Утро 27 декабря в Москве омрачили вести с юго-востока города: на улице Иловайской (район Люблино) произошла стрельба. По предварительным данным, директор кондитерской фабрики «Меньшевик» Илья Аверьянов открыл огонь из карабина «Сайга» по судебным приставам, которые пришли на предприятие взыскивать долги. Стрелок ранил несколько человек; один из пострадавших, охранник, от полученных ранений скончался. После этого Аверьянову удалось сбежать — но перед этим он рассказал журналистам, что некие бандиты разорили его и отобрали фабрику. В деталях резонансной истории разбиралась «Лента.ру».
По словам источника «Ленты.ру», около восьми утра в среду, 27 декабря, столичным полицейским поступил звонок с фабрики «Меньшевик»: звонил директор Аверьянов, который жаловался на рейдерский захват. Была ли на него какая-либо реакция со стороны стражей порядка — неизвестно. Однако около девяти утра на предприятии раздались выстрелы. Единого мнения о том, что там произошло, у силовиков до сих пор нет. Официальный представитель столичного главка Следственного комитета России (СКР) Юлия Иванова сообщила «Ленте.ру», что Аверьянов — бывший совладелец фабрики — вступил в конфликт с ее нынешним руководством.
«По имеющимся данным, утром 27 декабря бывший собственник фабрики, находясь на ее территории по улице Иловайская в городе Москве, вступил в словесный конфликт с нынешним руководством фабрики. После этого он достал оружие и совершил несколько выстрелов, ранив охранника, который от полученного ранения скончался», — рассказала Иванова.
По данным источников «Интерфакса», погибший — Алексей Костиков. Еще два человека получили ранения. Около часа дня их удалось вывести с территории предприятия.
В то же время иную версию событий сообщает столичная прокуратура: по ее данным, Аверьянов стрелял не по действующему руководству фабрики, а по судебным приставам.
«Как установлено, на фабрику в целях исполнения решения Арбитражного суда о взыскании с должника ООО "КФ Меньшевик" денежных средств пришли судебные приставы. В ответ на это директор ООО "Кондитерская фабрика Меньшевик" Илья Аверьянов открыл стрельбу из огнестрельного оружия», — говорится в сообщении надзорного ведомства.
Вскоре после расстрела ряд СМИ сообщил о том, что директор взял заложников — однако информация оказалась ложной. На место событий прибыли сотрудники полиции и Росгвардии, которые блокировали фабрику и несколько часов искали стрелка. Лишь около 16:00 стало ясно, что Аверьянова на предприятии нет и он сбежал с места преступления еще до приезда полиции.
При этом директор успел пообщаться по телефону с журналистами Business FM. Стрелок рассказал о причинах своего поступка и упомянул, что находится на фабрике. Не исключено, что таким образом Аверьянов пытался сбить с толку силовиков.
«Я директор. Я сейчас тут сижу, забаррикадировался. Короче говоря, банда (...). Они следят за объемом недвижимости. У меня по поддельным документам отобрали фабрику, разорили меня. У меня восемь детей. Вы знаете, я четыре года бьюсь. Они все перекупают, подделывают документы, по поддельным документам отсуживаются. Сегодня утром я пришел на работу, меня стали брать штурмом — с пистолетами, с оружием. У меня есть штатное оружие, я сегодня применил оборону. Одного застрелил, по-моему, насмерть, к сожалению. Вот такая вот история. Если останусь живой, я буду биться до конца. Сейчас меня уже окружили там, спецназ окружил. Все нормально. Сейчас буду либо стреляться, либо сдаваться», — рассказал он.
К слову, весьма любопытно, что Telegram-каналы крайне подробно освещали операцию по поискам Аверьянова на кондитерской фабрике — и порой явно «перегибали палку», невзначай выдавая отдельные секреты оперативной работы. К примеру, вот сообщение канала Mash:
«Полиция отрабатывает версию того, что Илья Аверьянов уже покинул зону оцепления и сейчас скрывается где-то в окрестностях. Его местонахождение будут устанавливать по сигналу с мобильника».
В конечном итоге в среду вечером силовики были вынуждены признать, что стрелок с «Меньшевика» действительно сумел сбежать. «В Москве объявлен план "Сирена". Операция направлена на поиск и задержание открывшего огонь предпринимателя. Полицейским разослана ориентировка с его фотографией», — сообщили в столичном главке МВД. Руководитель пресс-службы управления Юрий Титов отметил, что Аверьянов сбежал без оружия: свой карабин «Сайга» он выбросил.
К слову, с этим оружием связана довольно запутанная история. Как сообщал «Московский Комсомолец» со ссылкой на советника директора Росгвардии Александра Хинштейна, Аверьянов владеет «Сайгой» законно. «Исходя из наших информационных учетов, он является владельцем охотничьего карабина "Сайга", которым владеет с 1996 года. Последний раз продлевалось разрешение на оружие в марте 2015 года», — сказал он.
