Новости партнеров

Магазин будущего

Умные зеркала, роботы и искусственный интеллект на службе ретейла

Фото: Fix Price

В феврале розничные компании традиционно подводят итоги денежного новогоднего периода, а аналитики считают потери среди торговых сетей. Несмотря на небольшой всплеск продаж, мир уже вступил в эпоху ретейл-апокалипсиса, считают в Cushman & Wakefield. Сети заявляют о намерении сокращать торговые точки в разных странах. В США в 2019 году было закрыто более 9 тысяч торговых точек, примерно такие же потери ожидаются в 2020 году. Например, в феврале Macy’s анонсировал закрытие 125 универмагов в течение трех лет. В России такая судьба ждет сотни магазинов известных брендов. Виной всему не только распространение e-commerce, но и слабый экономический рост, а также радикальное изменение пользовательского поведения.

Фактически торговым брендам придется переизобрести ретейл, если они хотят остаться на рынке. Так считает сооснователь торговой сети Fix Price Сергей Ломакин. Предприниматель более 20 лет строит бизнес именно в ретейле и уверен, что сегодня супермаркетам не обойтись без искусственного интеллекта, а универмагам нужны умные зеркала и спортзалы.

Все личное

По мнению Сергея Ломакина, недавние опасения, что традиционные магазины умрут из-за приверженности потребителей к онлайн-покупкам, не оправдываются. Согласно последним исследованиям, более 70 процентов покупателей любят традиционный шопинг не меньше и даже больше покупок в интернете. Если игроки отрасли смогут взять на вооружение новейшие IT-разработки — а удачные пилоты уже есть, — нас ждет новый золотой век ретейла.

Не все приживается сразу: прошло почти 15 лет с тех пор, как Walmart представила технологию RFID-меток, до того, как она стала массово использоваться. Еще несколько лет назад идея применения дронов для работы на складах выглядела только пиар-акцией, а сегодня это практически must-have.

И это только минимум из огромного арсенала инструментов по привлечению и удержанию клиентов. «Сегодня брендам недостаточно ценовой или ассортиментной конкуренции, соперничество переносится в инновационную сферу. Например, продуктовые магазины самообслуживания, в которых покупателю предлагается самостоятельно выбрать товар, взвесить, отсканировать и оплатить — это только промежуточное звено магазинной эволюции, — полагает Сергей Ломакин. — Обычным универсамам у дома предстоит превратиться в настоящие IT-площадки, которые будут знать о своих клиентах все и делать исключительно персонализированные предложения, поддерживать круглосуточное общение с потребителями и мгновенно реагировать на запросы».

По его словам, во многом должны модернизироваться и способы оплаты. «Пока в качестве пилотов внедряются проекты по оплате товаров с помощью биометрических данных — с помощью отпечатков пальцев и даже просто улыбки экрану, заменяющему кассиров, в которые интегрированы системы распознавания лиц, — продолжает Ломакин. — Например, в сеульских торговых точках 7-Eleven установлены аппараты, считывающие капиллярный рисунок ладоней покупателя. Алгоритмы идентифицируют покупателя и автоматически списывают сумму покупок с его банковского счета».

Вход через смартфон

Сегодня смартфон — центр потребительской вселенной, и ретейлерам придется научиться приходить к клиенту через мобильное устройство. Тренд последнего времени — покупки в соцсетях. Потребители проводят в социальных сетях около 1 часа и 15 минут ежедневно, что дает уникальный шанс ретейлерам. По данным Gartner, в 2018 году 66 процентов брендов предоставляли своим клиентам возможность выбора товара и покупки в соцсетях. Эти несколько кликов, по оценкам Business Insider Intelligence, принесли компаниям почти 12 миллиардов долларов в год.

В эпоху Instagram, Facebook и YouTube терпимость к скуке становится нулевой, поэтому единственным способом борьбы за время клиентов становится лозунг «Продавай, развлекая».

