Люди с хорошими лицами

Японцы до неузнаваемости изменили жизнь заброшенного острова

Островок Наосима расположен неподалеку от Сикоку, примерно в часе езды на пароме. Еще четверть века назад об этом месте даже в Японии мало кто слышал. Убогие рыбацкие деревеньки с крохотными домиками и удобствами во дворе. Невзрачные рисовые поля. Редкая растительность — следствие варварской добычи меди. Все — как и на многих других островах. Ничего примечательного, за исключением удивительно красивого ландшафта. Однако сегодня этот клочок суши стремятся во что бы то ни стало посетить ведущие архитекторы, модные дизайнеры и продвинутые художники, а также все те, кто интересуется современным искусством. И их все больше. «Лента.ру» отправилась на Наосиму за подробностями.

Мечты сбываются

Все началось с желания вдохнуть жизнь в увядающие территории, дать жителям отдаленной японской провинции шанс изменить свою судьбу, сделать маленький остров полноправной частью большого мира. Примерно об этом в начале 1980-х годов часто беседовали друг с другом глава крупного издательского дома Fukutake Publishing Тецухико Фукутаке и мэр Наосимы Чикацугу Мияке. После смерти Тецухико его дело продолжил сын Соитиро. Именно он сумел воплотить в жизнь отцовские мечты. Фукутаке, миллиардер и филантроп, позднее занялся образовательным бизнесом и переименовал свою компанию в Benesse, что в буквальном переводе с латыни означает «жить хорошо».

Он приобрел на острове несколько участков и собрался инвестировать значительные средства. Труднее всего было понять — во что именно, ведь природные ресурсы на тот момент были исчерпаны, а туристической инфраструктуры попросту не существовало. И тогда родилась идея создать на Наосиме уникальный заповедник современного искусства. Расчет оказался поразительно верным. Сегодня на острове не счесть гостей, причем не только иностранцев, но и японцев.

Почему именно остров? По словам Фукутаке, актуальное искусство, вскрывающее самые болезненные проблемы современного общества, растворяется в пространстве породившего его мегаполиса, утрачивая изначальные смыслы и социальную остроту. А вот в отрыве от цивилизации оно обретает пронзительно точное звучание. Можно не соглашаться с господином Соитиро относительно комфортной экологической среды для современного искусства, но актуальное арт-пространство с роскошной коллекцией концептуальных инсталляций посреди глухой японской провинции действительно воспринимается как нечто из ряда вон выходящее.

Спустя несколько лет случилась еще одна знаковая встреча. Однажды на ужине господин Фукутаке познакомился с Тадао Андо, одним из самых креативных и востребованных японских архитекторов. Ему в итоге и выпала честь реализовать проект мечты.

Мир как искусство

Андо не просто построил музей, точнее, несколько отдельных музеев, но сами здания превратил в оригинальные арт-объекты. Здесь все имеет значение — нарочито неправильная форма помещений, лестниц, окон и дверных проемов, угол наклона стен, цвет, свет и звук во внутреннем пространстве. Каждое сооружение, возведенное из однотипных бетонных блоков, — это своеобразный лабиринт, и путешествие по нему превращается для посетителя в элемент сложного художественного акта.

В основу проекта каждого здания положена идея нераздельного единства природы, архитектуры и искусства. С одной стороны, сооружения органично вписаны в окружающий ландшафт: из окон, с балконов и открытых площадок открывается вид с определенным ракурсом и на определенную часть острова. С другой — в отдельных помещениях расположены инсталляции. Причем почти все они созданы специально для музеев Наосимы.

Соитиро Фукутаке время от времени приглашает погостить на острове какого-нибудь крупного современного художника, предлагает создать то, что тому нравится, и разместить там, где тот считает правильным.

Большая тройка

Главный среди музеев Наосимы — Benesse House Museum. В экспозиции — концептуальные работы Энди Уорхола, Дэвида Хокни, Ива Кляйна, Дженнифер Бартлет и других знаменитостей. Среди концептуальных инсталляций — механические «Болтуны» Джонатана Борофски, панель со световыми «посланиями» зрителям Брюса Наумана, каменное «Полнолуние» Ричарда Лонга и фотоэкспозиция морских горизонтов Хироси Сугимото. Но наиболее впечатляюще выглядит, пожалуй, «Муравьиная ферма с государственными флагами». Творение Юкинори Янаги представляет собой стену с государственными флагами, выложенными из цветного песка и затем частично «разобранными» живыми муравьями. Идея проста: муравьи символизируют людей, которые в современном мире постоянно перемещаются по миру и тем самым медленно, но верно разрушают границы.

На заметку: При музее Benesse имеется одноименный бутик-отель, состоящий из четырех отдельных корпусов. Самый известный — тот, в котором все комнаты выходят в замкнутый овальный коридор без крыши. Он так и называется: Benesse House Oval. Это своеобразное окно в мир — едва ли не наиболее фотографируемое место на острове. А в самом музее есть отличный ресторан, где можно заказать ланч в стиле кайсэки — из множества небольших порций блюд традиционной японской кухни.

Вторая точка музейного маршрута — Chichu Art Museum. Внушительных размеров здание было построено, в сущности, для огромного полотна позднего Моне с неизменными лилиями в Живерни. Это одна из очень немногих работ, которые были приобретены Фукутаке, а не заказаны специально. Ее вместе с несколькими другими картинами поместили, как в драгоценную шкатулку, в идеально белую комнату, отделанную каррарским мрамором. В таком пространстве полотна обрели совершенно иную энергетику.

Одно из немногих творений современных концептуалистов в Chichu Art Museum — инсталляция американца Уолтера Де Марии. Огромный, до блеска отполированный гранитный шар установлен на широкой лестнице в просторном помещении с многочисленными позолоченными брусками на стенах. Если смотреть на шар сверху, кажется, что он «улыбается» посетителю отражением ступенек.

Наконец, третья, важнейшая остановка на арт-маршруте — музей знаменитого корейского мастера-минималиста Ли Уфана, совсем небольшой, но содержательный. Здесь несколько знаменитых картин и каменных скульптур Ли Уфана, в их числе «Диалог», «Камень памяти», «Комната молчания» и «Комната для медитации». А выставочное пространство максимально интегрировано в довольно сложный и сильно пересеченный ландшафт: даже войти в него можно только через подземный тоннель.

На заметку: По острову постоянно курсирует городской автобус. Кроме того, в порту можно взять в аренду велосипед и доехать на нем практически до любой точки, благо везде проложены удобные дорожки.

Деревня со вкусом

Наосима известна не только благодаря Benesse. В трех километрах от музейного комплекса в приморской деревеньке Хонмура у местных жителей выкупили несколько старых домов, отреставрировали и превратили их в современное арт-пространство. Тут можно помедитировать над инсталляцией Тацуо Миядзимы «Море времени» (множество электронных тахометров со светящимися циферблатами, помещенных в водоем). Или пережить удивительный эффект «прозрения», посетив «Храм света» Джеймса Таррела (официально он именуется «Южным храмом»), где всего за несколько минут глаз привыкает к темноте и выхватывает из необратимо отступающего мрака все новые пространства. Или отыскать концептуальное творение Синро Отаке: статуя Свободы, притаившаяся за носом рыбацкой лодки. Или попробовать отличить от настоящих цветов и бамбуковых палочек те, что целиком сделаны из… дерева.

В той же деревне в столетнем доме — небольшой музей самого Тадао Андо. В привычно изломанном пространстве хранятся многочисленные фотографии, эскизы и модели разных проектов архитектора-концептуалиста.

Впрочем, на Наосиме арт-объекты разбросаны повсюду. На холмах то здесь, то там от малейшего дуновения ветра постоянно меняют свой облик кинетические скульптуры Джорджа Рики. В южной части острова на пирсе возле одного из пляжей установлена знаменитая желтая тыква Яёй Кусамы легендарной японской художницы, которую нередко называют крестной матерью поп-арта. А в порту, куда прибывают паромы с Сикоку, имеется еще одна ее тыква — красная.

Следует признать, что Соитиро Фукутаке добился поставленной цели. Маленькая, забытая Богом Наосима вернулась к жизни. Сегодня именно сюда стремятся десятки тысяч людей со всего мира. И именно этот клочок суши для многих выступает широким мостом не только в мир современного искусства, но прежде всего в мир современной Японии и ее удивительной культуры, очень традиционной и одновременно устремленной в будущее.

Обсудить
Курганские могильщики
Уральские бандиты покорили Москву 90-х и заставили бояться местных авторитетов
Умар Джабраилов«Дальше буду жить красиво»
Сколько стоит пострелять у Кремля под кокаином, если вы Умар Джабраилов
Ничего себе поездочка
Почему москвичи все чаще становятся жертвами таксистов
Темные времена
Лихие 90-е: спецпроект «Ленты.ру»
Муха не сидела!
Сколько стоят автомобильные «капсулы времени» спустя годы?
«Американец», который смог
Самые невероятные версии Chevrolet Corvette, от которых сносит крышу
Что. Вы. Наделали
Как мы потеряли идеальный Porsche и снова его нашли
Мистер Спок
Мы пощупали новейший Aston Martin Vantage и делимся первыми впечатлениями
Какие машины любят европейцы
15 наиболее продаваемых машин в Европе
Ловушка для планктона
Тест: Какой офис идеально вам подходит
Это чисто Питер
Сколько стоят квартиры в воспетом Шнуром городе на Неве
Нихао себе
Хибара из китайской глубинки стала лучшим зданием 2017 года
«Моя бывшая живет на помойке»
Москвич сделал из жены бомжа, и ему не стыдно
Берите две
Пять стран, где ипотеку дают под смешной процент