Шпионы обмениваются подозрительными пакетами на парковке, люди на улицах требуют смерти министров и жгут портреты президентов, а фермеры блокируют европейские дороги тракторами. В то же самое время американцы тайно выкачивают нефть из сирийских недр, а их союзник по блоку НАТО покупает оружие у вероятного противника. Это не закадровый текст для трейлера очередного фильма об агенте 007, а ключевые события 2019 года, который запомнился совсем не киношными страстями. Мир сотрясался от переворотов и революций, скандалов и кровопролитных войн. «Лента.ру» вспомнила самое важное и интересное, произошедшее за 12 месяцев.
Осенью 2019-го на весь мир прогремела новость: убит главарь террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) Абу Бакр аль-Багдади. Сообщалось, что его уничтожил американский спецназ на территории сирийской провинции Идлиб. США до этого уже пытались ликвидировать террориста номер один, но безуспешно. На этот раз американский лидер Дональд Трамп заверил весь мир, что аль-Багдади уж точно умер: «как собака, как трус». В Вашингтоне заявили, что мир стал намного безопаснее, но Россия и Сирия в этом усомнились: история с его убийством могла оказаться очередным мифом, как это уже бывало неоднократно. Но, похоже, на этот раз аль-Багдади умер в самом деле.
В самой же Сирии весь год продолжалась война. За свое влияние в регионе продолжали бороться в том числе Россия, Турция и США. Москва придерживалась единожды избранного пути и выполняла роль «крепкого плеча» Дамаска. Турция в свою очередь постоянно меняла тактику и в итоге в очередной раз вторглась в Сирию, проведя операцию «Источник мира» против курдов. США же заявили об уходе из региона — и вскоре попались на воровстве нефти. Российское Минобороны даже показало снимки, на которых якобы видно, как американцы вывозят нефть из Сирии, однако Вашингтон продолжил делать так, как считает нужным.
В то же время расстановка сил в регионе в очередной раз поменялась. Турки все-таки сломили сопротивление курдов, а американцы хоть пытались влиять на происходящее, но в итоге оставили курдских союзников и вернули значительные территории Сирии так нелюбимому ими сирийскому президенту Башару Асаду и его российским помощникам. В итоге Москва лишь укрепила свои позиции и стала одним из самых влиятельных игроков на Ближнем Востоке: показала свою надежность Дамаску и приверженность единожды выбранному курсу, а также умудрилась договориться с Турцией по курдскому вопросу, чего так и не удалось США.
Проблема курдов, которых в Анкаре называют террористами, уже давно стала для Турции одним из серьезнейших вопросов в сфере безопасности. В стране считают это внутренним делом, даже когда события с участием представителей курдов происходят за границей. С такой позиции турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган подходил и к операции «Источник мира» в Сирии — ведь курды якобы угрожали стране, действуя вблизи ее границ. Анкара неоднократно подчеркивала: после договоренностей с Россией операцию не закончили, а приостановили и готовы возобновить, если проблема боевиков решена не будет.
Проблемы в отношениях давних союзников — Турции и США — не ограничились курдским вопросом, причиной которого оказались российские системы ПВО С-400. Анкара давно хотела усилить свою безопасность и закупить ракетные системы. Первоначально ее выбор пал на американские Patriot («Пэтриот») — они легко бы интегрировались в общую систему НАТО, однако договориться о поставках не удалось. В итоге контракт был подписан с Россией: первые комплексы поставлены и вскоре начнут полноценную работу, плюс Москва даже пообещала производить их совместно.
Вашингтон на все происходящее отреагировал крайне болезненно и ввел против Турции санкции как за С-400, так и за «Источник мира». Они запрещают продавать оружие Анкаре и накладывают ограничения на представителей военных ведомств. Кроме того, американцы отдельно приостановили поставку в Турцию истребителей пятого поколения F-35 Lightning II. С тех пор противостояние лишь нарастает: турки обещают зеркальные меры, а также грозятся закрыть для США военную базу Инджирлик, где хранится около полусотни американских ядерных бомб B61.
