Новости партнеров

Жизнь как цепочка проектов

Финалист конкурса «Лидеры России» о том, как добиваться успеха

Марина Сафонова
Фото: Марина Сафонова

Финалист проекта «Лидеры России» Марина Сафонова не раз меняла и сферу деятельности, и место жительства, и образ жизни. И уверена: все эти перемены — к лучшему.

Марина с детства увлекалась самыми разными вещами и в каждом занятии добивалась успеха. Школу закончила почти круглой отличницей — всего одна четверка. Рисовала, ходила в архитектурный кружок, занималась танцами и верховой ездой, посещала студию юных журналистов. Так у нее появилась первая работа: 15-летняя школьница стала корреспондентом местного телеканала.

Казалось бы, об этом можно только мечтать. Но мечты Марины были совсем другого толка: она хотела заниматься фундаментальной наукой. А еще — попасть в Москву. Огни столицы манили не меньше, чем перспективы академической работы.

В родных Набережных Челнах благодаря школьным успехам выпускница получила возможность бесплатно учиться в коммерческом вузе. Но этот уровень показался ей недостаточным: после 1-го курса она отправилась поступать в МГУ, на философский. В приемной комиссии ее убедили забрать документы: все равно не пройдет — конкурс слишком высок, так зачем время терять. К началу занятий выяснилось, что проходной балл снизился, и свой шанс она упустила. Марина говорит, что та ситуация научила ее не отказываться от высоких целей.

Впрочем, вчерашняя школьница и тогда не опустила руки — поступила в ГАУ. Но из-за кризиса 1998 года из престижного вуза пришлось уйти. Не переводясь, заново сдав экзамены, начала учиться в Университете печати, а завершила высшее образование в Московском государственном университете культуры и искусств, получив диплом с отличием. Все это время на жизнь приходилось зарабатывать самой. Между сессиями нанималась официанткой — и как раз к следующим экзаменам должность повышалась до менеджера, но ради учебы приходилось увольняться.

Надо сказать, жалость к себе вообще не в характере Сафоновой. Когда писала диплом — работала промоутером на рынке: предлагала пельмени. Деньги-то были нужны, а здесь рабочий день длился всего три часа — оставалось время на учебу. «Памятный опыт, — говорит она сегодня. — Я-то привыкла работать головой, в комфорте, хотя бы относительном. Но главное — преломление себя. Когда уже есть опыт управленческой и журналистской работы, считаешь себя человеком подготовленным. А здесь три часа в холоде стоишь на рынке… Это было полезно — всегда хорошо сбить с себя спесь, встать ступенькой ниже. И, знаете, говорят, что промоутерам обычно приходится выслушивать ворчания и упреки. Возможно, это и так — если стоишь с кислым лицом и ждешь сопротивления. Тогда, кстати, ничего и не продашь. А я улыбалась, пританцовывала… И все получалось отлично. С каким посылом ты к людям — с таким и они к тебе».

После института Сафонова устроилась в отдел рекламы издательства — занималась организацией работы менеджеров. Пришла секретарем-координатором, а через год, когда отдел превратился в самостоятельное рекламное агентство, девушке предложили кресло директора. Но к этому времени она уже приняла решение перейти в другую компанию — на должность директора по продажам. Тогда Сафоновой было 26 лет. Сложилась ситуация, которую многие восприняли бы как борьбу с агрессивной средой. Многие — но не Марина. «Никогда не встречала дискриминации по возрасту — что в 15 лет на телевидении, что менеджером в 22 — среди подчиненных были и постарше меня. А уж в рекламном агентстве и вовсе: все сотрудники — настоящие акулы рекламы. Ну да, в первые месяцы не воспринимают всерьез, могут не здороваться. Но это недолго длится. Если я помогаю другим — то и другие мне помогают».

Загруженность работой не отменяла личной жизни. В отпуске на Бали Марина познакомилась с работавшим там канадцем. Роман продолжался три года, встречались часто — и у океана, и в Москве. В конце концов Марина вышла замуж и в 2010 году переехала в Индонезию — с готовой бизнес-идеей: выпускать справочник для экспатов. Если для туристов таких изданий великое множество, то те, кто начал обживаться на Бали недавно, в местных реалиях еще не ориентировались. Помощи интернета тогда не хватало. Издание делали сначала «на коленке», но еще до выхода первого номера Марина уже наладила контакты с рекламодателями — авиалиниями, отелями. Четкая концепция, востребованный контент, устойчивые договоренности — справочник быстро стал популярным, не раз переиздавался, предлагали сделать такие же для Джакарты и Сингапура. Но в 2012 году Марина развелась и вернулась в Россию: «Мне важнее быть рядом с родными и близкими, чем одной, пусть даже на самом лучшем курорте».

