Модные всадники Пасти коров и сражаться с койотами: как одежда для фермеров покорила весь мир

ЦиклПриценились

Фото: Todd Williamson / Invision / AP

Шляпа-стетсон, сапоги, клетчатая рубашка, джинсы, музыка кантри, родео, лассо — всем этим мы так или иначе обязаны американским перегонщикам скота, создавшим уникальную субкультуру. «Лента.ру» вспомнила, кто такие ковбои, как они стали символами США и какое влияние оказали на моду.

30 лет, которые потрясли мир

Слово «ковбой», происходящее от сочетаний английских слов «мальчик» и «корова», появилось еще в XVIII веке в Англии. Так называли маленьких пастухов, который следили за родительским или общественным скотом. При этом для обозначения взрослого пастуха использовали термин cowherd — одно из древнейших английских слов, существовавшее в языке еще до норманнского завоевания. Однако привычное нам значение американского перегонщика скота оно приобрело лишь во второй половине XIX века. Более того, ковбои в их классическим виде существовали всего лишь 30 лет — с середины 1860-х по середину 1890-х годов.

Расцвет ковбоев был связан с особенностью экономики западных штатов, вошедших в состав США после войны с Мексикой в 1846-48 годах. Тогда на территории бывших мексиканских владений Новой Мексики и Верхней Калифорнии были образованы штаты Нью-Мексико, Аризона, Невада, Калифорния и Юта, а Техас вошел в состав США за год до войны. Собственно, аннексия Техаса и стала спусковым крючком, начавшим войну. В результате завоеваний Соединенные Штаты получили огромные малоосвоенные территории, где не было ни крупных городов, ни железных дорог, ни фабрик, ни даже большого населения.

Бескрайние степи, пустыни и горные ущелья населяли лишь индейцы да небольшие группы мексиканцев. В новые штаты тут же устремились переселенцы, которые многое переняли в культурном плане у местных жителей. Кухня, одежда, музыка юго-запада формировалась под колоссальным влиянием населявших эту территорию новых испаноязычных граждан США. Одним из мексиканских феноменов, который быстро американизировался, стали вакеро — перегонщики скота.

Эти конные пастухи возникли в Испании в Средние века. Из-за засушливого климата и скудной растительности вакеро приходилось в поисках травы перегонять стада быков на большие расстояния. Зачастую выпас происходил в сотнях километров от ранчо хозяина стада или места продажи скота. Все это сформировало особый тип пастуха — живущего под открытым небом искателя приключений, прекрасного наездника и воина, готового с оружием в руках защищать стадо. На огромных засушливых равнинах Северной Мексики вакеро прижились едва ли не лучше, чем в Испании, а после присоединения этих земель к США вакеро трансформировались в ковбоев.

В условиях недостатка покупателей на скот на западе страны стада нужно было перемещать на восток. Отсутствие железных дорог заставляло пастухов гнать стада на продажу своим ходом. Но для того, чтобы перегнать стадо, его сначала нужно было сформировать, ведь в отличие от восточных штатов, где выпас скота происходил на огороженных территориях, на западе быков выпускали прямо в прерии, на свободный выпас.

Ковбои должны были клеймить молодых бычков, охранять территорию выпаса, знать, где чьи быки пасутся, собирать стадо и отгонять его на продажу. Порой во время перегона ковбоям приходилось преодолевать более тысячи миль до ближайшей железнодорожной станции. Суровый быт и тяжелый труд сформировали особый стиль жизни, который в США называют «вестерн», а в России — «ковбойским».

Работа прежде всего

Практически все атрибуты вестерн-культуры так или иначе связаны с особенностями ковбойского труда. Владение лассо — с необходимостью отлавливать бычков для нанесения клейма. Родео — с необходимостью объезжать диких мустангов. Меткая стрельба — с регулярными стычками с индейцами и угонщиками скота.

Даже музыка в стиле кантри во многом вышла из ковбойских баллад, которые служили для переклички — охраняя стадо ночью, ковбои пели их вместе: один исполнял первый куплет, другой — подхватывал второй. Таким образом ковбои могли легко вычислить в темноте чужака, а заодно не отъезжали друг от друга на слишком большое расстояние.

