Рыбный день Кто получит «Оскар» и кто заслуживает его на самом деле

Фото: Mario Anzuoni / Reuters

В ночь с воскресенья на понедельник в Лос-Анджелесе пройдет юбилейная 90-я церемония вручения премии «Оскар» — несмотря ни на какие потрясения в мировой киноиндустрии, по-прежнему главной кинонаграды планеты. В ожидании торжественного вечера «Лента.ру» называет своих фаворитов и пытается предугадать победителей.

Лучший фильм на иностранном языке

Кто заслужил: «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

Специфический механизм отбора номинантов в эту категорию выключил из числа претендентов на награду многие отличные европейские и азиатские фильмы — и дал Андрею Звягинцеву шанс отыграться за поражение «Левиафана» от «Иды». Причем на этот раз конкуренты у российской картины даже слабее, чем в прошлый: «Квадрат» слишком затянут, «О теле и душе» слишком добродушен, «Фантастическая женщина» и «Оскорбление» не отличаются особым артистизмом.

Кто получит: «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио

Судя по прогнозам американской прессы, именно у драмы чилийца Себастьяна Лелио о женщине-трансгендере, вынужденной отстаивать достоинство перед семьей покойного бойфренда, наибольшие шансы на награду: на ландшафт избавляющегося от вековых предрассудков и привилегий поствайнштейновского Голливуда такой сюжет ложится лучше всего. Сыгравшая главную роль в «Женщине» трансгендер-актриса Даниэла Вега в воскресенье к тому же выйдет на оскаровскую сцену, чтобы вручить одну из премий в другой номинации (пока не объявленной), что намекает на особое отношение Академии к фильму Лелио.

Лучший документальный фильм

Кто заслужил: «Лица, деревни» Аньес Варда и JR

Другого шанса вручить премию одной из последних живых представительниц французской «новой волны» у Американской академии может и не быть: Аньес Варда уже 89 лет. При этом «Оскар» «Лицам, деревням» вовсе не будет почетным — хроника путешествия режиссера по французской глубинке (в компании граффитчика и художника JR) по степени витальности, мудрости и простоты превосходит почти все фильмы прошлого года, и не только документальные.

Кто получит: «Стронг-Айленд» Янса Форда

С другой стороны, не будет таким уж преступлением и присуждение «Оскара» фильму Янса Форда (к слову, первого трансгендер-режиссера, номинированного на премию). «Стронг-Айленд» — кино по-настоящему душераздирающее: афроамериканец Форд рассказывает об оставшемся безнаказанным убийстве своего брата и влиянии, которое оно оказало на него самого и его семью, в том числе подтолкнув режиссера на осознание необходимости перемены пола. Персональная история Форда при этом органично вписывается в универсальный нарратив о системном насилии по отношению к чернокожим в Америке.

Кадр: фильм «Зови меня своим именем»

Лучший оригинальный сценарий

Кто заслужил: Грета Гервиг за «Леди Берд»

В свое время не только актерское присутствие Гервиг, но и ее работа над сценариями определили такое краткосрочное, но влиятельное явление в американском кино, как мамблкор, а несколько лет назад еще и спровоцировали некоторую трансформацию фильмов инди-ветерана Ноа Баумбаха. «Леди Берд» — первое самостоятельное кино Гервиг, ее полноценный авторский проект, который во многом именно благодаря сценарию ухитряется изящно и убедительно преобразовать автобиографический для режиссера опыт взросления артистичной натуры из сонного Сакраменто в узнаваемую для каждого прошедшего испытание выпускным классом школы историю об отрыве из родительского гнезда.

Кто получит: Мартин МакДона за «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Когда голосующие на «Оскарах» члены Американской киноакадемии сталкиваются с фильмами, которые произвели на свет люди, до этого сделавшие карьеру в кино- и театральной драматургии, они имеют привычку награждать их сценарными призами — как в прошлом году было с Кеннетом Лонерганом и «Манчестером у моря». Так что устоять перед репутацией театрального новатора, какую заслужил своими пьесами МакДона, академики и сейчас вряд ли смогут, тем более что они уже лишили ирландца номинации на режиссуру, ясно дав понять, какую часть его работы они ценят больше всего, — именно сценарную. Не стоит забывать и о падкости «Оскаров» на злободневные и примирительные высказывания — «Три билборда» предоставляют именно такое.

Лучший адаптированный сценарий

Кто заслужил: Скотт Нойштадтер и Майкл Х. Вебер за «Горе-творца»

Кажется, только скандал вокруг обвинений Джеймса Франко в сексуальных домогательствах объясняет тот факт, что «Горе-творец», всю осень ходивший в оскаровских фаворитах, ограничился лишь одной сценарной номинацией. Впрочем, учитывая, что сам Франко к драматургической основе этой уморительной ленты о сумасбродных съемках «Комнаты» Томми Вайсо отношения не имел, никаких причин оставлять «Горе-творца» вовсе без «Оскаров» у Академии нет. Тем более что конкуренты (кроме «Зови меня своим именем» это «Большая игра» Аарона Соркина, комиксный «Логан» и «Ферма "Мадбаунд"») по четкости и действенности нарратива «Творцу», пожалуй, уступают.

Кто получит: Джеймс Айвори за «Зови меня своим именем»

Джеймсу Айвори 89 лет, и в Голливуде — как сценарист и режиссер — он трудится дольше, чем живет на свете большая часть не только его зрителей, но и коллег по профессии. Такую верность ремеслу «Оскары» восславить наградой никогда не упускают, и тот факт, что «Зови меня своим именем» больше напоминает открытку, а не гей-драму, вряд ли смутит членов Академии: по крайней мере, шансы получить награду у написавшего сценарий ветерана будут, пожалуй, выше, чем у номинированного на актерский «Оскар» юнца Тимоти Шаламе или у самого фильма в главной категории.

Кадр: фильм «Проект Флорида»

Лучший актер второго плана

Кто заслужил: Уиллем Дефо за «Проект "Флорида"»

По-хорошему тот факт, что в чудесной поэме Шона Бэйкера о детстве во всей его сложности Академия разглядела лишь перформанс Уиллема Дефо на втором плане, возмутителен: «Проект "Флорида"» вполне заслуживал номинаций «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», а также внимания к исполнившим главные роли дебютанткам Бруклин Принс и Бриа Винайте. Более яркую, живую и при этом преисполненную чистой киногении картину из вышедших в прошлом году еще поискать (по эффектности визуального решения сравнится только незамеченная «Оскарами» и не выходившая в американский прокат «Зама» Лукреции Мартель). Этот игнор, к счастью, не коснулся Дефо, победа которого станет победой и фильма в целом.

Кто получит: Уиллем Дефо за «Проект "Флорида"»

Да, «Золотой глобус» в этой категории получил номинированный и на «Оскар» Сэм Рокуэлл, но среди его конкурентов в борьбе за премию будет еще и собственный партнер по фильму Вуди Харрельсон, который наверняка оттянет на себя часть голосов. Более того, Харрельсон с Рокуэллом, при всей эффектности, играют в «Трех билбордах» свои образцовые, но вполне вписывающиеся в их классические амплуа роли — Дефо же в «Проекте "Флорида"» предстает в таком виде, в котором мы еще его не видели. Учитывая продолжительность карьеры артиста и россыпь великих фильмов с его участием, такое преображение дорогого стоит.

Лучшая актриса второго плана

Кто заслужил: Лори Меткалф за «Леди Берд»

Пронзительных фильмов о взрослении школьников, которым предстоит переход к самостоятельной жизни, хватает. Большинство из них, впрочем, тратит большую часть сил на завоевание доверия зрителей к центральным персонажам. «Леди Берд» на этом фоне отличает редкая разноплановость, многослойность абсолютно всех, включая второстепенных героев, сильнее всего бросающаяся в глаза в перформансе Лори Меткалф, которая сыграла мать протагонистки и в процессе, кажется, заслужила неофициальное звание самой интересной исполнительницы ролей возрастных невротичек в современном американском кино.

Кто получит: Элисон Дженни за «Тоня против всех»

Дженни — прекрасная актриса, как знают зрители сериалов «Мастера секса» и «Мамочка», давно заслуживавшая широкого признания. Учитывая, что именно ей доставались все предшествующие «Оскару» премии в этой номинации, ставить на ее победу в воскресенье можно хоть всю зарплату. Впрочем, те, кто знаком с талантом Дженни, подтвердят: в «Тоне против всех», при всей эффектности выхода актрисы в качестве мамы фигуристки Тони Хардинг, тирана и матерщинницы, она делает более-менее то же, что и всегда, причем заметно — как будто с расчетом на «Оскар» — переигрывая.

Лучший актер

Кто заслужил: Дэниел Дэй-Льюис за «Призрачную нить»

Величайший актер своего поколения не только уходит после «Призрачной нити» из профессии — он еще и выдает в фильме Пола Томаса Андерсона о любви модного дизайнера середины прошлого века и официантки из провинциального отеля образец владения кадром при минимуме средств. Более того — чего раньше за Дэй-Льюисом не водилось, — он еще и демонстрирует готовность работать в паре, полноправно делить внимание зрителей с партнершей по «Нити» — малоизвестной Вики Крипс, причем так, чтобы та выглядела лицедейкой не менее талантливой, чем он сам.

Кто получит: Гэри Олдман за «Темные времена»

Большой британский актер давно заслуживал «Оскара» — и, учитывая то классическое, даже можно сказать премиальное перевоплощение, на которое он идет ради роли Черчилля в «Темных временах», похоже, наконец его получит. В его пользу также должна сыграть тоска американского зрителя по политикам с харизмой, ораторским даром и умением держать слово — в эпоху Трампа далеко не последний козырь.

Кадр: фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Лучшая актриса

Кто заслужил: Фрэнсис Макдорманд за «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Давайте будем честными: при всей бойкости реплик-панчей, которыми насыщена трагикомедия Мартина МакДона, «Три билборда» вполне могли бы остаться за пределами всех наградных раскладов, если бы не выдающийся, будто начиненный солью земли актерский бенефис Фрэнсис Макдорманд в роли самой прямолинейной жительницы Эббинга, не готовой спускать полиции с рук бездействие в расследовании изнасилования и убийства ее дочери-школьницы. Именно Макдорманд привносит в этот памфлет о воображаемой, архетипической Америке не только коэновскую глубину, но и жизненный опыт, оправдывающий все полеты фантазии МакДона.

Кто получит: Фрэнсис Макдорманд за «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

При том, что конкурентки Макдорманд — Марго Робби в «Тоне против всех», Мэрил Стрип в «Секретном досье», Салли Хокинс в «Форме воды» и особенно Сирша Ронан в «Леди Берд» — тоже выдают вполне достойные наград, эффектные актерские перформансы, ни одна из них не должна выносить на себе целый фильм так, как это делает жена Джоэла Коэна. МакДона может выдавать за реальную Америку экранную страну, сотканную на базе своих кинематографических версий, и может подталкивать зрителей к не вполне оправданному прощению копа-расиста, но убедительности игры Макдорманд эти недостатки фильма никак не затмевают.

Лучший режиссер

Кто заслужил: Пол Томас Андерсон за «Призрачную нить»

В это трудно поверить, но до «Призрачной нити» Пол Томас Андерсон при шести номинациях на «Оскар» так пока и остается без главной в мире кино награды — а ведь он вообще-то является единственным человеком на планете, удостаивавшемся режиссерских призов на трех самых престижных фестивалях: в Каннах, Венеции и Берлине. Самое время наконец наградить Андерсона и «Оскаром» — тем более что в «Призрачной нити» он находит прежде ускользавший (или улетучивавшийся травяным дымом, как во «Врожденном пороке») баланс между трагичностью, проблемностью человеческого бытия и ее неизбежной фарсовой подноготной.

Кто получит: Кристофер Нолан за «Дюнкерк»

Кристофера Нолана Американская академия тоже по каким-то только ей понятным причинам — каким бы ни было отношение к режиссеру, глупо отрицать его редкий в современном кино статус постановщика авторских блокбастеров — игнорировала: до этого года он даже ни разу не попадал в режиссерскую номинацию. Что ж, учитывая начиненность «Дюнкерка» самыми разнообразными демонстрациями режиссерских мускулов — это монументальное в классическом смысле слова кино, каких, при всех недостатках нолановской драматургии, сейчас больше не делают — у кумира посетителей мультиплексов есть шанс с первого же раза взять и статуэтку. Тем более, что авторы куда более цельных и изысканных «Прочь» и «Леди Берд» Джордан Пил и Грета Гервиг (как, к слову, и Пол Томас Андерсон) апеллируют более-менее к одной и той же аудитории, а значит, могут оттянуть голоса друг у друга.

Кадр: фильм «Форма воды»

Лучший фильм

Кто заслужил: «Прочь» Джордана Пила

«Оскар» — по крайней мере, в Америке — часто обвиняют в том, что он предпочитает мало кому интересное, но престижное (то есть показательно серьезное, напыщенное) кино картинам, которые производят фурор среди обычных зрителей. Что ж, в этом году у премии есть хороший шанс несколько поправить репутацию — наградив «Прочь». У Джордана Пила получилось не только абсолютно непредсказуемое и свежее, прежде не звучавшее в такой форме высказывание о глубине проникновения расизма в сознание среднестатистического и даже привилегированного американца — но и настоящий фильм-событие, обсуждение которого на родине не утихает даже спустя полгода с лишним после выхода в прокат. Не будет «Прочь» лишним и в разговорах о кино как об искусстве — многие решения Пила как режиссера (особенно фантазийные сцены с гипнозом главного героя) сравнимы с лучшими авторскими эскападами таких мастеров, как Дэвид Линч, тот же Пол Томас Андерсон или Спайк Ли, а главное, так же неповторимы.

Кто получит: «Форма воды» Гильермо дель Торо

В ситуации, когда фаворит неочевиден, исторически члены Академии голосуют за самый безопасный  вариант — то есть не способный обидеть решительно никого и всех устраивающий. В этом году ситуация ровно такая, и большинство следящих за кинопремиями экспертов в пуле более-менее равных картин выделяют именно «Форму воды», очередную и, пожалуй, самую прямолинейную сказку в карьере Гильермо дель Торо (особенно в свете того, что именно у нее больше всего номинаций). То, как мыслит обычный представитель Академии, наделенный правом голоса, в сентябре нам уже продемонстрировала актриса Аннет Беннинг, возглавлявшая жюри Венецианского фестиваля и наградившая «Золотым львом» именно «Форму воды», и это при наличии в конкурсе более радикальных и глубоких, неоднозначных картин. Неспокойная современная обстановка в глобальном и особенно американском обществе тоже только на руку дель Торо, который в этом кино о любви Ихтиандра-полубога и немой уборщицы с лихвой отрабатывает зрительский запрос на утешение, надежду, хеппи-энд, сколько бы драматургических чудес для последнего ни требовалось. Конкурентов «Формы воды» может обнадеживать лишь присутствие в ней смехотворного межвидового совокупления — а вдруг академиков смутят картины рыбьей сексуальности?

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше