В ближайшее время городские поезда нового поколения «Иволга» станут неотъемлемой частью столичной транспортной системы — они будут курсировать по первым маршрутам Московских центральных диаметров (МЦД) — «Одинцово-Лобня» и «Нахабино-Подольск», которые готовятся к запуску уже в конце 2019-го — начале 2020 года.
«Иволга» — российская разработка. Производитель поезда («Тверской вагоностроительный завод», входящий в «Трансмашхолдинг» (ТМХ)) использовал в его конструкции более 90 процентов отечественных комплектующих. При этом по технологическому уровню «Иволга» соответствует мировым аналогам, отмечают в ТМХ, и обещают пассажирам новый для столичного транспорта уровень комфорта.
«Потребности пассажиров растут. Многие из них ощущают себя комфортно в привычной среде — дома, в личных автомобилях, в офисах. Желание того, чтобы привычная им среда была перенесена и в общественный транспорт, справедливо. Это один из моментов, который заставляет нас и наших поставщиков компонентов активно развиваться», — отмечает коммерческий директор по развитию пассажирского транспорта ТМХ Александр Лошманов.
В салонах «Иволги» расположены широкие эргономичные сиденья, предусмотрены системы климат-контроля и обеззараживания воздуха, USB-розетки, Wi-Fi модули, множество поручней, в том числе, с теплым покрытием, установлены крепления для велосипедов и вместительные багажные полки. В «Иволгах» также есть просторные туалетные комплексы, оборудованные электронными сушилками для рук, сенсорными кранами и пеленальными столиками.
Немаловажно, что поезд адаптирован для проезда маломобильных пассажиров: в головных вагонах установлены пандусы, увеличена площадь туалетных комнат, надписи в вагонах продублированы шрифтом Брайля.
Внешний облик «Иволги» спроектирован при участии ведущего европейского дизайн-бюро, а в интерьере использованы элементы так называемого бионического дизайна: изгибы линий и деталей обстановки, цвета и материалы позаимствованы у природы. Это, как показали исследования, позволяет человеку чувствовать себя в поездке гораздо комфортнее.
Другое важное преимущество «Иволги» — организация внутреннего пространства. План поезда «Иволга» продуман до мелочей. В частности, широкие двери (140 сантиметров) позволяют пассажирам быстро входить в вагон и выходить из него, а отсутствие тамбуров и межвагонных дверей — свободно перемещаться. Внутри поезд «Иволга» просторный и светлый, благодаря большим окнам и правильной организации пространства.
Одновременно это и главное требование к городскому электропоезду, который рассчитан на обслуживание большого пассажиропотока, а также функционирование в тактовом режиме, то есть ездить на небольшие расстояния, с частыми остановками, через равные промежутки времени, отмечают эксперты в области транспорта.
«В «Иволге» не будет традиционных для электричек тамбуров, поскольку поезда на МЦД будут совершать частые остановки и должны обеспечивать высокую проходимость пассажиропотока», — отмечает заведующий кафедрой МАДИ, директор Транспортной ассоциации Московской агломерации (ТАМА) Норайр Блудян.
Так, Московские центральные диаметры, по сути, представляют собой наземное метро, которое соединит противоположные города Подмосковья через центр столицы и будет обслуживать, по оценке департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, до 330 миллионов человек в год.
«Этот поезд вмещает значительное количество людей, и выбор “Иволги” для МЦД максимально соответствует задаче этого проекта — сделать все возможное, чтобы пассажиры комфортно доехали до конечной точки, при этом сводили к минимуму пользование личным автомобилем», — комментирует председатель «Общероссийского объединения пассажиров» Илья Зотов.
В целом, запуск «Иволги» — это очень важный шаг для формирования позитивного отношения пассажиров к общественному транспорту, отмечают эксперты. «”Иволга” — другое поколение поездов: здесь учитывают потребности всех пассажиров», — комментирует доцент кафедры управления транспортно-экспедиционным обслуживанием Государственного университета управления Татьяна Гайноченко. «Для молодых людей будет привлекательно, что в поезде большое количество USB-розеток и есть Wi-Fi, а для всех пассажиров ― комфортные сиденья, климат-контроль, широкие проходы между рядами, возможность сквозного прохода через поезд, бесшумность, современный внешний облик и внутреннее оформление, наличие санитарных комнат», — говорит она.
Кроме того, современный подвижной состав вносит вклад в социальную стабильность общества, так как у людей улучшается настроение и появляется больше сил для того, чтобы он занимался досугом или производительным трудом, замечает Татьяна Гайноченко. «Транспорт — это такая сфера, где формируется потеря здоровья человека, утомляемость, транспортная усталость. Чем эргономичнее транспортное средство, тем меньше эта усталость», — поясняет эксперт.
С «Иволгой» в базовой модификации москвичи знакомы уже полтора года — с апреля 2017 года состав курсировал от Киевского вокзала до Ново-Переделкина, а с октября 2018 года ездит по маршруту Белорусский вокзал-Усово. За это время поезд успел завоевать любовь как пассажиров, так и сотрудников эксплуатирующих организаций — разработчики получили множество положительных отзывов о поезде «Иволга» и благодарности за создание такого комфортного и удобного в обслуживании состава.
Пока же до запуска обновленной для МЦД «Иволги» остается около года, редакция «Ленты.ру» подготовила подробную инфографику с описанием всех характеристик и преимуществ этого городского поезда для пассажиров.