Пронесло

Минкульт передумал брать пять миллионов за прокат, и киноиндустрия выдохнула

Кадр: фильм «Аритмия»

Министерство культуры России отказалось от собственной инициативы собирать по пять миллионов рублей за выход фильма в прокат. Вместо этого предполагается ввести процентные отчисления от прокатных сборов. «Лента.ру» выяснила у представителей индустрии, что было бы в случае принятия закона и как другие страны поддерживают национальный кинематограф, не уничтожая при этом кинотеатры.

Руководитель отдела телевизионных продаж прокатной компании Cinema Prestige Михаил Додзин:

Принятие любой суммы в качестве платы за прокатное удостоверение — миллиона, двух миллионов, пяти — отсекает часть фильмов. Картины, собирающие в российском прокате меньше ста миллионов, зарабатывают где-то 15-20 миллионов в лучшем случае. Пять миллионов — это треть от того, что ты заработаешь. Огромный процент. Кинобизнес в принципе непредсказуемый. Из пятнадцати картин, которые в год покупает независимая компания, прибыль дают четыре-пять фильмов, некоторые работают в ноль, остальные — в убыток, и его приходится покрывать за счет прибыли других картин.

Со сбором в пять миллионов, если показывать только картины, которые участвовали в кинофестивалях в Каннах, Венеции, Торонто, кинотеатр сразу закрывается. Потому что на таких фильмах заработать можно, если повезет, миллиона три. А для зрителя, ценящего нестандартное кино, такой сбор означает катастрофическое снижение репертуара. В 2017 году в прокат выйдет примерно 460 фильмов, а в 2018-м — при принятии закона — только сто. Это самый очевидный показатель. Пострадают кинотеатры, которые обычно показывают нестандартное, интеллигентное кино. Для тех, кто демонстрирует фильмы вроде «Пиратов Карибского моря» и «Мстителей», ничего не изменится. А все остальное исчезает.

То, что инициатива рассматривалась как попытка убрать из кинотеатров шлак, — подмена понятий. Минкульт сам для себя не определил, что такое шлак, даже я этого не знаю. Покажите в каком-нибудь условном Череповце фильмы Вуди Аллена, и вас закидают камнями. Потому что там хотят смотреть простую русскую комедию «Жених». И четких критериев тут нет. Если брать в качестве критериев сборы, то кинотеатры плохое кино сами не берут.

В России в год выходит 460 картин. Бокс-офис в стране — 52 миллиарда рублей. Из них фильмы, собирающие в прокате более ста миллионов, в сумме приносят пятьдесят миллиардов. На остальные картины приходится два миллиарда. К ним относится и шлак, и независимое голливудское кино, и лауреаты премии «Оскар». Убей независимый кинорынок — и полностью лишишься репертуара, но освободишь всего четыре процента от всех сеансов, которые в тот же день будут заняты «Пиратами Карибского моря». Русскому кино это никак не поможет.

Директор новосибирского кинотеатра «Победа» Ирина Краснопольская:

У меня большой кинотеатр, мы показываем как коммерческое кино, так и независимые фильмы — фестивальные, документальные, авторские, спектакли на экране. Они рассчитаны на узкую публику, и пятимиллионные сборы попросту заставят всех дистрибьюторов, и без того зачастую работающих на грани рентабельности, уйти с рынка.

Когда мы создавали наш кинотеатр, то сразу отказались от идеи просто показывать в нем блокбастеры — рука не поднялась в нашем историческом здании такое устраивать. Мы хотели показывать кино, которое развивает духовно. Не зависели бы от доходов — вообще бы отказались от коммерческих лент. Мы и попкорн не убираем, потому что он приносит доход — от тех, кто ходит на блокбастеры. На сеансах авторских фильмов попкорн продается гораздо хуже. При этом у нас на три премьеры Андрея Звягинцева раскупались все семь залов. «Меланхолию» Ларса фон Триера мы показывали дольше, чем любой кинотеатр России, потому что спрос не падал.

Если вводить какой-то процент со сборов, то брать его надо с блокбастеров. Но это дистрибьюторы должны обсудить. А любой сбор с независимого кино по нему сильно ударит.

