Неожиданные новости о 12 битком набитых кокаином чемоданах, найденных в посольстве России в Аргентине, за считаные часы облетели весь мир. Дипломатов моментально окрестили наркоторговцами, разразился скандал. Изначально невозможно было понять, что из опубликованного в СМИ правда, а что — преувеличение и выдумка. Последовавшие комментарии, с одной стороны, прояснили ситуацию, с другой же — вызвали массу вопросов: информация из разных источников остается противоречивой. «Лента.ру» разбиралась в неоднозначной истории.
Первые данные об огромной партии кокаина в российском посольстве появились 22 февраля. Сообщалось, что днем ранее в аэропорту Эсейса близ Буэнос-Айреса был задержан сотрудник аргентинской полиции Иван Близнюк, причастный к организации поставок кокаина в Россию.
Местные СМИ сообщили: расследование началось еще в декабре 2016 года. Глава российской дипмиссии Виктор Коронелли сообщил тогда в Министерство безопасности Аргентины, что в школе при посольстве обнаружены 12 подозрительных чемоданов. Силовики с его разрешения проверили груз — оказалось, что в сумках было в общей сложности 389 килограммов кокаина. Информация о находке была засекречена до выяснения, кто и каким путем собирался переправить наркотики. В итоге через год была проведена контролируемая поставка: кокаин заменили мукой и якобы отправили в Россию по дипломатическим каналам.
Изначально в российском МИД сообщали, что аргентинская пресса не совсем точно излагает детали дела. Позже официальный представитель ведомства Мария Захарова рассказала подробности совместной операции спецслужб. По ее словам, груз обнаружили в школьно-жилом комплексе при российском посольстве в Буэнос-Айресе полтора года назад. Было установлено, что он принадлежал сотруднику технического состава учреждения, его командировка по срочному трудовому договору к тому времени была завершена. После контролируемой поставки подозреваемые были задержаны.
«Что касается появившихся в СМИ спекуляций на тему, что указанный груз мог быть направлен с задействованием дипломатических каналов, мы хотели бы отметить, что такая постановка вопроса показывает незнание механизма и порядка отправления диппочты», — подчеркнула Захарова. Она добавила, что технический персонал представительства не имеет доступа к содержимому диппочты.
Позднее представитель МИД объяснила, что «дипломатическую почту формируют дипломаты»: «У дипломатических курьеров есть дипломатические паспорта. У технического сотрудника не было ни дипломатического паспорта, ни допуска к формированию диппочты».
Процесс отправки подобных посылок действительно секретный, и доступ к нему имеет лишь дипперсонал. В данном случае груз должен был быть частным, поскольку это не документы или вещи для официального пользования. Личный же багаж сотрудников дипмиссий по Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года от досмотра не освобождается.
О многомесячной спецоперации рассказала и министр национальной безопасности Аргентины Патрисия Буллрич. По ее словам, стоимость партии, которую намеревались направить в Россию, превышает 50 миллионов евро.
В министерстве сообщили, что подмена кокаина из посольства на муку была произведена всего за одну ночь. Тогда же в груз были помещены GPS-трекеры. Так быстро пришлось действовать для того, чтобы охрана здания, которая могла быть причастна к появлению чемоданов, ни о чем не узнала и не сорвала операцию.
Как выяснилось, к схеме были причастны шесть человек, пятеро из них впоследствии были задержаны. К доставке наркотиков имел отношение сотрудник российского посольства Али Абьянов, его также считают бывшим бухгалтером дипмиссии.
Курировал операцию некий «сеньор К.» — предприниматель, занимавшийся непосредственно отправкой и распространением наркотиков в Европе. Он единственный из участников схемы не был задержан; Россия выдала международный ордер на его арест. По информации СМИ, это россиянин Андрей Ковальчук, бизнесмен из Гамбурга, продававший премиальные продукты, в том числе напитки, икру, деликатесы. Считается, что именно он приобрел кокаин. Ковальчук бывал в Аргентине не менее 11 раз за четыре года и всегда уезжал из страны с багажом. По данным «Росбалта», ранее он был сотрудником посольства России в Берлине.
В Буэнос-Айресе «сеньору К.» помогал натурализованный аргентинец Иван Близнюк, указали в Министерстве национальной безопасности. В течение 2017 года он и его подельник Александр Чикало пытались получить доступ к оставленным в посольском здании чемоданам. В России же за грузом пришли Владимир Калмыков и Иштимир Худжамов. Ведомство пояснило, что муку под видом наркотиков переправили в Россию в декабре 2017-го на самолете официальной делегации, при этом было подписано специальное соглашение, касающееся чемоданов.
