности не обошел стороной и Германию — страну, наиболее сильно пострадавшую от разгула нацистов. На предстоящих выборах в бундестаг крайне правой «Альтернативе для Германии», по самым смелым подсчетам, прочат до 15 процентов голосов. Несмотря на то что в ФРГ формально запрещены любые проявления гитлеровской идеологии — наказывают за значки, портреты, флаги и номера автомобилей — зачастую реальных проявлений неонацизма власти не замечают. О том, как это происходит, рассказывает «Лента.ру».
Дрезден. Раннее субботнее утро. По одной из центральных улиц шел, слегка покачиваясь, 41-летний американский турист, уже успевший посетить парочку пивных. Звучавшая повсюду немецкая речь и хмель в голове сыграли с ним злую шутку: правая рука как будто сама потянулась к сердцу, а потом к солнцу. И так несколько раз. На беду незадачливого американца, рядом с ним оказался немец, не слишком благодушно настроенный по отношению к нацистам и готовый к драке.
Нетрезвый «зигомет» отделался всего несколькими ушибами. Полиция бросилась на поиски нападавшего. Однако и фанат фюрера с намятыми боками рискует оказаться на скамье подсудимых: в Германии за пропаганду нацизма грозит штраф в размере нескольких тысяч евро или тюремный срок до трех лет.
В современной Германии, где у старших поколений до сих пор существует комплекс вины за преступления Третьего рейха, пропаганда нацизма запрещена параграфом 86а уголовного кодекса, предусматривающим штраф в размере трех тысяч евро и тюремный срок до трех лет за нацистскую символику, знаки отличия, речевки, приветствия, портреты фюрера. Под запрет попадают и символы, внешне похожие на символику Третьего рейха. Однако порой создается впечатление, что немцам нацистское прошлое мерещится на пустом месте.
«Совершенно невозможно крестить ребенка в церкви, на колоколе которой вырезана свастика и выбита надпись "Все на благо отчизны. Адольф Гитлер"!» — жаловалась жительница небольшого немецкого городка Херксхайм, увидевшая нацистский символ в церкви, безмятежно стоявшей уже более тысячи лет.
Женщина потребовала от местных властей немедленно избавиться от «гитлеровского колокола». К ее удивлению, местный градоначальник, пастор и большинство прихожан ее энтузиазма не поняли. «Если этот колокол нормально звонит, с чего бы нам его менять?» — возмущался мэр. В ряде немецких СМИ жители Херксхайма прослыли чуть ли не фанатами фюрера, однако они намерены твердо стоять на своем и не дать свою церковь в обиду.
Во времена Гитлера было построено около тысячи новых церквей с нацистской символикой — свастики и нацистские лозунги были на колоколах, стенах и сводах храмов. Многие из них сохранились до сих пор — впрочем, чаще всего щепетильные немецкие власти мгновенно реагируют на жалобы и безжалостно замазывают и сводят любую символику времен Третьего рейха.
Из этого правила есть и исключения: помимо Херксхайма, громкую огласку получил и случай с церковью, построенной в 1939 году в баварском городе Хоф. В ней рядом с Иисусом изображен человек с усиками, который, по мнению прихожан, подозрительно напоминает фюрера: к тому же из-под его одеяния видны черные солдатские сапоги. Несмотря на недовольство туристов, местные жители тоже не намерены давать художникам марать роспись, пусть и выглядит она слегка необычно.
Декабрь. На дворе предпраздничная пора. Вся Германия готовится Рождеству. В предновогодней суете у родителей практически нет времени на детей: они что-то готовят, звонят друзьям, меняют зимнюю резину на машинах, покупают подарки и украшают дома. Потом они вдруг понимают, что все делали неправильно: и на самом деле они должны побыть со своими детьми. «Лучший подарок для меня — это твое время», — именно так, по версии записных борцов с нацизмом, сегодня выглядит ролик с пропагандой гитлеровских идей.
На самом деле это реклама сети супермаркетов Edeka. Поводом для возмущения особо чувствительных зрителей стали номерные знаки двух автомобилей, вскользь появившихся на видео. Номер одного из них — SO LL 3849. Второго — MU SS 420. Антигитлеровцы уверены, что в них скрыта пропаганда. Цифры 8 и 4 в неонацистской среде расшифровываются как Heil Deutschland» («Слава Германии»): H — восьмая, а D — четвертая буквы алфавита. Цифры 3 и 9, в свою очередь, означают (Christliche Identität) христианскую идентичность, и потому прославляют антисемитизм. SS в номере намекает на злодеев-эсэсовцев, а 420 — шифр даты рождения Адольфа Гитлера (20 апреля). Однако Рождество прошло, рекламу из эфира убрали, и история развития не получила.
За несколько лет до этого в центре нацистского скандала оказались позолоченные садовые гномы. Немецкий скульптор Оттмар Херл вылепил 400 сказочных существ для выставки в Генте. В Бельгии и Италии экспозиции были встречены на ура. Посетителей не смущало, что правая рука у каждого из гномов была вскинута вверх — по словам автора, это была пародия на нацистскую идею о «сверхчеловеке».
