Деньги вперед

Россияне решили осчастливить влюбленных, но вмешался доллар

Фото: Александр Петросян / «Коммерсантъ»

Миллионы возлюбленных ежегодно задаются вопросом: «Что подарить своей девушке или парню на День святого Валентина?» Стремясь не допустить эпичный фейл, фантазии страстных людей доходят до безумия. Вдобавок немаловажен факт расходов — подарок должен быть запоминающимся, но при этом не бить по кошельку. «Лента.ру» разбиралась, чего от вас ждет вторая половинка, а чего нет и какую сумму за подарок придется выложить, чтобы праздник запомнили оба.

День всех влюбленных, возможно, один из самых спорных светско-религиозных праздников современности. Точной информации о его происхождении нет, а вся история основывается на легендах и догадках, некоторые из них восходят к древнеримскому языческому празднику Луперкалию. Торжество плодородия в честь богини лихорадочной любви проходило в Древнем Риме с 13 по 15 февраля. По одной из версий, во время праздника на месте, где волчица вскормила основателей Рима Ромула и Рема, собирались молодые люди, которые приносили в жертву скотину в честь богини. Из кожи убитых животных они делали плети и бичи, после чего раздевались догола и бежали обратно в город, отхлестывая каждую женщину, которая попадалась им на пути, — женщины не сопротивлялись, наоборот, подставляли оголенные части тела: считалось, что каждый удар повышает фертильность. Ритуал был очень популярен в Древнем Риме, особенно на фоне падения рождаемости.

Конец сексуальной вакханалии в 494 году положил Папа Геласий I, который объявил победу христианства над языческим праздником и запретил Луперкалий. В 496 году он причислил к лику святых мученика Валентина Римского, который в 269-м был убит. Основал ли он взамен старого праздника новый в честь святого Валентина — неизвестно. По одной из версий, да, по другой — о славном Луперкалии просто все забыли. Еще одна из версий гласит, что христиане начали почитать Валентина чуть ли не самостоятельно. Тот самый Валентин Римский, которого убили в 269 году, по легенде насолил римским властям, нарушив запрет на проведение христианского венчания, параллельно влюбившись в дочь своего палача и написав ей валентинку перед смертью.

В наше время День святого Валентина практически дистанцировался от своего религиозного прошлого, окончательно превратившись в торжество бога под названием «маркетинг», а любовь превратилась в бизнес-модель, апофеоз которой ежегодно приходится на 14 февраля. Правда, зарабатывать на любви любят не все — праздник запрещен во многих мусульманских странах: Пакистане, Малайзии, Индонезии, Афганистане, Иране и Саудовской Аравии.

Сука-любовь

В России День всех влюбленных пока не запретили, и абсолютное большинство россиян с радостью отмечает этот праздник. Согласно исследованию Picodi, которое имеется в распоряжении «Ленты.ру», около 67 процентов россиян празднуют День святого Валентина. На долю не отмечающих этот праздник граждан приходится 33 процента, доля мужчин и женщин в этой категории оказалась примерно равной. А вот доля тех, кто никогда не получал подарка на 14 февраля, среди мужчин оказалась значительно выше — 26 процентов против 16 процентов.

Сексуальное неравенство проявилось и на уровне расходов на подарки. Мужчины готовы потратить на своих возлюбленных в полтора раза больше, чем женщины: 4357 рублей против 2740 рублей, средний чек на празднование 14 февраля составляет 3548 рублей. Самым желанным и одновременно самым популярным подарком для россиян является романтический ужин. 36 процентов мужчин и 37 процентов женщин выбирают именно ужин в качестве подарка, при этом для женщин такого рода подарок значительно желаннее, чем для мужчин: 44 процента против 33. А вот дальше начинается битва полов, где ожидания разбиваются о суровую реальность.

Самыми желанными подарками для женщин, помимо ужина, стали: цветы (33 процента), поход в театр или кино (28 процентов), путешествие или поездка за город (25 процентов), ювелирные украшения (23), парфюмерия (19), нижнее белье (18), подарочный сертификат (16), электроника (16) и сладости (16). Мужчины же на подобные запросы отвечают следующими подарками: поход в кино или театр (23 процента), валентинка (19 процентов), электроника (18 процентов), цветы (14), ювелирные украшения (9), бытовая техника (9), плюшевые игрушки (8), сладости (8) и парфюмерия (8).

Мужчины ожидают 14 февраля получить от своих любимых что-то из электроники (25 процентов), поход в кино или театр (19), деньги (17), путешествие или поездку за город (13), валентинку (11), подарочный сертификат (10), парфюмерию (9), бытовую технику (9), еще 9 процентов предпочли бы вообще не получать от своей возлюбленной подарка. Женщины на это отвечают следующими подарками: презент ручной работы (17), поход в кино или театр (15), валентинка (13), одежда (13), электроника (12), сладости (11), подарочный сертификат (9), парфюмерия или косметический набор (по 6 процентов).

Помимо желанных подарков, Picodi опросила россиян о самых неудачных сувенирах на 14 февраля. Для женщин таковыми оказались плюшевые игрушки (27 процентов), а для мужчин — нижнее белье (17). Чтобы не расстраивать своих прекрасных половинок, им не стоит дарить деньги (24 процента), косметические наборы (20 процентов), бытовую технику (19), эротические аксессуары (17), сладости (16), валентинки (15), одежду (14), подарочные сертификаты (11) и, внезапно, романтический ужин — для 10 процентов женщин самый компромиссный подарок оказался неприемлем.

Помимо нижнего белья, мужчин в ярость могут привести: деньги (15 процентов), плюшевые игрушки (14), романтический ужин (13), валентинка (13), сладости (12), эротические аксессуары (11), косметические наборы (9), электроника и походы в кино (по 8 процентов) за каждый вариант.

Губу закатай

Из-за слабого курса рубля россияне не смогли взобраться на вершину рейтинга стран по расходам в День святого Валентина. Picodi в общей сложности опросила 5,6 тысячи респондентов в 32 странах мира — Россия заняла 17-е место. На первом строчке по уровню расходов расположился Гонконг, где средний чек составил 185 долларов. Мужчины готовы выложить на подарок в среднем 208 долларов, а женщины — 161 доллар. На второй позиции значится Китай, где средний чек составил 155 долларов; китайцы в среднем тратят на возлюбленных 181 доллар, а китаянки — 129 долларов. Замыкают тройку США со средним чеком в 147 долларов, мужчины в Штатах готовы потратить около 155 долларов, а женщины — 139 долларов.

На дне рейтинга оказались Филиппины, где средний чек составил 30 долларов (35 долларов — мужчины, и 24 доллара — женщины). Недалеко от Филиппин ушла Украина, где средний чек на празднование Дня всех влюбленных составляет 37 долларов: 42 доллара готовы потратить мужчины и 32 доллара — женщины. В абсолютном большинстве стран расходы мужчин превышают расходы женщин, исключениями выступают только Вьетнам (56 долларов — мужчины, и 64 доллара — женщины), Турция (37 долларов против 51 доллара) и Нигерия (30 долларов против 33 долларов). Лишь в одной стране наблюдается тотальное равенство расходов — в Германии средний чек, а также расходы мужчин и женщин на своих возлюбленных составляют 88 долларов.

Амурный колорит

В мировом разрезе самые популярные подарки несильно отличаются от предпочтений россиян. На первом месте в мире также расположился романтический ужин, за него проголосовали 23 процента респондентов, на втором месте — поход в театр или кино (14 процентов), третье место за парфюмерией (13), на четвертом — сладости (12), замыкают топ-5 (цветы). Однако в некоторых странах предпочтения отличаются достаточно сильно. Например, в Германии самым ожидаемым подарком для женщин стал простой букет цветов (50 процентов), романтический ужин оказался на втором месте (46), а замыкают тройку ювелирные украшения (39). Самым нежеланным подарком немки назвали деньги (36), на втором месте — бытовая техника (33), а на третьем — электроника (27). Предпочтения немцев от мужчин-россиян отличаются незначительно.

Зато прилично мужские предпочтения от российских отличаются в Китае, если первые две строчки рейтинга «хотелок» заняли предсказуемые романтический ужин (54 процента) и поход в кино (26 процентов), то увидеть в топ-5 валентинки (17), плюшевые игрушки (10) и сладости (10) было достаточно неожиданно. Классическая ненависть мужского ко всему «миленькому и красивенькому» проявилась в антитопе украинцев, которые честно признались, что не переварят подаренных валентинок (17 процентов), цветов (17 процентов) и плюшевых игрушек (16). Украинкам же не нравится получать на 14 февраля деньги (24 процент), эротические аксессуары (19) и плюшевые игрушки (18), зато они ждут от своих мужчин ювелирных украшений (36), романтического ужина (32) и цветов (30). Предпочтения украинцев от российских мужчин отличаются незначительно.

Примечательно, что вкусы россиян очень сильно похожи на американские. Жители стран, которые враждуют друг с другом на международной арене, довольно часто выбирают одно и то же. Большинство американцев, как и россиян, дарят своим любимым романтический ужин (63 процента американцев и 30 процентов американок). В топе у американцев также: цветы (27), ювелирные украшения (16), парфюмерия (15), у женщин: валентинки (22), подарки ручной работы (22), парфюмерия (13).

Среди самых желанных подарков для американцев все тот же романтический ужин (34 процента мужчин и 43 процента женщин). Наиболее востребованы среди американцев поход в кино (24), парфюмерия (18) и ювелирные украшения (16), а для женщин: цветы (42), ювелирные украшения (35) и поход в кино (23). В антитопе у американцев романтический ужин (27), плюшевые игрушки (26), нижнее белье (26) и деньги (21), а у американок деньги (34), бытовая техника (30), эротические аксессуары (23) и плюшевые игрушки (20).

Picodi отмечает, что, невзирая на достаточно сильные антирейтинги сладостей, парфюмерии и походов в кино, именно владельцы ресторанов, кинотеатров, а также производители сладостей и парфюмерии получат самую большую выгоду от этого праздника. День святого Валентина считается одним из самых «затратных» в мире праздников — 14 февраля замыкает тройку, уступая Дню благодарения и католическому Рождеству.