«Около двух лет назад на профильных конференциях можно было услышать, что в словосочетании "торгово-развлекательный центр" первая часть станет ненужной, и останется только развлекательная функция, — отмечает Сергей Ломакин. — Действительно, согласно моим собственным наблюдениям и экспертным оценкам, в России около 15 процентов площадей самых прибыльных торговых центров сегодня отданы под детские городки, парки виртуальной реальности, аттракционы. Ретейлеры добавляют к торговле элементы шоу, а магазин становится площадкой для конкурсов, кулинарных курсов, соревнований».

Это глобальный тренд, добавляет Ломакин и приводит пример: «Дом инноваций Nike в Нью-Йорке позволяет покупателям сканировать обувь, которая будет им доставлена на баскетбольную площадку в магазине, где они сразу смогут опробовать новинку в игре».

Впрочем, спортзал в магазине — не единственное необычное помещение. Эксперты полагают, что в недалеком будущем никого уже не удивят холодные комнаты для оценки качества пуховика или имитация лесной тропинки, позволяющая в деле опробовать обувь для занятий бегом. Чтобы клиенту было проще подобрать подходящий комплект одежды, умные зеркала подскажут, чем дополнить выбранную юбку, а также подберут обувь и аксессуары. Одновременно они отправят запрос на эти товары сотрудникам магазина, которые и принесут все необходимое прямо к примерочной. Такие зеркала с интеллектом уже есть в лондонском магазине Tommy Hilfiger.

А чтобы избежать внезапной нехватки нужных артикулов, роботы проводят постоянную инвентаризацию товаров — подобные эксперименты в магазинах Lowe's (один из крупнейших американских продавцов товаров для дома и ремонта) доказывают эффективность «нечеловеческого» труда.

Искусственный интеллект для супермаркета

Ретейл вынужден внедрять инновации — широкое использование машинного обучения, интернета вещей, искусственного интеллекта начинается именно в этой сфере.

Отечественные ретейлеры — лидеры среди российских компаний по внедрению искусственного интеллекта. Согласно исследованию РАЭК и НИУ ВШЭ, опубликованному в декабре 2019 года, более 40 процентов игроков розничного рынка пусть и фрагментарно, но уже используют искусственный интеллект, еще 35 процентов планируют внедрять такие инструменты в ближайшие пять лет. Активнее всего компании экспериментируют с персонализацией предложения, чат-ботами и виртуальными помощниками.

«Ретейл является одной из областей бизнеса, которая исторически достаточно активно внедряет различные инновации, — замечает директор по развитию компании GoodsForecast Сергей Котик. — В частности, модели машинного обучения в ведущих торговых сетях используются давно и активно. Автоматизация процессов прогнозирования спроса, управления запасами, формирования цен на товары, определения ассортимента, построения маршрутов транспорта и многих других требует использования машинного обучения».

По его словам, технических барьеров для внедрения инноваций нет, все упирается в соотношение «стоимость решения — полученная за счет него дополнительная прибыль».

Математический аргумент для того, чтобы не останавливаться на пути цифровой трансформации, приводит Accenture: до 2022 года компании, инвестирующие в искусственный интеллект, могут прирасти по выручке на 41 процент.

«Аудиторско-консалтинговая компания KPMG выяснила, что крупнейшие игроки российского ретейла уже инвестируют в высокотехнологичные инструменты чуть более 45 миллионов рублей в год, — подытожил Сергей Ломакин. — Причем на путь цифровизации встали не только торговые сети-лидеры, но и предприятия среднего сегмента».

В 2020 году ретейлерам, которые хотят оставаться на рынке и, что еще амбициознее, расти на нем, придется внимательно следить за техническими новинками и активнее вступать в зону эксперимента. Старые правила больше не действуют, а новые правила формируют самые смелые.

Экономика20:0021 декабря 2020

Пошли на прорыв

Россия создает инновационную экономику. Удастся ли ей выбиться в лидеры?
Экономика00:02 9 октября 2020

За бугром

Богачи по всему миру прячут миллионы от властей. Как на этом зарабатывают маленькие страны?
Экономика00:0110 октября 2020

Союз разрушимый

Россия, Белоруссия и Казахстан 20 лет строят своего конкурента Евросоюзу. Результата до сих пор нет