Однако в родной для скульптора Германии юмор не оценили. Один из посетителей написал донос, и Херл едва не угодил за решетку. После многочисленных судебных тяжб прокуратура все же согласилась признать, что зигующие гномы высмеивают идеологию национал-социализма, а не предвещают возрождение тысячелетнего рейха. Скульптора отпустили.
Слишком узкая интерпретация закона о запрете нацистской пропаганды не раз приводила к абсурдным ситуациям: на скамье подсудимых оказывались люди, призывающие бороться с ростом неонацистских настроений. Так, в Тюбингене оштрафовали студента, носившего антифашистский значок: свастика в красном круге, перечеркнутая красной чертой.
Штрафом в 3,6 тысячи евро едва не закончилась борьба с «коричневой чумой» для другого немца — Юргена Камма. Его фирма продавала товары, призывающие противостоять нацистским идеям. На футболках, кружках, значках и прочих изделиях также была изображена разорванная или перечеркнутая красной чертой свастика. Оба дела получили широкий общественный резонанс, но обвиняемым удалось избежать наказания.
«Как Гитлер во время войны добрался до Аргентины? Почему нацистов травили газом? Зачем евреи спонсировали Гитлера? Почему Рейхстаг построили так близко к Берлинской стене?» — по словам Виланда Гибела, организатора выставки о Гитлере в Берлине, ему и его коллегам постоянно приходится сталкиваться с подобными безумными вопросами.
Он уверен: современная немецкая молодежь плохо знает историю своей страны, хотя ее изучают в школах, а по телевизору постоянно крутят документальные фильмы.
«Мы не можем замести свое черное прошлое под ковер и просто забыть о нем. Это самый быстрый и самый неправильный путь», — рассказывает 46-летний историк Эрик Хасса, призывающий не убирать нацистскую символику со зданий, построенных в эпоху Третьего рейха. По его мнению, это необходимо, чтобы будущие поколения знали свою историю и не рисковали ее повторить.
Мнение Хассы, однако, непопулярно среди соотечественников и политиков. В 2009 году немецкие историки в рамках проекта «Газеты как свидетели» решили перепечатать издания времен Третьего рейха с комментариями экспертов в отдельном издании.
Инициатива закончилась оглушительным провалом. В первом номере была перепечатана газета Der Angriff от 30 января 1933 года с передовицей «Гитлер — рейхсканцлер!» за авторством Йозефа Геббельса, будущего министра пропаганды. Тираж в 300 тысяч раскупили за считанные дни. Редакторы уже готовились выпустить номер с подборкой статей Völkischer Beobachter — официального печатного органа гитлеровской партии, однако власти быстро свернули проект: побоялись, что он скорее приведет к распространению идей национал-социализма.
В то время как немецкие власти обеспокоены борьбой с «гитлеровскими колоколами» и перечеркнутыми свастиками, на многие проявления настоящего неонацизма они смотрят сквозь пальцы.
Так, в июле в городке Темар прошел рок-концерт, собравший около пяти тысяч неонацистов. Большинство из них пришли в футболках с «зашифрованными» надписями вроде «Я люблю Гитлера» или «свастика». При этом задержали всего 22 человека.
Любящие фюрера автолюбители нередко заказывают себе регистрационные знаки машин со скрытыми нацистскими обозначениями. В августе прошлого года, например, отделение немецкой ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) в Лейпциге раскритиковали за использование знака AH 1818 (это буквенное обозначение в неонацистской среде часто расшифровывается как «Адольф Гитлер», а цифры 1 и 8 означают порядковый номер инициалов фюрера нацистской Германии в алфавите).
Незадолго до этого в соцсети попали фотографии автомобиля с номером L-GD 3345. Это обозначение интернет-пользователи расшифровали как Grossdeutschland («Великая Германия»), подразумевающее период с 1933-го по 1945 год.
В интернете всегда можно было купить «Майн кампф» — основной литературный труд фюрера, запрещенный в Германии на протяжении 70 лет. На немецких прилавках книга появилась с комментариями историков в январе 2016-го и сразу стала бестселлером.
Весной этого года стало известно, что неонацисты проникли и в ряды бундесвера. Франко А. и двое его сослуживцев готовили теракт, который должен был спровоцировать усиление ксенофобских настроений в обществе.
В последнее время западные СМИ нередко пишут, что современная молодежь не видит смысла каяться за проступки прадедов, а наплыв мигрантов и беженцев лишь способствует радикализации молодых немцев. При этом ультраправая идеология в современной Германии все же трансформируется. Конечно, среди неонацистов есть определенная прослойка поклонников Гитлера с их теорией расового превосходства, но их уже не так много. Образ врага изменился. Раньше в «унтерменшах» числились евреи, а теперь — исламисты и мигранты. И пока власти борются с «гитлеровскими колоколами» и усатыми ликами, настоящая угроза рискует остаться незамеченной.