Естественно, одежда ковбоя тоже была полностью подчинена функциональности. На шею повязывали платок, которым можно было укрыть лицо во время пыльной бури. На простые рабочие штаны из грубой ткани натягивали кожаные чехлы чапас (другое название — чапарахас), защищавшие от колючек. Первоначально вместо ремней ковбои носили подтяжки, не мешавшие при верховой езде.

Перчатки из грубой козлиной кожи должны были защищать кожу на руках во время работы с лассо. Позже для защиты запястий в обиход вошли кожаные манжеты на рукавах. Так как первоначально рубашки ковбоев были лишены карманов, поверх них надевали кожаные жилетки с карманами, в которых хранили все необходимое. В холодное время года и на пастбищах, расположенных в горах, для утепления использовали пончо. По бахроме на рукавах и штанинах быстрее стекали капли, благодаря чему одежда быстрее сохла.

Как и любые другие всадники, ковбои носили сапоги на каблуках с высоким голенищем. Сапоги были без шнуровки и застежек и при этом должны были крепко сидеть на ногах, поэтому голенище делалось очень узким, так что надеть и снять сапоги было непросто.

Но главной отличительной чертой ковбоев стала шляпа. Первоначально ковбои унаследовали от вакеро сомбреро, однако их вытеснили шляпы, придуманные Джоном Б. Стетсоном. В 1865 году он разработал войлочную шляпу с низкой тульей и гибкими полями. Модель получила название Boss of the Plains — «Хозяин равнин». Она быстро стала самой популярной шляпой на Западе. Шляпу носили ковбои и индейцы, мексиканцы и чернокожие, она стала частью военной формы американских кавалеристов, техасских рейнджеров и канадских конных полицейских.

Вариации на тему

Со временем имя «стетсон» стало нарицательным для ковбойской шляпы. Компания Стетсона выпускала более 3,3 миллиона шляп в год, постоянно предлагая новые варианты. Тулья становилась выше, поля — шире и гибче. Одним из самых известных видов стала так называемая «десятигаллонная шляпа», особенно популярная в Техасе. Она отличалась увеличенной тульей, объем которой, однако, не достигал и галлона (3,78 литра). Вероятно, свое название она получила от испанских слов «tan galan» — «такая красивая».

«Десятигалонный» стетсон появился уже в XX веке. Он быстро стал популярным в Голливуде, поэтому для большинства именно этот тип ковбойской шляпы кажется каноническим. Однако во времена расцвета Дикого Запада ковбои носили более простые стетсоны — вроде того, в котором появляется в фильме «Хороший, плохой, злой» герой Клинта Иствуда.

Еще одной неотъемлемой частью ковбойского образа, появившейся уже после заката ковбойской эпохи, стали джинсы. Созданные Лейбом Штрауссом, сменившем в эмиграции имя на Ливай Страусс, рабочие штаны из денима первоначально шились для золотодобытчиков Калифорнии. Им нужна была крепкая рабочая одежда, а денег у них водилось побольше, чем у нищих ковбоев.

Однако в XX веке многие жители юго-запада, так или иначе связанные с фермерским трудом, по достоинству оценили новое изобретение. К 1940-м годам джинсы стали столь популярными среди современных ковбоев, что производитель одежды Blue Bell Overall Co. запустила в 1946 году бренд джинсов Wrangler, предназначенный специально для них.

Новые джинсы с самого начала были разработаны с учетом потребностей ковбоев. В них были отделения для монет, заклепки на задних карманах были сглажены, чтобы не царапать дорогое седло, а также использовалась особенная саржа (плетение ткани), благодаря которой брючины не закручивались вокруг ног ковбоя при работе в седле. Собственно, само слово Wrangler на Западе использовалось для обозначения пастуха, что отражало характер типичного ковбоя. Ведь изначально wrangler — это «спорщик, крикун, несговорчивый человек».

Смерть и бессмертие

Классических ковбоев убил рост населения Запада и строительство железных дорог. Первое привело к концу свободного выпаса скота, который был запрещен в большинстве штатов до конца XIX века. Теперь ранчеро должен был пасти своих быков на частных огороженных землях. Ну, а появление железных дорог сделало ненужными перегоны скота на длинные дистанции. Ковбои превратились в обычных наемных работников, трудившихся на чужих фермах. Им уже не приходилось жить в степи, сражаться с индейцами и койотами.

Однако романтика времен Дикого Запада оказалась чрезвычайно привлекательной для Голливуда, и уже в 1920-е годы фильмы про отважных ковбоев и кровожадных индейцев стали весьма популярны у зрителей. Такие фильмы получили название «вестерн». Они вышли из приключенческих романов о завоевании, а затем и освоении Запада. Сюжет в любом классическом вестерне, как правило, крутится вокруг героя-бродяги, стрелка или ковбоя, который в одиночку преодолевает трудности и в финале расправляется со всеми врагами.

Первым вестерном многие считают «Большое ограбление поезда» 1903 года, а расцвет популярности классических вестернов пришелся на 1930-е. Звездой жанра в то время считался Джон Уэйн. Вторую молодость вестерн обрел в 1960-1970-е годы, когда на экранах царил Клинт Иствуд.

Благодаря вестернам классический образ ковбоя стал популярен сначала в Штатах, а затем и в мире. В западных штатах, где память о настоящих перегонщиках скота еще была жива, стиль вестерн стал частью национальной культуры. Особенно это ощущается в Техасе, куда в основном и перегоняли скот для продажи и погрузки в поезда.

Модный всадник

Ковбойская эстетика проникла в моду практически сразу после того, как ковбои, благодаря кино, стали явлением массовой культуры. Во второй половине XX века стиль вестерн стал своего рода субкультурой со своей музыкой (кантри), спортом (родео на мустангах и быках, соревнования по владению лассо и стрельбе), религией (появились ковбойские протестантские церкви) и, естественно, модой. Причем многие элементы униформы ковбоев трансформировались из чисто эстетических соображений.

Так, классические ковбойские сапоги эволюционировали в «казаки» — стилизованные сапоги с заостренным мыском. У настоящих сапог носок пусть и острый, но не настолько. Несмотря на то что туго затянутый на поясе ремень, а тем более крупная пряжка мешают работе в седле, именно ремни с пряжками стали частью образа настоящего техасца. Среди всех видов стетсона наиболее популярен самый стильный «десятигаллонный».

Наконец, некоторые элементы ковбойского образа и вовсе ушли в свободное плавание. В 1960-е годы джинсы из рабочей одежды стали частью молодежной моды, бахрому на жилетках и пончо переняли хиппи, а повязанные на шее платки — афроамериканские и латиноамериканские уличные банды. Большое влияние стиль вестерн оказал и на бохо.

В конце 2010-х годов ковбойский стиль пережил второе рождение. Western Collection есть у Ralph Lauren, джинсы в стиле вестерн, большие пряжки и клетчатые рубашки регулярно показывает Calvin Klein. В коллекциях осень-зима 2018 такие элементы ковбойского стиля, как клетчатая рубашка, бахрома и принт, имитирующий конскую шкуру, показали Chloe, Max Mara и Versace. Самый яркий атрибут ковбойского образа — шляпу — показали в своих коллекциях Alberta Feretti, Dsquared2 и даже Louis Vuitton. Креативный директор последнего Николя Гескьер включил в свою круизную коллекцию еще и казаки.

Черпают вдохновение в прошлом и производители ковбойской одежды — Wrangler представила в 2019 году коллекцию Icons, выполненную в стилистике самых первых джинсов марки 1946 года.

В последние годы стиль вестерн получил новую жизнь не только в моде, но и в социальной жизни. Сейчас, когда американское общество полярно как никогда, ковбойские атрибуты вроде сапог и шляпы получают дополнительное символическое значение.

Так, после стрельбы на фестивале кантри-музыки Route 91 в Лас-Вегасе в 2017 году в социальных сетях быстро стала вирусной фотография лежащих на земле ковбойских сапог, оставленных кем-то из зрителей. Многочисленные сообщения подчеркивали, что большинство жертв стрелка носили подобные сапоги и были сторонниками республиканской партии, а стрелок был зарегистрированным демократом. Одни называют ковбойский стиль символом настоящей Америки, другие — пережитком токсичной маскулинности, что только подчеркивает особое место этой субкультуры и ее эстетики для истории и современности США.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше