Культура
17:46, 13 марта 2020

Победный кринж Песня Little Big для «Евровидения» стала хитом за одну ночь. С кем они соревнуются?

Илья Кролевский (Редактор отдела «Культура»)
Кадр: Little Big

Клип на песню Uno, представленный на «Евровидение» группой Little Big, за несколько часов стал самым популярным среди официальных роликов от участников конкурса. С момента публикации в ночь на 13 марта видео собрало более четырех миллионов просмотров, букмекеры объявили, что коллектив оказался в пятерке фаворитов, музыкальный клип, как и многие другие работы Little Big до этого, стал мемом, а его звездой, бесспорно, оказался полный танцор в трениках. Однако праздновать победу рано — среди участников достаточно достойных соперников, в том числе и незаслуженно обделенных вниманием. И пока «Евровидение-2020» не успели отменить из-за пандемии коронавируса, «Лента.ру» рассказывает об артистах-фаворитах и самых любопытных конкурсантах.

Россия

Little Big — Uno

Популярность клипа можно объяснить медийностью самих Little Big, а также интригой, нагнетенной перед его выходом — произведение российской группы было опубликовано позже остальных участников «Евровидения». Uno — энергичная песня с незамысловатым англоязычным текстом со строчками вроде «Мне потребуется больше одной маргариты / Я назову тебя моей сладкой сеньоритой» и еще менее осмысленной считалкой на испанском. Можно, конечно, порассуждать об отсылке в песне на новый хоррор с Элайджей Вудом или о том, почему артисты намеренно пропускают в считалке цифру три, однако Little Big — это изначально не про тексты, а про визуальное шоу. Ради него группа выступит в расширенном составе — в нее вошел давний соратник Прусикина Юрий Музыченко из группы The Hatters и певица Флорида Чантурия из группы «Ленинград», лидер которой сегодня увлекся написанием политически заряженной поэзии.

В этот раз питерский коллектив отказался использовать эстетику Die Antwoord или далее эксплуатировать «клюквенную» тему (первая популярность на Западе пришла к Little Big благодаря ранним околопровокационным клипам, в которых фигурировали все известные стереотипные образы российской действительности вроде пьющих водку медведей и новых русских с АК-47), сделав ставку на более поздний формат своего творчества — Uno больше напоминает вылизанные видеоролики на треки Faradenza и Go Bananas, нежели скрепно-ироничные With Russia from love, Everyday I'm drinking и Give me your money. Почему же Little Big решили сделать уклон в южноамериканские мотивы? По словам самого Прусикина, особых ограничений группе не ставили: «Как и везде — не материться, без пошлости, трек не дольше трех минут». Впрочем, понятие пошлости весьма растяжимое — легко предугадать реакцию большинства россиян, узнавших, что их страну на международном конкурсе представляли артисты в образах урок, алкашей и гопников с автоматами и водкой (несмотря на то, что такое выступление стало бы самым ярким российским номером за всю историю «Евровидения»). Uno, не самая запоминающаяся в творчестве Little Big, но зато максимально безобидная композиция, скорее всего, просто лежала у музыкантов на полке и больше других подошла к условиям конкурса.

Литва

The Roop — On Fire

Если официальный клип The Roop на композицию On Fire набрал всего полмиллиона просмотров, то запись выступления группы в финале национального отбора (коллектив на «Евровидение» отправили голосованием народа и профессионального жюри) собрала почти четыре миллиона. Участники Little Big посчитали литовскую группу одним из главных соперников на «Евровидении», и вполне оправданно — у The Roop в номере, как и у россиян, есть нелепый, но завораживающий танец, а еще у литовцев оказалось неоспоримое преимущество в виде удобоваримой вокальной партии. Текст On Fire нельзя назвать особо выделяющимся из формата «Евровидения» — в песне рассказывается о желании быть лучше, преодолении трудностей и предрассудков, следовании своим душевным позывам.

Забавно, что текст припева слишком уж похож на вышедший в 1999-м трек группы Rage Against The Machine — Sleep Now in the Fire, критикующий американский империализм (если литовцы поют The world is my desire / I feel that I’m on fire, то у американских нонконформистов в припеве звучит The cost of my desire / Sleep now in the fire!). Впрочем, рифма fire — desire встречается в англоязычных текстах так часто, что ее можно было бы приравнять к русской «кровь — любовь».

Польша

Алисия — Empires

Empires польской певицы Алисии, еще одна песня с «огнем» в тексте и очередной фаворит конкурса по просмотрам (запись финала национального отбора собрала 1,3 миллиона), посвящена падению империй. Правда, в неожиданном контексте: из текста скорее выходит, что «разрушить империю» — дело двух пальцев, исполняемое, как правило, теми же руками, что эту империю строят, и история обречена на повторение, потому что сразу начинается строительство новой империи. При этом сама артистка утверждает, что в ее композиции есть энвайронменталистский посыл — мол, если что в первую очередь и разрушает империи, так это безразличие людей, в том числе к природе и экологическим проблемам. Идея поверхностно прослеживается в официальном клипе на трек, в котором за спиной Алисии мелькают кадры военных действий, заводов и мусорных свалок, однако в целом песня больше кажется набором трендовых клише, нежели ясным высказыванием о социально-политической проблеме.

Болгария

Виктория — Tears Getting Sober

Болгарская певица Виктория — еще одна фаворитка конкурса как по просмотрам, так и по оценкам букмекеров (больше всего шансов на победу определили Болгарии и Литве), а также по версии Little Big. Причина этому неутешительна, поскольку ее произведение Tears Getting Sober — калька песни 18-летней американской поп-звезды Билли Айлиш. Клип Виктории почти полностью повторяет музыкальное видео на Xanny, от сидящей на скамейке исполнительницы с повреждениями на лице и движений камеры до звучания и посыла композиции — борьбы с ментальными проблемами и зависимостью. Неудивительно, что популярные исполнители с другого континента быстро обретают двойников в Европе, но вот участие таких артистов в крупном международном состязании уже вызывает вопросы.

Исландия

Daði og Gagnamagnið — Think About Things

Исландия, выставившая на «Евровидении-2019» антикапиталистическую БДСМ-индастриал-техно-панк-группу Hatari, в этом году решила не изменять традиции быть оригинальной, но все же слегка сбавила провокационный накал — ее представит синти-поп-коллектив Daði og Gagnamagnið, исполняющий трогательную песню про родителя, который ждет не дождется, чтобы пообщаться со своим ребенком (но тот, к сожалению, пока не умеет говорить). Даже если трек Think About Things не возьмет первое место, свою культурную задачу Исландия выполнила на 100 процентов — с каждым новым «Евровидением» желание знакомиться с поп-сценой этой страны не пропадает.

Украина

Go_A — «Соловей»

Не менее крутое выступление получилось у представляющей Украину электро-фолк-группы Go_A — музыканты победили в национальном отборе с песней «Соловей», написанной вокалисткой Катериной Павленко на основе народной композиции. Это первая песня на украинском языке, которая прозвучит на «Евровидении». Композиция, к сожалению, не дошла до международного конкурса в изначальном варианте, представленном на национальном отборе, — звук слегка поменяли в сторону поп-электроники, желая, по-видимому, угодить большей аудитории. Впрочем, подобные изменения часто происходят с победившими в отборе песнями в разных странах, а главная фишка «Соловья» — мова с народными мотивами — осталась.

Итоги «Евровидения», к которому до сих пор остается много вопросов в плане участников и системы голосования, предугадать трудно — провокационные выступления могут запомниться зрителям, но не взять призового места, а абсолютно невыдающаяся по звучанию композиция возьмет и прорвется в топ из-за актуальной тематики в тексте или какого-нибудь совсем неожиданного фактора. Что из этого ценнее — вопрос риторический, но ответы все равно разнятся.

< Назад в рубрику