По данным министерства, с 2002-го по 2015 год подобная схема доставки наркотиков в Европу была опробована в Уругвае. Оттуда предприниматель-россиянин несколько раз вывозил якобы наполненные вином чемоданы. Это косвенно подтверждается прослушкой переговоров фигурантов дела.
Однако даже в официальных версиях все не так однозначно. По словам граждан, чьи дети ходят в школу при посольстве России, в последние годы учебное заведение похоже на «режимный объект, который постоянно охраняется». Вход на территорию школы строго воспрещен даже родителям, а если это действительно нужно — их сопровождают. Так что пронести 12 наполненных кокаином чемоданов без сотрудничества с охраной было бы невозможно.
Из расшифровок прослушанных полицией разговоров между Близнюком и «сеньором К.» следует, что к наркооперации мог быть причастен помощник посла по безопасности Олег Воробьев. Однако позднее он заявил, что не собирается ввязываться в дело и не может помочь с доставкой чемоданов. На записях Чикало и Близнюк обсуждают предыдущие партии, что доказывает налаженность схемы поставок.
Кстати, в записях обнаружили и другой интересный момент. Чикало и Близнюк несколько раз говорили о конфликте, который произошел между послом Коронелли и «сеньором К.». По их словам, из-за разногласий «канал поставки дипломатической почтой прекратился», но предпринимателю удалось через свои контакты договориться о смене главы дипмиссии. Информацию о рокировке дипломатов в июне 2018-го якобы подтвердил советник-посланник Дмитрий Белов.
При этом точно не выяснено, как именно багаж попал в школу. Доставку наркотиков в посольстве должны были зафиксировать многочисленные видеокамеры, однако ключевые кадры на записях попросту отсутствуют: это могло произойти как из-за отключения энергии, так и из-за их целенаправленного уничтожения. Считается, что к этому мог быть причастен Близнюк, курировавший охрану дипмиссии.
В российском посольстве экспрессивно раскритиковали родителя-оппозиционера, заявившего о строгом режиме в школе: его слова сочли ставкой на «жареную» информацию и «желтые» заголовки. В то же время в дипмиссии отметили, что техсотрудники «в силу специфики своей работы в любое время могут пройти в складские и технические помещения», а во время школьных каникул охрана здания снималась.
Газета The Telegraph также писала, что из Аргентины груз привезли в Россию самолетом секретаря Совбеза России Николая Патрушева. В конце 2017-го он якобы посещал Аргентину и обсуждал с президентом страны Маурисио Макри двустороннее сотрудничество в сфере безопасности. Однако источник «Интерфакса» эту информацию опроверг.
Между тем бортовой номер самолета, в который загружали чемоданы для доставки в Россию, совпадает с номером Ил-96 специального летного отряда «Россия». Цифры полностью видны на кадрах видео, опубликованного Национальной жандармерией Аргентины. По информации russianplanes.net, борт, предназначенный для перевозки российских чиновников высшего ранга, 6 декабря 2017 года был в аэропорту близ Буэнос-Айреса.
В сети обратили внимание на еще одно странное обстоятельство. Посол Виктор Коронелли сообщил аргентинским властям о сумках с кокаином в декабре 2016 года. В том же месяце в Москве погиб главный советник Латиноамериканского департамента МИД России Петр Польщиков. Официально речь вроде бы шла о несчастном случае, но с явными неувязками: тело дипломата было обнаружено в комнате, рядом нашли две гильзы от патронов травматического пистолета, а само оружие оказалось под раковиной в ванной.
Возможная переправка кокаина чистотой от 88 до 95 процентов — не единственный скандал, связанный с дипломатической почтой. На протяжении десятилетий под прицел попадали разные страны.
К примеру, летом 2017-го болгарская газета «Труд» обвинила США в массовых поставках оружия повстанцам в Сирию, Ирак и Йемен с помощью дипломатической почты. Согласно расследованию издания, боеприпасы из стран Восточной Европы вывозились самолетами; за три года американцы совершили 350 подобных «дипломатических полетов». В поставках оружия в Западную Европу по дипканалам не раз подозревали и Ливию.
В последние годы за попыткой вывоза из Украины сигарет под видом дипломатической почты неоднократно ловили граждан Монголии. Из России же глава миссии ОБСЕ в Молдавии, американский дипломат Льюис О'Нил пытался однажды вывезти редкие советские плакаты.
В истории были и попытки спрятать в контейнере с дипломатической почтой живых людей. В 1964 году египетские спецслужбы задумали вывезти из Италии своего агента, беглого израильтянина Мордехая Лука. А в 1984-м нигерийцы хотели вернуть из Лондона бывшего министра правительства Нигерии Умару Дикко, который бежал после переворота в стране. Обе эти попытки оказались неудачными и были предотвращены. Однако историй с переправкой кокаина по дипломатическим каналам еще не было.