Силовые структуры
00:01, 27 июля 2018

«У нас стриптиз танцуют даже зимой» Российские уличные гонщики решают вопросы с полицией и презирают мажоров

Беседовала Мария Фролова

Город засыпает, просыпаются гонщики. Каждую ночь с пятницы на субботу на подмосковных трассах проходит русская версия «Форсажа»: с голыми танцовщицами, музыкой, гонками и файер-шоу. Со стритрейсерами борются все — от полиции до депутатов Госдумы, которые готовят законопроект о введении уголовной ответственности за уличные гонки. Сами же гонщики не считают себя преступниками: называют свое увлечение автоспортом, выступают за здоровый образ жизни и просят не ассоциировать их с Марой Багдасарян. «Лента.ру» пообщалась с лидером крупнейшего сообщества стритрейсеров и выведала тайны запрещенных уличных гонок.

«Лента.ру»: Давно вы катаетесь? С чего вообще все это началось в России?

Это было начало нулевых. Люди посмотрели первый «Форсаж», решили попробовать — и понеслось. Изначально в России была одна команда стритрейсеров, потом у них началась дележка на тему того, какие машины пускать, а какие нет. В результате появилась другая команда, которая с удовольствием забрала себе «тазы», третья, четвертая… Тогда это было дико популярно, команды собирали по тысяче машин. К нам по-другому относились и власти, и полиция: уровень коррупции был выше, деньги брали с большим удовольствием.

Где начинались московские гонки?

На Воробьевых горах. Первые заезды вообще проводились на смотровой, но потом из-за разногласий с жильцами окрестных домов и полицией появилась мода собирать колонну машин и уезжать подальше. Сначала старались кататься в Москве — на ВДНХ, в Сокольниках. Со временем стали уходить в область, по принципу где можно договориться с полицией, потом — где не мешаешь людям. Не мешаешь — значит, меньше вызовов, значит, и договариваться не нужно.

Как вы попали в тусовку?

Я приехал с друзьями на смотровую, увидел аварийки, а дальше — как в тумане. Очнулся на финишной… Погонял недолго, потом понял, что организовывать интереснее. Я был в нескольких командах, потом создал свою. Сейчас она самая крупная в Москве, наше сообщество в социальных сетях насчитывает около 39 тысяч человек.

Гоу-гонки

Участие в гонках — дорогое удовольствие?

У нас существует спонсорский взнос — от 200 до 400 рублей с машины. Все эти деньги уходят на организацию гонок: гонорары артистам, гоу-гоу, стриптизерш, файер-шоу, ведущего, «договор» с полицией и так далее. У нас остается либо ничего, либо очень мало. То, что стритрейсеры зарабатывают по 500 тысяч за гонки, это миф.

Как все проходит?

Мы собираемся и колонной едем на место гонки. С аварийками, флагами, все как положено. Впереди — эвакуатор, который мы используем в качестве сцены — на нем выступают артисты. На въезде стоят парковщики, которые ориентируют участников, где оставить машину. Люди оплачивают участие, паркуют машины и ищут соперника. Ну или обращаются к организатору, который помогает подобрать максимально совместимую машину. Потом девушка дает команду, и машины стартуют.

Голая девушка?

Приглашенная артистка — гоу-гоу или топлес-гоу. У нас стриптиз танцуют даже зимой, рекорд был при минус 27 градусов. Девчонка тогда три минуты танцевала, колесо сделала, на шпагат на снег села. Мы тогда все офигели — думали, может она морж? Оказалось, просто старательно работала, потом сидела в машине, чаем отогревалась.

Топлес-гоу по цене в три раза дороже обычных, но танцуют немного хуже. Правда, народу все равно нравится: как-то раз пробовал чередовать их, так парень, проехавший во время выхода одетой девушки, потребовал перезаезда. Говорит, дай хоть сфоткаюсь с ней, друзьям покажу. Нечестно получается, платим по 400 рублей, но один видит грудь, а другой — лифчик со стразами.

SPEEDHUNTERS ! НАСТОЯЩИЕ УЛИЧНЫЕ ГОНКИ МОСКВЫ ! / ВКонтакте

Девушка станцевала, дала отмашку — и...

Машины едут 402 метра, там стоит другой организатор, который называет визуальный результат. На 600, а затем 800 метрах стоят контрольные точки безопасности — смотрят, чтобы машины остановились, развернулись и поехали обратно стороной, не в лоб старту. Еще у нас существует профессиональная система хронометража, мы ставим ее на каждое мероприятие, как на легальных гонках. Эта система отмеряет время прохождения 402 метров и скорость на финише. Сделана русским умельцем, но полностью соответствует американской, хоть и стоит в десятки раз меньше.

Зрители сильно рискуют? Как вы вообще обеспечиваете безопасность, если уместно об этом говорить?

У нас всегда стоят люди вдоль дороги, отгоняют зрителей, стоят точки безопасности, где есть аптечки и огнетушители. Я специально обучал своих организаторов, водил на курсы скорой помощи.

Аварии были?

Серьезных аварий ни разу не было. Самое страшное ДТП с участием стритрейсеров произошло в 2010 году в Царицыне, у другой команды: они закрывали сезон, и одна машина во время заезда въехала в толпу и сбила троих человек. Один из них погиб, еще один получил травму. Мы всеми командами собрали деньги ему на лечение, поставили человека на ноги.

Договорные дороги

Где сейчас проходят гонки?

Как правило — в области, в Москве сейчас особо не договоришься. А там, где можно договориться, дороги моим требованиям безопасности не соответствуют. Нам предложили одну за 50 тысяч рублей, но там машины стоят слишком близко друг к другу, систему хронометража не поставишь и зрителей деть некуда.

Как вы договариваетесь с полицией?

Последние года три договариваться трудно. Сотрудники денег почти не берут, за работу переживают. Отношение к стритрейсерам стало серьезным: теперь, если вызывают полицию на гонки, приезжают два экипажа. Когда один отчитывается, что разогнали, приезжает следующий, чтобы проверить. Тут работают только личные отношения с теми, кто нас давно знает, они просто звонят и говорят: «Мы едем оттуда-то, у тебя есть 20-30 минут, сделай так, чтобы мы вернулись, а у тебя уже все закончилось».

А если все же приходится договариваться, какие расценки?

В Москве сейчас от 50 и выше за дорогу, наши мероприятия столько и не собирают. В области проще, раньше можно было договориться и за 3-4 тысячи рублей.

Вообще, по ценам есть два варианта: либо ты платишь процент с собранных денег, либо есть такса — например, десять тысяч. У каждого из способов оплаты свои плюсы и минусы. С таксой ты не останешься в минусе, с другой стороны, иногда у тебя много участников, и после фиксированной оплаты остается больше денег.

Но однажды у нас была ситуация, когда один из наших организаторов попал в ДТП, разбился на мотоцикле, и мы хотели собрать ему деньги, сделать благотворительный заезд. Мы пытались объяснить полиции, что собираем деньги на лечение человеку, но они уперлись: платите таксу за проведение мероприятия — и все. Это минус договорной системы.

Часто встречаются принципиальные сотрудники, которые не берут?

Да. Приезжают по принципу «нет, нифига, разъезжайтесь», и все, что мы можем, — это выиграть немного времени во время диалога, завершить мероприятие и разъехаться. Поэтому мы предпочитаем выбирать отдаленные дороги, по которым никто не ездит, нас никто не видит, а значит — и не вызывает полицию.

Хотя в прошлом году бабушка, живущая в семи километрах от дороги, узнала о гонках, пошла в управу и написала жалобу. В результате к нам прислали 27 экипажей ДПС — при том что у нас участвовало всего 50 машин. Я еще посмеялся, что у нас на две машины один экипаж ДПС получается, нас могут строем проводить.

Камеры видеофиксации вам проблем не создают?

Мы выбираем дороги без камер, в Подмосковье их хватает. Обычно это съезды с трасс, пути, ведущие в глухие деревни, куда ночью никто не ездит. Но если вдруг видим, что по дороге едет «транзит», — обязательно пропускаем. Особенно если это скорая, пожарная, МЧС — все наши машины останавливаются, даже если уже выставлен старт, свободные организаторы бросаются в прямом смысле расчищать дорогу, расталкивать зрителей, разгонять машины.

Мажоры и стритрейсеры

Если вы стараетесь доставлять всем минимум хлопот, почему к вам ухудшилось отношение властей и полиции?

Во многом из-за раздутых СМИ скандалов с золотой молодежью. Мажоры к гонкам вообще никакого отношения не имеют, поэтому больно колет, когда говорят, что они стритрейсеры. Сейчас почему-то у всех такая позиция, что если человек разбился на большой скорости — это гонщик, а не мудак за рулем.

Сталкивались с кем-то из них? С Багдасарян, например?

С Марой я не знаком и знакомиться не планирую. Знаю Давидыча — он позиционирует себя как отец российского стритрейсинга, потому что сам так себя назвал. Но отношения к гонкам он не имеет.

Но они точно так же, как и вы, гоняют ночью по дорогам. В чем тогда принципиальная разница между вами?

В том, что мы за безопасность и за автоспорт, они — за свои понты. Говорят, у них даже есть такая фишка: собрать как можно больше штрафов за поездку. Мы такого не понимаем. Наши гонщики в обычное время на дорогах ведут себя спокойно. Приезжают по пятницам выпустить пар: неделя прошла тяжело, босс — козел или подчиненные — идиоты… Получают свою дозу адреналина, общаются, курят кальян и разъезжаются. Я вообще позиционирую гонки как вариант спортивного и безалкогольного досуга.

Бывают пьяные участники?

У нас есть алкотестер. Мы не допускаем таких водителей до гонок, буйных сдаем полиции — помогаем им бороться с пьянством за рулем, так сказать.

Сколько человек обычно участвует в гонках и кто они?

От 30 до 300 машин, в зависимости от погоды и места проведения. Мы катаем с весны до глубокой осени — до плюс пяти, пока ездить безопасно. У нас народные гонки, поэтому участвовать могут все, для некоторых даже есть льготы. Например, инвалиды, многодетные и полицейские ездят бесплатно.

И полицейские?

Неофициально же. У нас разные люди, правила для всех одинаковые: трезвость и адекватное поведение. Сложнее всего с мажорами и кавказцами — ни те, ни другие не хотят соблюдать требования. Первые обязательно начинают дрифтовать на парковке, вторые пристают к женщинам... Проще не пустить, чем всякий раз объяснять.

Для кавказцев гоу-гоу — как красная тряпка для быка, они то на эвакуатор полезут, то за руки танцовщиц начнут хватать со своими «эй, Наташа, пойдем трахаться». Как-то раз девчонку до слез довели. Они же не понимают, что это не просто девушка в белье — это артистка, и она здесь работает.

SPEEDHUNTERS ! НАСТОЯЩИЕ УЛИЧНЫЕ ГОНКИ МОСКВЫ ! / ВКонтакте

«Боевая классика»

Есть ли возможность провести гонки легально?

Есть более масштабные мероприятия, с победителями, но они проводятся редко и на официальных полигонах. Это дороже и сложнее в организации: нужно оплатить аренду, уведомить управу района, вызвать на место скорую помощь, МЧС... Иначе тебе не согласуют проведение мероприятия.

Для проведения легальных гонок нужно собрать минимум три тысячи с автомобиля, плюс человек потратит деньги на бензин. Не каждый может позволить себе участие в них.

Тут же всего 400 рублей — на них человек и в баре не посидит, и кальян не покурит…

Как часто проводятся легальные мероприятия?

Крупные мероприятия — открытие и закрытие гоночного сезона, большие гонки в середине сезона, когда мы по системе хронометража отбираем 32 самые быстрые машины. На обычных гонках у нас нет победителя как такового, люди просто выбирают соперников и соревнуются с ними.

SPEEDHUNTERS ! НАСТОЯЩИЕ УЛИЧНЫЕ ГОНКИ МОСКВЫ ! / ВКонтакте

Какое наказание предусмотрено за организацию нелегальных гонок в России?

Никакого. У нас нет официальной статьи за уличные гонки. Сейчас в Госдуму внесен законопроект, вводящий наказания для стритрейсеров — и участников, и организаторов. В нем указана ответственность вплоть до уголовной, лишение прав и миллионные штрафы. И с нами никто не советуется, не обсуждает вопрос, поэтому мы переживаем, что люди начнут «попадать» за все подряд, без разбора...

С другой стороны, я рад, что таким образом закроют маленькие клубы, сборища малолеток, которые игнорируют безопасность.

Вроде тех, что устроили беспорядки на Ходынском поле в 2016 году?

Да, «Боевая классика» — она не имеет отношения к гонкам. Просто сообщество владельцев «жигулей», малолеток, которые не хотят соблюдать законы и адекватностью не блещут. Самое гадкое, что тогда на Ходынке собрались они, а пострадали все. Приехали, начали гоняться, дрифтить, пока на место не вызвали полицию, и начались задержания

После того как это случилось, к нам на мероприятия въезд с наклейками «Боевая классика» был запрещен, потому что когда ДПС приезжали и видели эти наклейки — реагировали крайне негативно: «Все, нафиг, разъезжайтесь!» И им было не объяснить, что тут всего одна машина «классики», а все остальные — нормальные.

У нашего клуба есть проект «Автокинотеатр», мы для людей по четвергам бесплатно показываем кино на набережной. Там есть парковка, на ней здание с большой стеной, мы выводим на нее проектор и смотрим кино. И после того как эта хрень случилась, кто-то увидел на этой парковке «жигули», позвонил в полицию и пожаловался, что там собралась «Боевая классика». К нам приехали пять экипажей ДПС. «Вы что, серьезно кино собрались смотреть?» — спрашивают. Серьезно, кино. И все равно два экипажа нам оставили для порядка.

В прошлом году шли разговоры о том, что московские власти решили поддержать стритрейсеров — дать им «легальную» дорогу…

По СМИ прошла большая сказка, что руководство управления ГИБДД ведет переговоры со стритрейсерами, думает о выделении трассы, но ничего такого нет. Я даже читал в газетах, что якобы нам предлагали легальную дорогу на востоке Москвы, но мы почему-то отказались. Опросил всех, кто имеет отношение к гонкам, никто о таком даже не слышал. Все неправда.

< Назад в рубрику