При этом Эрдогану приходилось справляться и с другой проблемой — огромным потоком беженцев. Несколько лет назад Евросоюз обещал прийти на помощь, но так и не дошел. Между тем за последние восемь лет в Турцию перебрались как минимум 3,5 миллиона сирийских беженцев, и их содержание ложится на турецкий бюджет тяжелым бременем. Анкаре также обещали помочь разобраться с пленными боевиками ИГ, но и здесь европейцы слова не сдержали. В конце концов Эрдоган решил, что семь тысяч террористов — слишком большая цена за благосклонность Европы, и начал программу по репатриации задержанных боевиков в европейские страны.
На фоне ухудшения отношений с Европой турецкий президент даже позволял себе публично оскорблять европейских политиков. В частности, он предложил французскому лидеру Макрону «проверить собственные мозги» в ответ на его высказывания о «смерти мозга НАТО». Франция восприняла это как оскорбление, но Турция извиняться не стала — все было сказано еще в тот момент, когда Анкара выслала в Париж свыше десятка боевиков ИГ.
Жесткими решениями в 2019-м отличились и США. 2 августа Вашингтон в одностороннем порядке вышел из заключенного с Россией Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Американская сторона разорвала соглашение якобы из-за нарушений его условий российской стороной. Москва при этом все обвинения отрицает и возлагает вину на американцев.
После выхода из соглашения США провели как минимум одно испытание ранее запрещенной баллистической ракеты на своей территории. На этом фоне с новой силой начались спекуляции о втором раунде холодной войны и даже о возможности ядерного удара. «Мы, по сути дела, можем вернуться к ситуации до заключения этого договора в конце 80-х годов», — обеспокоенно отмечал в этой связи российский посол в США Анатолий Антонов.
Переживания Москвы прежде всего связаны с вероятностью появления американского ядерного оружия в Европе. Однако Вашингтон не видит проблемы в своих действиях и продолжает обвинять Россию. В НАТО также встают на сторону США: генсек альянса Йенс Столтенберг неоднократно заявлял, что Москва продолжает нарушать условия соглашения и якобы развертывает все новые вооружения, а также что блок ответит России в случае угроз. В целом же в НАТО задумались об увеличении расходов на оборону после прекращения действия договора: выход из него обеих стран может привести к непредсказуемой и неопределенной обстановке в мире, считают в альянсе.
Впрочем, в Европе все же пытаются спасти положение. Так, французский лидер Эммануэль Макрон предложил провести многосторонние обсуждения вопроса и принять новый договор на замену ДРСМД. Пока на его предложение никто не откликнулся.
В самих Соединенных Штатах в уходящем году также не обошлось без потрясений. Весь год Демократическая партия пыталась отстранить Трампа от должности. Казалось, что демократы нашли идеальную зацепку: опирались они на слухи о телефонном разговоре американского лидера с президентом Украины Владимиром Зеленским. Якобы в ходе него первый попросил коллегу о некой услуге, а в обмен на это Трамп предложил 400 миллионов долларов.
Оказалось, что дело, в общем-то, обстоит не совсем так. Трамп действительно говорил, что не будет давать Киеву помощь без определенных действий со стороны последнего, а касались они борьбы с коррупцией. В разговоре американский лидер затронул тему расследования деятельности газовой компании Burisma и теорию о том, что Украина вмешивалась в американские выборы 2016 года. В совете директоров Burisma работал Хантер Байден, сын бывшего вице-президента Джозефа Байдена, одного из основных конкурентов Трампа на президентских выборах 2020 года. За это в том числе и зацепились демократы, обвинив президента в злоупотреблении властью.
Кроме того, демократы вменили Трампу препятствование работе Конгресса — за то, что он отказался сотрудничать с законодателями по вопросу импичмента, а также запретил делать это своим подчиненным. В итоге палата представителей, где у Демпартии большинство, на основании этих двух обвинений проголосовала за импичмент американского лидера. Президент-республиканец стал третьим американским президентом, против которого проводят эту процедуру.
Однако доказательств у инициаторов расследования пока толком не нашлось. Трамп же постоянно говорит о том, что тема импичмента вот-вот уйдет в небытие, и демократы наконец смогут «заняться нормальной работой». В то же время Белый дом пока ограничил число лиц, имеющих доступ к прослушиванию телефонных переговоров президента США с другими лидерами: чтобы избежать новых утечек информации.
Чем бы ни закончилось это дело, противники Трампа получили уникальную возможность пошатнуть имидж нынешнего лидера в преддверии президентской гонки 2020 года. Сейчас страна разделена почти пополам: около 49 процентов американцев высказались за импичмент Трампа, еще 47 — против. Тем не менее опасаться президенту все равно нечего — следующим вопрос будет рассматривать сенат Конгресса. А в нем большинство за республиканцами.
Подземная парковка в Белграде. Двое мужчин идут к машине, обмениваются пакетами и крепко обнимаются на прощание. Затем первый тщательно пересчитывает купюры из толстой пачки денег, не подозревая, что его снимают на видео. Так начинался самый громкий шпионский скандал в 2019 году, в котором, как утверждается, оказалась замешана Россия.
Сообщалось, что мужчина с парковки, предположительно, подполковник российской армии Георгий Клебан, а пакет он якобы отдал сербскому офицеру. Кадры разошлись по всему миру, и сербский президент Александр Вучич подтвердил подлинность видео. В то же время в Кремле отмечали, что деталей случившегося точно не знают, а в ситуации «необходимо разобраться».
Это не единственный скандал, в котором Россию обвиняли в уходящем году. Еще один случился в Австрии в июле — местная полиция объявила в розыск 65-летнего россиянина Игоря Зайцева, подозреваемого в шпионаже. Его местные власти считают офицером Главного управления Генерального штаба ВС России (бывшее ГРУ). По данным прокуратуры Зальцбурга, Зайцев больше 30 лет назад завербовал полковника австрийских вооруженных сил «для передачи секретных сведений военного характера». В прокуратуре рассказали, что раскрыть шпионаж помогла иностранная служба разведки, которая проследила за встречей австрийца и россиянина.
В российском МИД тогда отмечали, что обвинения в адрес предполагаемого шпиона озвучиваются «в пресловутом стиле highly likely», который стал характерен для британской стороны во время расследования отравления бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери весной 2018-го в британском Солсбери.
Кроме того, Россию в 2019-м обвинили в убийстве гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили в Берлине. Он известен тем, что во время чеченской войны воевал на стороне боевиков Шамиля Басаева, Абу аль-Валида и Аслана Масхадова. Хангошвили был застрелен 23 августа в Берлине. Прокуратура Германии утверждала, что к произошедшему могут быть причастны государственные органы России или Чеченской Республики.
В декабре германский МИД на фоне скандала выслал из страны двоих сотрудников посольства России. Спустя неделю Москва ответила зеркально, выслав немецких дипломатов.
Между тем рука Москвы судя по всему дотянулась не только до Европы: в начале года журналисты в очередной раз заметили в Африке сотрудников так называемых частных военных компаний (ЧВК) из России, в частности — ЧВК Вагнера. СМИ связывают ее с российским предпринимателем Евгением Пригожиным. Бизнесмен же утверждает, что не имеет отношения к каким-либо военным проектам.
Как бы то ни было, сообщалось, что его бизнес-джет почти каждый месяц летал в страны Африки или Ближнего Востока. В частности, «вагнеровцев» нашли в Судане, где они якобы пытались помочь президенту сохранить власть во время протестов. По данным CNN, план по успокоению населения включал в себя в том числе «минимальные и приемлемые человеческие потери», распространение дезинформации в соцсетях и обвинение Израиля или стран Запада в разжигании волнений. Официально же сообщалось, что российские фирмы занимаются исключительно подготовкой кадров для силовых структур Судана.
Независимо от того, присутствуют ли российские ЧВК в Африке и как они действовали в Судане, ясно одно — помочь суданскому президенту у них не получилось. Утром 11 апреля суданская армия совершила переворот в стране и свергла правившего 30 лет президента Омара аль-Башира. Так завершились четырехмесячные протесты, в ходе которых население требовало отставки главы государства.
На другом континенте — в Латинской Америке — протестующим тоже удалось сменить президентов. В Боливии в октябре тысячи людей вышли на улицы после объявления результатов выборов главы государства — на них победу в первом туре одержал действующий президент Эво Моралес. Его соперник экс-президент Карлос Меса не признал итоги голосования и обвинил власти в подтасовке результатов. Протесты не утихали на протяжении нескольких недель, и тогда Моралес объявил об отставке и бежал в Мексику. Сейчас он находится в международном розыске.
А вот жителям другой латиноамериканской страны — Венесуэлы — несмотря на протесты, так и не удалось добиться отставки Николаса Мадуро. Еще в январе во время многотысячной демонстрации в столице Каракасе спикер парламента и лидер оппозиции Хуан Гуайдо объявил себя исполняющим обязанности президента страны. Его легитимность признали США и большинство стран Латинской Америки. Однако Мадуро уходить с поста отказался и обвинил правительство США во вмешательстве во внутренние дела. После этого на улицах страны прошли столкновения между оппозицией и полицией, были даже сообщения о чистках, которые проводят власти. Однако окончательно взять власть в свои руки у Гуайдо так и не получилось.
Волна протестов прокатилась по Чили — одному из самых спокойных и стабильных государств Южной Америки на протяжении 30 лет. Там все началось с повышения цены на проезд в столичном метро, а в итоге на улицы вышли солдаты и военная техника, были введены чрезвычайное положение и комендантский час.
Беспорядки охватили и страны Ближнего Востока. Самые массовые выступления прошли в Иране: люди на улицах скандировали «Смерть диктатору!», требуя отставки аятоллы Али Хаменеи. По последним данным, за время протестов погибли около 1,5 тысячи человек, сотни людей были задержаны властями. Поводом для недовольства стало введение новых квот на бензин и резкое повышение цен — почти в два раза. Чтобы утихомирить толпу, Тегерану пришлось полностью отключить интернет — только тогда протесты начали сходить на нет. Жители других стран Ближнего Востока также негодовали из-за экономических проблем: в Ливане и Ираке протестующие требовали отставки правительства и эффективных реформ.
Свое недовольство властью продемонстрировали и жители, казалось бы, благополучных стран Европы, а сильнее всего пострадала Франция. В стране продолжались акции «желтых жилетов» (название связано с тем, что демонстранты носили светоотражающие жилеты, как у сотрудников дорожных служб), начавшиеся еще осенью 2018-го. А затем ее охватили забастовки против пенсионной реформы, которая предполагала повышение пенсионного возраста. Только в Париже прекращали работу одиннадцать линий метро, наблюдались сбои в работе электричек, высокоскоростных поездов и автобусов. Демонстранты даже сожгли чучело лидера страны Эммануэля Макрона.
Жители Франции не просто так ополчились на своего президента, ведь он давно обещал не повышать пенсионный возраст. В результате власти предложили своеобразный компромиссный вариант: возраст выхода на пенсию оставался прежним, на уровне 62 лет, однако если человек уходит с работы до достижения 64 лет, то выплаты ему будут урезаны.
Протестовали в этом году даже французские фермеры: они были недовольны политикой властей в области сельского хозяйства. В ходе акции примерно 700 человек выехали в Париж на тракторах, требуя встречи с правительством. Подобные «тракторные протесты» не миновали и Нидерланды. Там фермеры заблокировали больше 1000 километров дорог: они посчитали себя одним из столпов экономики страны, в то время как их обвинили в неэкологичном производстве и выбросах углекислого газа в атмосферу.
И даже в Юго-Восточной Азии протесты не утихают до сих пор: жители Гонконга ополчились на китайское правительство. Более миллиона жителей города вышли на массовые протесты из-за планов правительства подписать соглашение об экстрадиции с КНР, Тайванем и Макао. В результате власти отменили законопроект, но протесты продолжились — они идут уже пятый месяц.
Несмотря на то что события 2019-го во многом напоминают кадры фильма, сложно определить его жанр. В чем-то он был трагедией: сотни людей гибли во время протестов, так и не добившись своих целей. В чем-то — комедией, когда весь мир смеялся над фотографиями северокорейского лидера Ким Чен Ына верхом на белом коне. Но много было и спорных моментов, которые затруднительно отнести к чему-то одному: к примеру, «нормандский саммит» наконец-то состоялся, однако его результаты не то чтобы пришлись всем по вкусу, а Великобритания так и не осуществила Brexit, но хотя бы окончательно определила его судьбу. Как бы то ни было, мы точно знаем: 2020 год будет еще интереснее уходящего 2019-го.