Победив бедность и мнимое расовое превосходство, развитый мир вернулся к проблеме гендерного неравенства: сексуальные домогательства, неравенство зарплат, дискриминация при приеме на работу и повсеместное ущемление в правах. Феминистская риторика, которая сводится к расширению прав женщин и уважения к ним, проблемы принципиально не решает — женское лобби зачастую остается неуслышанным и, вероятно, зря. Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers (PwC), крупнейшие работодатели и власти развитых стран откровенно недооценивают эффективность женского труда. Подсчеты аудитора из «большой четверки» свидетельствуют о том, что расширение полномочий женщин принесет развитым странам шесть триллионов долларов. Правда, на пути к гендерному равенству на работе расширять придется права мужчин, а не женщин. «Лента.ру» отправилась на поиски трудового паритета.
Идеальным примером гендерного равенства и реальных завоеваний женщин в сфере труда являются скандинавские страны — они демонстрируют наименьший разрыв в уровне зарплат у мужчин и женщин. Согласно данным доклада PwC, тройку лидеров среди стран Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) возглавляет Исландия, далее идут Швеция и Норвегия. Исландия неслучайно оказалась на первом месте — по сути, это первая страна, где женщины доказали несправедливость неравных зарплат, причем сделали это силой. В 1975 году более 90 процентов жительниц страны объявили забастовку, призывая мужчин уважать их труд. В так называемый «женский выходной» они не вышли на работу и устроили самый настоящий семейный бойкот, отказавшись делать домашние дела. В результате в стране закрылись детские сады, школы и магазины, а мужчины вынуждены были брать детей на работу и ходить голодными.
Исландия все еще помнит о событиях 1975 года, и права женщин на равную оплату труда поддерживаются на законодательном уровне: в 2018 году страна обязала компании и правительственные учреждения отчитываться об уровне зарплат сотрудников и сотрудниц, который должен быть одинаковым. «Женский выходной» привел к тому, что государство, которое называют «лучшей страной для того, чтобы быть женщиной», впервые в новейшей европейской истории возглавила женщина, а доля мужчин в парламенте страны упала. Сегодня женщины в парламенте Исландии занимают почти половину мест.
Как отмечает Всемирный экономический форум, Исландии и другим скандинавским странам удалось добиться гендерного равенства в оплате труда — в частности, за счет предоставления отпуска по уходу за ребенком обоим родителям, то есть фактически расширив права мужчин. Как поясняют в организации, это способствовало изменению представления о роли женщины как домохозяйки и матери и позволило воспитать новое поколение исландцев, которые считают равенство полов в семейных и рабочих аспектах естественным и правильным.
Несмотря на то что среди 35 стран ОЭСР в последние годы наблюдается улучшение ситуации с оплатой труда женщин, в ряде государств положение все еще остается кризисным. Так, согласно результатам исследования PwC, плохие показатели по гендерному разрыву демонстрируют Япония и Корея: там мужчины получают в среднем на 25-40 процентов больше, чем женщины. Низкий уровень оплаты труда и занятости женщин связывают с отказом молодых матерей вернуться на работу после рождения ребенка, стереотипами в отношении роли женщин и их способностей. На ситуацию негативно повлиял и глобальный экономический кризис 2008 года. Как отметили в PwC, эти причины влияют на оплату труда женщин не только в Японии и Корее, но и в других странах, и для сокращения гендерного разрыва государствам необходимо бороться со стереотипами и стимулировать женщин продолжать строить карьеру, а не навязывать ей роль «традиционной домохозяйки, поддерживающей домашний очаг»
Сокращать гендерный разрыв аналитики PwC предлагают за счет повышения государственных расходов на поддержку семьи и введения декретного отпуска для обоих родителей. Ожидается, что, в частности, развитие вспомогательных институтов ухода за детьми позволит женщинам выходить на работу вскоре после появления ребенка, а введение отпусков по рождению ребенка для обоих родителей поставит мужчин и женщин в равные условия. Кроме того, это должно стать сигналом работодателям, что не только женщины вынуждены оставлять работу ради семьи.
Еще одной эффективной мерой уменьшения разрыва в зарплатах является стимулирование женщин к ведению бизнеса и построению карьеры, поскольку в странах с более высокой долей женщин-предпринимателей разница в зарплатах с мужчинами оказалась меньше. Лояльность со стороны работодателя к работающей женщине — еще одно условие продвижения по службе: руководителям следует отказаться от стереотипов — это просто невыгодно. Наконец, борьбу за права никто не отменял: яркое тому доказательство — отрасли, где исторически женщин больше, однако мужской труд в этих сферах зачастую оплачивается выше, — другого рецепта против профессиональной сегрегации у PwC нет.
«Политика правительства по сокращению гендерного разрыва в оплате труда должна быть основана на расширении социальной поддержки семей, чтобы помочь женщинам оставаться на работе или возвращаться к работе быстрее, и поощрении женского предпринимательства», — говорится в исследовании.
В консалтинговом агентстве отмечают, что привлечение большего числа женщин на рынок труда, стимулирование их к занятию предпринимательством и продвижение их по службе позволит государствам не только сократить гендерное неравенство в оплате труда, но и увеличить ВВП. По подсчетам PwC, если все страны ОЭСР выровняют зарплаты мужчин и женщин, это в общей сложности увеличит валовый внутренний продукт на шесть триллионов долларов. Для сравнения: весь ВВП России за 2017 год составил 1,6 триллиона долларов.
Несмотря на закрепленное в Конституции равенство в правах и возможностях, Россия по уровню зарплатного паритета, по оценке Всемирного экономического форума, занимает 53 место среди 145 государств. Гендерный разрыв в зарплатах в России составляет 26 процентов. Причинами подобного неравенства мужчин и женщин в России называют все ту же дискриминацию — опасения работодателя, что женщина будет чаще мужчины брать больничный или уйдет в декрет, а также тот факт, что у российских женщин в среднем на 20-30 процентов ниже зарплатные ожидания.
Женщины в России реже занимают высокопоставленные должности. Так, вице-премьер Ольга Голодец отметила, что в России доля женщин, работающих в органах власти, очень невысока. В частности, по доле женщин в парламенте Россия находится в мире на сотом месте — в Госдуме 15 процентов (70 из 450), в Совете Федерации — 17 процентов (30 из 170), в российском правительстве женщины занимают только 10 процентов постов (3 из 31). По словам Голодец, по этому показателю Россия уступает не только странам Запада, но и развивающимся государствам.
Российские власти неоднократно декларировали необходимость борьбы с гендерным неравенством — для этого Минтруд при участии Совета Федерации подготовил национальную Стратегию действий в интересах женщин на 2017-2022 годы. Реализация ее экономической части намечена на 2019-2022 годы, однако она также включает «меры, способствующие выполнению женщинами своей миссии жены, матери, хранительницы семьи». Председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко назвала документ «подарком всем женщинам России».
Ждать «подарков», видимо, придется и большинству женщин в других странах: Всемирный экономический форум по итогам 2017 года впервые с 2006 года зафиксировал разворот тренда на равноправие мужчин и женщин. Проанализировав данные по 144 странам, эксперты форума пришли к выводу, что тотального равноправия женщинам придется ждать не менее 100 лет, а равных условий труда и того больше — 217 лет.