Гендиректор компании «Невафильм» Олег Березин:

Важный момент — пока Минкульт не отказался от своего законопроекта. Глава ведомства Владимир Мединский только сказал, что они над этим думают. Законопроект продолжает висеть на regulation.gov. Когда его оттуда снимут, я бы тоже не расслаблялся.

Помимо прочих негативных последствий, сбор в пять миллионов увел бы часть аудитории в интернет или к домашнему телевизору, закрыл бы кинотеатры. На самом деле способа поддерживать киноиндустрию и не обременять прокатчиков, кинотеатры и зрителей не существует. Только если само государство безвозмездно за все платит, или какой-нибудь «Газпром». Во многих странах есть подоходный налог с кино — процентные отчисления со всех видов киносмотрения, с кинотеатров, телевидения, интернета. Из него формируется бюджет поддержки национальных фильмов. Во Франции наиболее развитая система, они и собирают много, и финансируют щедро. И то схема там не самая идеальная, многие кинематографисты недовольны.

С билета французы взимают 10,76 процента. 200 миллионов евро собираются с кинопроката, 700 миллионов — с телевидения. У нас так может не получиться, потому что кинотеатрами занимается Минкульт, а телевидением и интернетом — Министерство связи, которое своих в обиду давать не хочет. Уже были попытки Министерства культуры предложить сборы с телевидения, на что им было сказано: «Идите отсюда и не мешайте нам жить».

Вероятность введения процентного сбора велика, но брать деньги только с кинопроката — нечестно. Это меньшее из двух зол, да и других систем практически нет в мире — как правило, большие фильмы, блокбастеры, попкорн-кино финансируют менее коммерчески успешные ленты.

Руководитель отдела Центральной и Восточной Европы в UniFrance Жоэль Шапрон:

Отказ от сбора в пять миллионов — гениальное решение Минкульта. Оно спасает вообще всю отрасль кинопроката в России. Думаю, что если бы эта инициатива была принята, это означало бы смерть индустрии. Остались бы только блокбастеры, только американцы — причем американские мейджоры, а не независимые картины. Все авторское кино тут же исчезло бы. Уверен: отказаться от такого предложения было необходимо.

У нас во Франции есть отчисления от кассовых сборов каждого фильма, и благодаря этому национальное кино живет. Этот сбор распространяется на все картины. Так что, по идее, в России налог должен взиматься и с российских картин. Я жду конкретики по поводу этой инициативы — будет ли этот налог абсолютно одинаков для всех фильмов или предполагается зависимость от бюджета, результатов. Поэтому, пока предложение еще не точно сформулировано, я воздерживаюсь от комментария.

Есть один важный принцип: подавляющее большинство просмотров идет не с кинобилетов, а с телеканалов. И, на мой взгляд, налогом надо обременять телеканалы тоже. Эта система идеологически, в сущности, базируется на том, что любой пользователь, любой потребитель кинокадров платит за эти кинокадры. Поэтому если вы смотрите фильмы в кинотеатрах, взимается налог. Смотрите на телеканалах — тоже. Если это спортивный канал, то налог не взимается, потому что там кино не показывают. А если смотрите ленты в интернете — тогда надо брать деньги с провайдеров. С одних только кинобилетов налоги собирать, я считаю, некорректно.

Обсудить
Пришли к успеху
Американская секта порабощала женщин, клеймила их и мучала диетами
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
Шам на крови
Что скрывает павшая столица «Исламского государства»
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
Новый пират
Пьяный москвич угнал теплоход и пошел на абордаж
Твой папа педофил
Российские женщины все чаще обвиняют мужей в изнасиловании детей
Векселя исчезают в полдень
В Москве расследуют бесследное исчезновение ценных бумаг на 40 миллионов рублей
Король Сильвестр
Новгородский тракторист стал властелином преступной Москвы
«Замуж за американца не хочу»
История москвички, переехавшей в Лос-Анджелес и ставшей продюсером
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
«Ее повел на костер собственный брат»
В отрезанной от мира деревне устроили охоту на ведьм
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки