Сенат США поддержал предложенный администрацией президента Дональда Трампа план налоговой реформы. Теперь два похожих, но немного отличающихся варианта законопроекта должны быть согласованы и приняты обеими палатами, после чего отправлены на подпись главе государства. Реформа является беспрецедентной по масштабам со времен Рональда Рейгана, но скептики считают, что она может все испортить. В частности, звучат опасения по поводу раздувания бюджетного дефицита, а также из-за роста и без того значительной разницы в доходах бедных и богатых.
Реформа налоговой системы США была ключевой частью предвыборной программы Трампа наряду с сокращением иммиграции, пересмотром глобальных соглашений и ликвидацией закона о медицинском страховании, установленного предыдущим хозяином Белого дома Бараком Обамой. Американцы со времен Движения чаепития жаловались на высокую налоговую нагрузку, и Трамп не мог не подыграть своему электорату.
Налоговая реформа могла считаться самой легкой и проходимой в Конгрессе частью плана Трампа. Ее поддерживал бизнес, который, естественно, хочет платить меньше и по более простой схеме. Она пользуется большой популярностью как у среднестатистических американцев, так и у богачей. Политически против нее не возражают традиционные представители республиканского истеблишмента, ведомые бывшим советником Трампа Стивеном Бэнноном популисты и даже часть демократов. Сообщество ученых-экономистов тоже выразило поддержку планам администрации, направив открытое письмо от имени 137 своих видных представителей.
Реформу можно рассматривать как неотъемлемую часть стратегии America First («Америка в первую очередь»). Перед выборами, да и после них, много говорилось об экономическом национализме, о возвращении и преумножении рабочих мест для всех категорий граждан. Помимо прямых протекционистских мер, которые уже принимаются (в частности, денонсировано соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, ведутся разговоры и о пересмотре условий NAFTA), считается, что лучший способ обеспечить успех в этом направлении — снизить налоги. В настоящее время налог на прибыль компаний в США составляет 35 процентов, это очень крупный показатель — в среднем по миру он не превышает 23 процентов. США же традиционно считались государством, где правительство старается не лезть в экономику и не изымать оттуда слишком много денег. Такое несоответствие статуса и реального положения дел американцев раздражало еще сильнее.
Снижение налогов, по замыслу авторов реформы, должно привести к резкому повышению инвестиционной привлекательности США. В идеале должен прекратиться исход производств из страны — напротив, они начнут возвращаться. Компании вроде Apple, ныне платящие налоги в других юрисдикциях, будут отдавать деньги Вашингтону. Ускорение экономического роста приведет к росту благосостояния и, соответственно, расширению налогооблагаемой базы. В итоге бюджет будет собирать больше денег, чем сейчас, даже при более низких налоговых ставках.
Трампистам греют душу воспоминания об успехе реформ Рональда Рейгана в 1980-е годы. Снижение налогов стало одной из опор «рейганомики», обеспечивших выход из кризиса и бурный экономический рост последних десятилетий XX века. В администрации Трампа планируют провернуть нечто подобное.
Самые крутые изменения коснутся налога на прибыль. Перед выборами команда Трампа обещала снизить его до 15 процентов; в итоговой версии билля, разработанного вместе с конгрессменами, решено остановиться на менее радикальной цифре — 20 процентов. Взамен будут постепенно ликвидированы некоторые налоговые льготы и послабления для отдельных отраслей — в частности, налоговые каникулы для затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Данная часть законопроекта вызывает особенные споры: многие считают, что использование «одной гребенки» серьезно затруднит инновационную активность в США. Инновационные проекты с оборотом менее 50 миллионов долларов за последние три года смогут пользоваться этой льготой и далее, но, по подсчетам Минфина США, 73 процента компаний, имеющих право на послабление, превышают эту отметку — то есть три четверти инновационного бизнеса в США окажется под налоговым давлением.
Вторая важнейшая часть — возвращение в национальную экономику средств американских компаний (Деофшоризация является проблемой далеко не только для России.) По расчетам инвестбанка Goldman Sachs, фирмы из США держат за рубежом около 2,5 триллиона долларов полученной в Америке прибыли. Одна только Apple хранит за рубежом свыше 252 миллиарда долларов. Сумма даже для крупнейшей экономики мира запредельная, и возврат хотя бы части средств может принести колоссальную положительную отдачу. Последний раз налоговая амнистия проводилась во времена Джорджа Буша-младшего, и тогда было репатриирована примерно четверть выведенных за рубеж прибылей.
По установившимся в Штатах традициям, две палаты конгресса сначала принимают немного отличающиеся версии закона, а потом их согласовывают. Согласно находящемуся в палате представителей законопроекту, налоговые ставки для тех корпораций, которые репатриируют средства в виде наличности, составят 14 процентов, а если они их реинвестируют в США — упадут до 7 процентов. В версии для сената эти ставки равны 14,5 и 7,5 процента соответственно. Одновременно будет введен 20-процентный налог на выплаты иностранным дочерним структурам со стороны американских компаний.
Пересмотру подвергнутся и правила налогообложения физических лиц. Сокращение налоговой ставки в той или иной мере коснется всех категорий граждан, кроме зарабатывающих меньше всех (до 9,5 тысячи долларов в год): для них размер налога останется на уровне 10 процентов. В США действует прогрессивное налогообложение физлиц, и максимальная ставка на данный момент приближается к 40 процентам (речь идет о лицах, получающих 500 тысяч долларов в год и больше). Наиболее существенное снижение ожидает граждан с доходами около и ниже медианного по стране. Для тех, кто зарабатывает в год от 9,5 тысяч до 38,7 тысячи долларов, ставка упадет с 15 до 12 процентов.
Налоговая реформа для физлиц, в отличие от корпоративной, носит временный характер. Все новые ставки будут действовать до 2025 года, после чего вернутся в нынешнее положение. Этот возврат может стать головной болью для будущих президента и правящей партии, ведь повышение налогов зачастую означает политическое самоубийство.
Несмотря на популярность реформы у населения и доминирование правящей Республиканской партии в обеих палатах конгресса, первый этап она прошла с трудом. В частности, в сенате билль был принят лишь 51 голосами против 49. Теперь предстоит довольно непростой процесс согласования двух версий — отличия там отнюдь не косметические. Лишь после этого документ поступит в Овальный кабинет.
Противников у проекта более чем достаточно. Подавляющее большинство оппозиционных демократов выступают резко против снижения налогов, так как на первом этапе бюджет потеряет деньги, а значит, придется или резать расходы, или увеличивать и без того гигантский госдолг США (свыше 14 триллионов долларов). По подсчетам профильного комитета сената, бюджет потеряет в общей сложности триллион долларов за девять лет, и лишь с 2027 года реформа начнет приносить американской казне чистый доход.
По тем же расчетам ВВП США за этот период может прибавить лишние 3-5 процентов, что довольно существенно (около 0,4 процентного пункта в год), но далеко не уровень «экономического чуда». Критики считают, что бюджетные потери негативно скажутся на перспективах других планов администрации Трампа — например, массированных вложений в инфраструктуру, и того не стоят.
На налоговую реформу предсказуемо обрушился бывший кандидат в президенты от Демократической партии, сенатор Берни Сандерс, назвавший ее «катастрофой». По его мнению, налоговые каникулы получат те, кто меньше всего в них нуждается, — то есть очень богатые люди.
Экономист Майкл Иванович привел и еще один аргумент против реформы. По его мнению, снижение налогов станет настоящим подарком Китаю и Германии. Почему? После реформы в США высвободятся сотни миллиардов долларов, которые будут потрачены потребителями на китайские и немецкие товары. В результате чистые обязательства Америки продолжат расти, что грозит обернуться большими проблемами в будущем. Экономист считает, что США должны в первую очередь заниматься поддержкой национального экспорта.
Как бы то ни было, все идет к тому, что администрация Трампа одержит первую серьезную победу на поле экономической политики. После провала реформы страховой системы и очень невнятной ситуации с регулированием иммиграции это ровно то, что Белому дому жизненно необходимо. От активного президента ожидают активной политики, особенно в сфере экономического законодательства — многолетняя стагнация сделала эту тему для американцев исключительно болезненной.