24 сентября Сбербанк проведет масштабную конференцию СберКонф, в рамках которой расскажет о развитии собственного бизнеса. В преддверии мероприятия «Лента.ру» продолжает цикл статей о крупнейших компаниях планеты, сделавших ставку на создание собственных экосистем. Мы уже рассказывали про Facebook и Amazon, теперь на очереди Apple — американский технологический гигант, совершивший революцию в мире персональных устройств и создавший, возможно, самую известную экосистему. В конце июля Apple вернула себе статус самой дорогой компании планеты, обойдя государственного нефтяного гиганта Саудовской Аравии Saudi Aramco. И хотя в начале сентября расстановка сил снова поменялась, невероятный рост котировок акций американской корпорации озолотил и ее исполнительного директора — Тим Кук стал миллиардером. И не зря, ведь именно при нем Apple стала первой компанией с капитализацией один триллион долларов, а уже через пять месяцев достигла двух триллионов долларов. Путь на биржевой Олимп — в материале «Ленты.ру».
Корпорация Apple — образцовый пример одной из крупнейших экосистем в мировом бизнесе. Несмотря на то что в сознании обывателя Apple прочно ассоциируется с продуктовой линейкой iPhone, в 2020 году компания уже давно не производитель монопродукта, и все главные прорывы, на которые сейчас делает ставку Тим Кук, не связаны с флагманским смартфоном. За прошедшие пять лет доля продаж iPhone в выручке Apple снизилась с 63,2 до 44,2 процента, а доля сервисов за тот же период выросла с 10 до 22 процентов. Чистая прибыль компании по итогам 2019 года составила 55,2 миллиарда долларов, а прогноз на 2020 год составляет 57 миллиардов долларов. При этом Apple стабильно оправдывает и зачастую превосходит любые прогнозы. Статистику не испортил даже коронавирус — доход корпорации по итогам третьего финансового квартала 2020 года вырос на 11 процентов до 59,7 миллиарда долларов вместо ожидаемого падения на два процента и 52,6 миллиарда долларов.
В середине 1970-х годов Стив Джобс, Рональд Уэйн и Стив Возняк собрали свой первый компьютер Apple I, а после продаж нескольких десятков устройств и первой прибыли официально оформили компанию Apple Computer Incorporated. В 1977 году свет увидел Apple II — было продано более пяти миллионов компьютеров по всему миру. С этого устройства пошли массовые продажи компании, а в 1980 году Apple вышла на мировую биржу — NASDAQ, где разместила свои акции. На протяжении более трех десятилетий Apple Computer была производителем преимущественно персональных компьютеров, включая линейки Apple II, Macintosh и Power Mac, но в 1990-е она столкнулась с неустойчивыми продажами и низкой долей рынка.
Стив Джобс, выдавленный из компании в 1985 году силами Джона Скалли, вернулся спустя 12 лет после того, как Apple купила его компанию NeXT, и занял должность генерального директора. Именно Джобс привил новую корпоративную философию узнаваемости продуктов и простого дизайна, начиная с оригинального iMac в 1998 году. С выпуском успешного музыкального плеера iPod в 2001 году и iTunes Music Store в 2003 году Apple зарекомендовала себя в качестве лидера в сфере продаж бытовой электроники и медиафайлов, что привело к исключению слова «компьютер» из названия компании в 2007 году. Тогда же Apple представила iPhone — продукт, который произвел революцию в отрасли, в которой компания никогда раньше не конкурировала, но очень скоро стала неоспоримым лидером на рынке смартфонов.
Новинка удивительным образом пошатнула бизнесы крупнейших на тот момент игроков мобильной индустрии — Nokia, Motorola, Sony Ericsson, Siemens. Причина такого успеха заключается в основном посыле бренда — «Думай иначе». Компания выстроила свой маркетинг так, что у покупателя возникает иллюзия элитарности в шаговой доступности. Бренд рекламируют обычные люди, но они транслируют идею исключительности, к ним хочется примкнуть. Apple не повторяет за другими, она создает тренды. И помимо шустрой операционной системы и тщательно проработанного дизайна, компания сделала ставку на создание целой экосистемы собственных продуктов, приложений и сервисов. Экосистема Apple — не только модель бизнеса, но и единый мультифункциональный организм в руках пользователя.
Согласно опросам, более половины владельцев iPhone, MacBook и iPad пользуются как минимум еще одним гаджетом от Apple. В самом начале становления компании из Купертино как мирового лидера продаж техники особые разъемы для зарядного устройства, отсутствие SD-карт памяти воспринимались, как нечто непривычное. Компанию часто обвиняли в попытке привязать покупателей продукции к исключительно оригинальным аксессуарам. На самом деле корпорация долго вынашивала идею выйти за рамки привычной привязки информации к конкретному девайсу и сотворить общую среду данных. Поэтому возникла необходимость возвести жесткие рамки вокруг этой самой среды.
Так, в 2011 году появился iCloud — сервис облачного хранения, позволивший запустить создание общей базы для всех авторизованных продуктов Apple. C помощью iCloud все фото, файлы, заметки и другие данные автоматически синхронизируются между всеми устройствами Apple, принадлежащими одному пользователю. Другие ключевые сервисы компании — онлайн-магазин приложений AppStore, онлайн-магазин музыки и фильмов iTunes Store, музыкальная библиотека Apple Music, а также система мобильных платежей и электронный кошелек Apple Pay. Вообще фокус компании уже несколько лет последовательно смещается с устройств в сторону сервисов. Так, прошлогодний осенний релиз начался не с iPhone и не с умных часов Apple Watch, а с нового игрового сервиса Apple Arcade и стриминга Apple TV+.
На недавней продуктовой презентации 15 сентября, которая стала для многих разочарованием из-за отсутствия нового iPhone, Тим Кук представил, помимо новых моделей Apple Watch и iPad, единую подписку Apple One, которая включает Apple Music, Apple TV+, Apple Arcade и iCloud. Также был презентован первый фитнес-сервис для часов — Fitness+. Примечательно, что после мероприятия рухнули акции сервиса онлайн-тренировок Peloton, а сервис потокового аудио Spotify, чьи акции также пострадали, обрушился на Apple с критикой. Шведская компания заявила, что Apple злоупотребила доминирующим положением на рынке, выпустив единую подписку на свои сервисы. В Spotify считают, что Apple ведет себя нечестно, побуждая пользователей отдавать предпочтение своим продуктам.
Сторонников мнения, что американская компания злоупотребляет своим положением на рынке, хватало всегда, и небезосновательно. Однако это скорее общая черта всех могущественных и влиятельных корпораций. Так, в конце июля, как и год назад, перед Конгрессом США предстали главы четырех главных IT-гигантов: Марк Цукерберг из Facebook, Джефф Безос из Amazon, Сандар Пичаи из Alphabet (владеет Google и Youtube) и Тим Кук из Apple. Слушания состоялись в рамках антимонопольного разбирательства. Компании обвинялись в доминировании на рынках и злоупотреблении своими возможностями, так как они обладают огромным влиянием, в том числе в сфере предоставления доступа к информации. И, судя по всему, выводы годичного расследования Конгресса не сулят техногигантам ничего хорошего.
Помимо прочего, свои антимонопольные расследования против бигтеха ведут Минюст США, Федеральная торговая комиссия и группа прокуроров. Apple также находится в поле зрения Европейской комиссии — регулятор начал два антимонопольных расследования против компании, после того как Spotify и другие сервисы пожаловались на 30-процентные комиссии Apple за встроенные покупки в AppStore. Между тем экосистема Apple AppStore принесла экономике примерно 519 миллиардов долларов в 2019 году. Крупнейшими источниками дохода стали приложения для мобильной коммерции, электронной продажи товаров и услуг, а также реклама в приложениях. На сегодняшний день AppStore — крупнейший в мире магазин приложений: в нем доступно почти два миллиона приложений, и каждую неделю его посещают полмиллиарда человек в 175 странах мира.
В 2019 финансовом году продажи сервисов добавили к доходам Apple около 46,3 миллиарда долларов, а валовая прибыль от них составила 30 процентов от суммарной. Согласно прогнозам, объем сервисного бизнеса Apple превысит 100 миллиардов долларов к сентябрю 2024 года. Ожидается, что это направление к указанному периоду будет приносить корпорации 30 процентов оборота и 45 процентов валовой прибыли, что поможет Apple достичь еще большей капитализации.
За последние несколько лет Apple стала сильно диверсифицированным бизнесом и гораздо меньше зависит от какого-то одного из своих рынков, чем когда бы то ни было. Несмотря на то что основная продукция Apple (iPhone, Mac, iPad) остается востребованной у потребителей, все больше прибыли компании приносят сервисы и носимые устройства (Apple Watch, AirPods). По данным Counterpoint Research, продажи умных часов от Apple в штуках сейчас превосходят всю швейцарскую часовую индустрию, а одни только беспроводные наушники AirPods в 2019 году принесли компании 24,5 миллиарда долларов. Это сопоставимо с пиковыми продажами последнего продукта Стива Джобса iPad, которые принесли компании 32 миллиарда долларов.
Главный герой этой модификации — Тим Кук. После смерти Стива Джобса Кремниевая долина, Уолл-стрит и пользователи опасались, что эпоха Apple закончилась. Но пессимистичные прогнозы не сбылись — скромному инженеру удалось превратить творение Джобса в крупнейшую в мире корпорацию. «Мы никогда не ставили цели заработать как можно больше денег. Мы хотели обогатить жизнь людей», — говорит Кук. Однако за девять лет, что он находится у руля, выручка и прибыль Apple выросли в два с лишним раза, а капитализация увеличилась с 348 миллиардов до 1,92 триллиона (по данным на 18 сентября).
Легендарный инвестор Уоррен Баффет, который, как известно, не вкладывается в акции технологических корпораций, для Apple делает исключение. Его Berkshire Hathaway держит бумаги компании на 125 миллиардов долларов — они уже составляют более 40 процентов всего инвестиционного портфеля Баффета. Несмотря на то что для огромного количества предприятий 2020 год стал настоящим кошмаром, техногиганты, подобные Apple, продолжают наращивать свою мощь. В современном мире компании из сектора высоких технологий наиболее приспособлены к текущим условиям и даже выиграли от коронакризиса, так как все больше людей стали пользоваться онлайн-услугами.