Экономика
Сетевая власть
Цукерберг заработал миллиарды на главной соцсети в мире. Что дальше?

24 сентября Сбербанк проведет масштабную конференцию СберКонф, в рамках которой расскажет о развитии собственного бизнеса. В преддверии мероприятия «Лента.ру» начинает цикл статей о крупнейших компаниях планеты, сделавших ставку на создание собственных экосистем. Первая на очереди — Facebook, за 16 лет существования сумевшая из камерного стартапа вырасти до мирового IT-гиганта. Уже в 23 года основатель Facebook Марк Цукерберг стал самым молодым миллиардером в мире. Сейчас его капитал превышает 100 миллиардов долларов, он входит в число богатейших людей планеты наряду с создателем Amazon Джеффом Безосом и основателем Microsoft Биллом Гейтсом. Facebook активно работает над развитием искусственного интеллекта, разрабатывает сторонние приложения, готовится запустить свою криптовалюту и строит собственную экосистему. Дорога Facebook к величию — в материале «Ленты.ру».

Экосистема — это не просто крупный разносторонний бизнес, это принцип работы между всеми подразделениями внутри большой компании. Смысл экосистемы заключается в создании синергии между бизнес-юнитами, которая позволяет им дополнять друг друга. Для потребителей же ключевое преимущество экосистемы — это удобство и функциональность, когда для совершенно не связанных, казалось бы, друг с другом услуг достаточно сделать пару тапов в одном мобильном приложении.

Из чего состоит экосистема Сбербанка

Сбербанк уже давно вышел за рамки привычного банковского обслуживания. Сейчас в его экосистему входит больше 30 сервисов для бизнеса, учебы, покупок, подбора персонала и даже оказания услуг мобильной связи. Некоторые из них компания развивает в партнерстве с Mail.ru Group (у компаний есть совместное предприятие в сфере транспорта и еды) и Rambler Group. Однако на этом компания останавливаться не намерена, о будущем экосистемы Сбербанк расскажет в ходе большой конференции СберКонф 24 сентября

24 сентября в 10 утра Сбербанк проведет масштабную конференцию СберКонф, в которой расскажет о трансформации своего бизнеса

Facebook можно смело назвать одной из крупнейших экосистем в мире. Ее чистая прибыль по итогам 2019 года составила 18,5 миллиарда долларов, а общая стоимость компании превысила 750 миллиардов. Большую часть доходов Facebook получает от рекламы — до 98,5 процента. Количество пользователей соцсети — 2,6 миллиарда человек, причем больше половины (1,73 миллиарда) сидят на сайте каждый день.

С нуля

Facebook зародился в 2004 году как сайт «для своих» и предназначался для общения студентов Гарвардского университета. Со временем возможности площадки расширялись, к ней приобщились и учащиеся других университетов, а затем и профессиональные общества, а в 2006-м на сайте уже мог зарегистрироваться любой желающий. Спустя год Microsoft купил 1,6 процента акций Facebook за 240 миллионов долларов, и у сайта появилась возможность размещать международную рекламу. Уже тогда стоимость компании оценивалась в 15 миллиардов долларов, и по цене она уступала только Yahoo и Google (на тот момент 41 и 208 миллиардов соответственно). В 2011 году у компании появился мессенджер (Facebook Messenger) для мгновенного обмена сообщениями через мобильные устройства, вскоре аналог сделали и для ПК.

Facebook стремительно рос и в 2012 году вышел на IPO, заработав 16 миллиардов долларов. Цена первоначального размещения акций составляла всего 38 долларов (сейчас — более 260 долларов). Общая стоимость соцсети превысила 100 миллиардов долларов: больше, чем тогда стоили Hewlett-Packard и Dell. В том же году число пользователей сайта перевалило за миллиард.

В 2013-м Facebook присоединился к Альянсу за доступный Интернет (Alliance for Affordable Internet, A4AI), куда входят Google, Intel и Microsoft. Цель организации — упростить доступ к глобальной сети для жителей развивающихся стран. Свое десятилетие компания отметила удвоением капитализации со времен IPO, в 2014-м она стоила уже 200 миллиардов долларов.

По мере развития Facebook расширялся и захватывал новые сферы, наращивая свою экосистему. В 2012-м компания купила мобильное фотоприложение Instagram за миллиард долларов. Спустя два года собственностью корпорации стал и мессенджер WhatsApp, покупка обошлась в 19 миллиардов долларов. Еще одно крупное приобретение того времени — создатель очков виртуальной реальности Oculus Rift за два миллиарда долларов.

Время завоеваний

Помимо этого, социальная сеть скупает небольшие стартапы, включая компании, работающие в областях распознавания речи — Mobile Technologies, мобильной аналитики — Onavo и компьютерного зрения — Scape Technologies. Кроме того, Facebook активно занимался разработкой технологии искусственного интеллекта: робот уже может обыгрывать лучших игроков в покер.

Среди новинок — приложение для знакомств Facebook Dating, работающее по аналогии с Tinder, и сервис Hobbi, пользователи которого могут создавать тематические коллекции фотографий. Его появление привело к обрушению акций конкурирующего Pinterest, они подешевели на четыре процента. Другая платформа — Facebook Shops — стала прямым конкурентом Amazon и eBay. Сервис позволяет продавцам создавать цифровые витрины и работать одновременно с Facebook и Instagram.

Сейчас в экосистеме Facebook действует собственная платежная система Facebook Pay, благодаря которой можно проводить оплату товаров и услуг через Facebook, Messenger, Instagram и WhatsApp. Сервис можно использовать только внутри сети для покупки виртуальной валюты Stars, к нему можно привязать дебетовые и кредитные карты MasterCard и Visa, а также счета в PayPal. В России Facebook Pay работает с середины августа, но пока с ограниченными функциями: Stars можно тратить на пожертвования — например, на поддержку блогеров.

Также у Facebook есть криптовалютный проект Libra. Изначально предполагалось создать единую криптовалюту, но планы пришлось пересмотреть. Финансовые регуляторы испугались, что криптовалюта может негативно повлиять на монетарный суверенитет и денежно-кредитную политику государств. Вместо этого компания собирается выпустить несколько стейблкоинов, курс которых будет привязан к различным национальным валютам — например, доллару США, евро, британскому фунту и сингапурскому доллару.

Строгие правила

Будучи крупнейшей соцсетью в мире, Facebook несет перед пользователями социальную ответственность и следит за публикуемым контентом. На сайте запрещены фотографии обнаженного тела, призывы к насилию и высказывания, которые могут его спровоцировать, торговля оружием и наркотиками, а также спам.

2,6
миллиарда человек
являются пользователями Facebook

Соцсеть активно борется с фейковой информацией и фальшивыми аккаунтами. Подозрительные посты отмечаются специальной предупредительной меткой. Только за апрель 2020 года, когда эпидемия коронавируса была в разгаре, в Facebook выявили 50 миллионов фейковых постов о COVID-19.

Еще на платформе идет активная борьба с терроризмом. В 2018-м компания похвасталась, что с помощью искусственного интеллекта удалила контент, связанный с ИГИЛ и «Аль-Каидой» (террористические группировки, запрещены в России), еще до обнаружения его пользователями. А в 2019-м были забанены десятки миллионов постов, связанных с терроризмом и детской порнографией. Но иногда в системе случаются сбои. Например, в 2020 году в Facebook удалялись посты с фотографией водружения знамени Победы над Рейхстагом. Тогда в компании это назвали ошибкой алгоритма, и посты восстановили.

Помимо прочего, Facebook борется с проявлениями расизма. Работа в этом направлении активизировалась летом 2020-го после смерти афроамериканца Джорджа Флойда от действий полиции и последовавших за этим массовых протестов. «Мы начали работу по созданию продуктов для продвижения расовой справедливости. Членам нашего темнокожего сообщества: я с вами. Я верю, что наши платформы будут играть в этом позитивную роль, но мы должны работать, чтобы сделать нашу роль максимально позитивной», — сказал Цукерберг.

Впрочем, подход соцсети к модерированию контента часто вызывает критику. Например, в 2019-м женевский Музей истории и искусства обвинил соцсеть в цензуре из-за блокировки изображений статуй обнаженных людей. Избирательный подход касается и политики: бывшие сотрудники компании рассказывали, что соцсеть систематически исключала из числа самых обсуждаемых материалов статьи из консервативных американских медиа и новости о политиках-республиканцах. Летом 2020-го под шквал критики попал и сам Цукерберг, когда отказался удалять пост президента США Дональда Трампа о стрельбе по участникам акции протеста в Миннеаполисе. Цукерберг объяснял, что сообщение оставили, поскольку политика соцсети предусматривает максимальную свободу самовыражения.

Известно также, что соцсеть следит за пользователями. Причем фиксация местоположения юзеров происходит всегда и автоматически. Тотальный контроль необходим для таргетирования рекламы, объяснили в компании. Сервисы Facebook способны получать данные о локации по IP-адресам или даже из отметок на фото. Кроме того, соцсеть регулярно обвиняют в незаконном сборе данных пользователей, в 2019 году проблемы с приватностью данных пользователей обошлись компании в пять миллиардов долларов штрафа; еще 650 миллионов соцсети может стоить нарушение закона о конфиденциальности из-за функции, которая помогает отмечать людей на фотографиях. Иск затрагивает миллионы жителей штата Иллинойс, решение по нему должны принять в начале 2021 года.

Цифровое наследие

Facebook за годы своего существования трансформировался из небольшого стартапа в гигантскую IT-корпорацию с собственной экосистемой и стал фактически незаменимым. Теперь это не просто социальная сеть для общения людей, но и большая компания, которая инвестирует в технологии будущего — от искусственного интеллекта до виртуальной реальности, а хранящаяся на платформе информация представляет большую культурологическую ценность.

Если сейчас вдруг Facebook исчезнет, это обернется глобальными проблемами. По мнению ученых Оксфордского университета, крах компании «может иметь катастрофические социальные и экономические последствия для бесчисленных сообществ, использующих эту платформу ежедневно», не говоря уже об «отдельных пользователях, чьи личные данные Facebook собирает и хранит».

По словам ученых, к краху Facebook может привести совокупность факторов: изменение демографии пользователей и их предпочтений, рост конкуренции со стороны других существующих платформ или появление нового сильного конкурента. «Неожиданная потеря Facebook может нарушить связи между друзьями, родственниками, лишить их достоверных источников информации или возможности вести бизнес», — уверены специалисты.

Более того, некоторые данные, хранящиеся на платформе, представляют историческую и культурную ценность, и возможность их изучения — в интересах будущих поколений. Специалисты предлагают рассматривать архив данных Facebook как объект всемирного цифрового наследия наравне со статусом объекта Всемирного культурного наследия, который присваивает ЮНЕСКО.

Дальше вы перейдете на сайт большой конференции Сбер Конф, которая состоится 24 сентября