Между тем Юлия Иванова сообщала «Ленте.ру», что по факту стрельбы на кондитерской фабрике следователи возбудили уголовное дело по части 1 статьи 105 УК РФ («Убийство») и части 1 статьи 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия»). Последняя квалификация намекает, что у следствия могут быть сомнения в том, насколько легально Аверьянов владел «Сайгой».
Как отмечает тот же «Московский Комсомолец», у стрелка было еще одно оружие — бесствольный травматический пистолет «Оса». Причем, по словам источника издания, нелегальный. И из этого оружия он также устраивал стрельбу.
«Маленькая "Оса", как оказалось, в руках импульсивного Аверьянова могла больно "кусаться": 20 ноября 2006 года из нее он стрелял по работникам ОАО "Спортзнак", когда те недостаточно учтиво, по его мнению, ответили на его вопрос. Ранил одного. Было возбуждено уголовное дело по статье "хулиганство"», — говорится в сообщении. Издание отмечает, что по ней стрелок был судим. Возникает логичный вопрос: как с таким прошлым, если оно действительно имело место быть, Аверьянов мог законно иметь «Сайгу»?
Кондитерская фабрика «Меньшевик» в Люблино, где произошла стрельба, основана в 1999 году. Специализируется на производстве детской кондитерской продукции — леденцов, жевательной резинки и мармелада. Судя по данным «СПАРК-Интерфакс», Илья Аверьянов по состоянию на июль 2002 года являлся одним из пяти совладельцев фабрики с долей в 20 процентов в уставном капитале предприятия. Однако уже в июне 2005 года у «Меньшевика» оказывается всего два совладельца, при этом Аверьянова среди них нет. Тем не менее на данный момент именно он занимает должность генерального директора фабрики.
«Известным производителем-подражателем в России является кондитерская компания "Меньшевик", выпускающая жвачку Life Is... Life аналогичную Love Is..., леденец "Лизун-сосун", похожий на Chupa Chups, и жвачку "Турбонаддув", похожую на Turbo. Компания-производитель Love Is... подавала в суд на "Меньшевик" в 2002 году, но не смогла выиграть дело», — сообщала «Лента.ру» в апреле 2012 года.
Судя по финансовой отчетности фабрики, дела у нее идут неважно. В настоящее время в отношении компании есть 18 текущих исполнительных производств на сумму в 4,39 миллиона рублей — это задолженности, налоги и штрафы. При этом 36 производств на сумму в 62,77 миллиона рублей завершены.
Кроме того, в производстве Арбитражного суда Москвы находится дело о признании должника — фабрики «Меньшевик» — банкротом. Оно было подано 22 ноября, истец по нему — некто Шамсутдин Раджабов. Его рассмотрение назначено на 18 января. В документах к заседанию, среди прочего, есть упоминание о необходимости предоставления документов на некую Олесю Тюрихову для утверждения временным управляющим должника.
Раджабов (он является адвокатом) в интервью РЕН ТВ рассказал, что является взыскателем по производству — фабрика «Меньшевик» должна ему более четырех миллионов рублей. Однако, когда Раджабов прибыл по адресу регистрации должника с целью отыскать его имущество, Аверьянов устроил стрельбу. Он убил одного из охранников (нанятых новым собственником зданий), а потом начал стрелять по приставам и Раджабову, после чего те покинули место происшествия.
«История с долгом началась еще в 2007 году, когда "Меньшевик" взял в долг у другой организации 2 миллиона долларов (около 115 миллионов рублей). Однако Аверьянов не вернул ни части средств из этой суммы. Несколько лет назад была достигнута договоренность, согласно которой деньги нужно было возвратить в течение года, в залог передавались здания. Долг все равно не был возвращен, в результате чего здания были переданы взыскателю в счет погашения долга, хотя все равно не покрыли всей суммы. При этом Аверьянов, как рассказывает адвокат, с 2014 года препятствовал попыткам нового собственника пользоваться зданиями», — отмечает телеканал.
***
Между тем на сайте www.spr.ru — виртуальном каталоге организаций — можно найти отзыв о компании «Меньшевик», написанный, якобы от имени Аверьянова. Чтобы сомнений не было, в сообщении указаны телефоны самого директора фабрики и его заместителя с ремаркой «Ждем ваших звонков». А начинается сообщение так:
«Меня зовут Илья Иванович Аверьянов, я — генеральный директор этой шарашки. Терпеливо (для таких тупых лохов как вы все) повторяю: Я кидал вас всегда и буду кидать и впредь!» (авторская орфография и пунктуация сохранены).
Стоит ли говорить, что недостатка в негативных отзывах о работе фабрики в сети нет.