«Надо уметь отпускать прошлое без сожаления, чтобы идти дальше. Когда один этап жизни или рабочий проект завершается — появляются новые перспективы, — замечает Марина. — После каждого этапа остается послевкусие. У меня — хорошее. О каждой из своих должностей знаю, для чего она была в моей истории. И практически во всех компаниях сохраняются хорошие контакты. Если понадобятся рекомендации — могу обратиться к каждому своему бывшему руководителю».

Спустя некоторое время поступило предложение о работе в ОЭЗ «Алабуга». Предстояло заниматься ведением образовательных проектов резидентов по государственным программам обучения. Проект был краткосрочным, и после него встал вопрос, куда двигаться дальше .

«Всегда получаю ту работу, которую хочу, — улыбается Марина, — потому что свои желания всегда формулировала четко. И они сбывались. Ну, бывало, что формулировала неверно». Девушка поняла, что больше всего любит учиться сама и учить других. Еще живя в Москве, из интереса проходила тренинги для тренеров, оттачивала тренерские умения на различных образовательных программах по развитию персонала, поэтому решила осваивать новую для себя профессию бизнес-тренера. Да и семья поддержала: мама и сестра занимаются тем же, и весьма успешно.

Сейчас Сафонова занимается обучением и развитием руководителей для одного из крупнейших отечественных ретейлеров. Ее сфера ответственности — несколько регионов: Татарстан, Башкирия, часть Урала. Работает с руководителями системного и тактического уровня всех бизнес-направлений компании.

О конкурсе «Лидеры России» Сафонова узнала из телепередачи. И тут же зарегистрировалась.

«Два фактора тут сработали. Первый — найти себя в этом рейтинге. Понять, сколько во мне управленческого потенциала и мастерства. И второй — профессиональное любопытство: как будут выбирать лучших управленцев, по каким критериям, какими заданиями? Прямо использовать этот опыт в своей работе мы не можем — в компании очень строго с авторскими правами, но на уровне идеи я нашла для себя несколько интересных ходов. К примеру, понравилось, что начали с видеоинтервью. Дело вроде бы несложное, интервью на три минуты всего, но нужно подумать и успеть это сделать за два дня. Очень здорово иногда сразу поставить задачу на преодоление — и с самого начала отсечь тех, кто не слишком мотивирован, особо не горит. И работать с остальными».

Впрочем, для Сафоновой в конкурсе важны не только процесс, но и результат. «Цель участия меняется от этапа к этапу. Сначала было просто любопытно — посмотреть, в чем это сотни тысяч людей принимают участие. На конкурс ехала без особых надежд, просто хотела посмотреть, побывать в среде уважаемых людей, в этой атмосфере. Посмотрела список участников — такие профессионалы! А я же сотрудник среднего звена — не генеральный директор, скажем. Не самая крутая позиция… Но окружение формирует развивающую среду — есть за кем тянуться. Когда вышла в полуфинал — поразилась. А финала сейчас жду, как полета на Марс или как минимум кругосветки. Очень хочу пообщаться, познакомиться с новыми людьми. Но еще сильнее желание проверить себя. Еще недавно думала — куда мне, а теперь оказалось — я не хуже других. Начала больше верить в свои силы».

Сейчас для Сафоновой главный приз — выход в финал. Что дальше — пока выбирает. «Общение с наставником очень важно, они задают планку. Каждый из тех, кто заявлен в этом качестве — а их так много, — был бы мне интересен по разным критериям. Никогда не пересекалась с Галицким, он для меня гений бизнеса, уникальный лидер, который меняет среду вокруг себя. Восхищаюсь Евгением Дёминым — генеральным директором компании СПЛАТ, и всегда с большим интересом читала его искренние письма к покупателям, которые вкладывались в каждую упаковку производимой им зубной пасты. Но главное при выборе наставника — чтобы совпадали ценности. Если этого нет, если вместо совпадения диссонанс — ничего не получится. Деньги, статус, амбиции, доход — все это важно. Но первостепенно — единство целей, ценностей, взглядов. Нужно, чтобы глаза горели».

Экономика00:0211 ноября

Бизнес на костях

Почему выгодно вкладывать деньги в крематории и кладбища