Уже второй сезон Okko Спорт эксклюзивно показывает матчи Английской премьер-лиги (АПЛ) и лиги MLS, став первой платной платформой в России, транслирующей спортивные события. Руководитель спортивных проектов Rambler Group и Okko Спорт Михаил Гершкович рассказал «Ленте.ру» об успехах, трудностях и планах на ближайшее будущее.
«У нас выдающаяся команда разработчиков»
«Лента.ру»: Окко Спорт показал все матчи прошедшего сезона Английской премьер-лиги. Коротко подведите итог: что получилось, что нет, соответствует ли число приобретенных подписок ожиданиям?
Михаил Гершкович: Все получилось. Команда Okko Cпорт справилась с поставленной задачей и даже ее перевыполнила. Мы реализовали все обещанные пользователям функции — матчи можно смотреть в Full HD в режиме 50 FPS, выбирать звуковую дорожку, смотреть с любого устройства и переключаться между параллельными матчами. Редакция создает увлекательные передачи, комментирует матчи со стадионов, делает репортажи. Английский футбол представлен сейчас в России так, как еще никогда не было, — полностью.
Мы задержались с реализацией показа в 4К из-за ограничений, вызванных с коронавирусом, но затем поменяли технологическую схему и работаем над тем, чтобы выполнить обещанное ранее к новому 2021 году. Количество платных абонентов Оkko Cпорт к концу сезона Английской премьер-лиги превысило отметку в 200 тысяч, а количество оформленных триалов и вовлеченных пользователей — 500 тысяч.
В начале прошлого сезона было несколько технических накладок с трансляциями, в чем их причина? Удалось ли окончательно решить этот вопрос, и возможны ли подобные проблемы в будущем?
Мы торопились успеть к старту сезона 9 августа. Okko не занимались прямыми трансляциями ранее и, к сожалению, все баги полностью вычистить к старту не удалось. Трансляции VOD и трансляции live — схожие по смыслу технологии, как спортивные дисциплины прыжки в длину и прыжки в высоту, но суть и задачи в них разные.
У нас выдающаяся команда разработчиков, они справились со всеми стартовыми сложностями и теперь ставят планку на новые рекорды и высоты. Ждите новых удобных продуктовых фишек — скоро в спорте появится совместный просмотр матчей, удобная навигация по плееру, коэффициенты нашего партнера-букмекера, новые разделы.
Сейчас болельщикам доступны два варианта покупки подписки: на месяц или на весь сезон. Какой вариант более востребованный? Нет ли желания добавить опцию покупки трансляции отдельно взятого матча?
Благодаря приобретениям дополнительного футбольного контента Major League Soccer, отборочного турнира КОНКАКАФ к ЧМ 2022 года в Катаре, матчей Аргентинских клубов «Бока Хуниорс» и «Ривер Плейт», домашних матчей легендарной мексиканской «Гвадалахары» мы перешли от продажи сезона на полноценную годовую подписку. Теперь футбол на Оkko Cпорт есть круглый год, ночью и ранним утром. Наши подписчики оценили годовую подписку как самую выгодную. Именно она оказалась самым востребованным нашим продуктом. Продажа отдельных матчей Английской премьер-лиги не разрешена нашим лицензионным договором, поэтому данной опции у нас нет.
«Пиратство — настоящая проблема»
Какова динамика продаж подписок на второй сезон АПЛ по сравнению с первым?
У подписок очень хорошая динамика продаж. 80 процентов абонентов, смотревших Английскую премьер-лигу на Okko Спорт в прошлом сезоне, остались с нами, а благодаря грамотной маркетинговой стратегии мы видим существенный прирост новых пользователей. Мы верим, что у английского футбола много преданных болельщиков в России, ведь это один из лучших спортивных продуктов. Мы делаем его доступным и удобным к просмотру на больших экранах, на мобильных устройствах и персональных компьютерах. Болельщики отдают нашим стараниям должное и выбирают легальный просмотр на Okko Спорт.
На Западе платные трансляции спортивных событий давно стали нормой, в Россию же это пришло относительно недавно. Как считаете, на каком уровне сейчас находится в нашей стране культура платного просмотра спортивных соревнований? Насколько сейчас для вас актуальна проблема пиратства?
Почему недавно? Вот уже более 20 лет как существуют платные спортивные каналы НТВ+, которые всегда были флагманом спутникового телевидения. С культурой платного потребления контента у нас все в порядке, даже получше чем в некоторых странах. Посмотрите, какими темпами растет рынок — в год по 30-40 процентов.
Настоящая проблема — пиратство. Для спорта и нашего сегмента, когда самым ценным является прямой эфир, это абсолютное зло. Мы видим, что работаем максимум с 10-15 процентами доступного рынка, а большинство все еще уходит на пиратские ресурсы. Я могу часами на эту тему говорить, поэтому отмечу просто, чтобы не уходить в рассуждения, — мы видим всех, кто тащит наш сигнал, собираем данные.
Существует 6-8 крупных профессиональных международных преступных группировок, по большей части базирующихся в не самых благополучных соседних странах. Мы работаем совместно с коллегами из международного Аудиовизуального антипиратского Альянса правообладателей, в который входят, в том числе, представители Интерпола и других силовых ведомств разных стран. Могу только поблагодарить пиратов за то, что они пишут номера телефонов и расчетных счетов для донатов — это сильно упрощает поиск.
Судя по всему, вы запустили сервис Окко Спорт Pubs именно для борьбы с пиратством. Расскажите подробнее об этом проекте, сколько кафе и баров уже захотели в нем поучаствовать?
Оkko Спорт Pubs запущен не для борьбы с пиратством. В России очень строгое законодательство в сфере наказания мест публичного просмотра за нелегальное распространение контента — штраф до 5 миллионов рублей для одного заведения. Оkko Cпорт Pubs — еще один формат монетизации нашего сервиса, а для баров во всей нашей большой и красивой стране — возможность получить доступ к легальному высококачественному ОТТ-сервису и трансляциям Английской премьер-лиги.
Сразу после объявления о старте проекта мы получили огромное количество заявок и немного в них утонули. Мы ожидали сотни, а получили тысячи запросов. Прошу всех набраться терпения — все заявки будут обработаны, а все заинтересованные в сотрудничестве бары и рестораны — подключены. У нас есть схема подключения для баров с алкогольной лицензией и без нее, при помощи нашего SMART-устройства или на оборудовании бара.
В бары идет отдельный сигнал, он отмечен специальным знаком в нижнем левом углу экрана, там размещено изображение бокала. Мы сейчас активно строим сеть легальных трансляций и надеемся все успеть завершить в этом году.
Расскажите о географии подписчиков Окко Спорт. В каких городах России к вашему продукту проявляют наибольший интерес?
География Okko Спорт — вся Россия. Конечно, Москва и Санкт-Петербург вместе составляют половину активной базы. Большое количество наших подписчиков живет на юге России. Можно посмотреть карту широкополосного интернета страны, там везде есть подписчики Оkko Cпорт. От Калининграда до Владивостока и Чукотки.
Как повлияла на Окко Спорт пандемия коронавируса?
Повлияла достаточно сильно. Это финансовые потери и задержка технологических обновлений. Я благодарен нашим преданным болельщикам за то, что они нас поддержали и с пониманием отнеслись ко всем сложностям. В редакции Okko Спорт много работали, мы показали гору архивных матчей премьер-лиги, работали с киберспортом. Я прошу всех соблюдать предписания властей, носить маски и перчатки, мыть руки и максимально беречь себя и своих близких. Мы не хотим еще раз остаться без футбола. Всем здоровья.
«Лига MLS наиболее популярна на востоке России»
Что нового приготовил Окко Спорт для подписчиков в нынешнем сезоне?
Во-первых, это отдельная новая подписка на обзоры матчей и аналитические программы Английской премьер-лиги. С ноября будет доступна ее базовая версия — доступ в сервис без просмотра матчей, а с нового года мы планируем запустить полный функционал, в рамках которого болельщикам будет доступна возможность формирования индивидуальной подборки наполнения хайлайтов, выбор любимых игроков, push-уведомления на мобильные устройства с видео только что случившихся важных событий на поле. Это все стало возможным благодаря нашим разработкам и сотрудничеству с компанией, которая обучила нейронную сеть автоматически редактировать и нарезать короткий видеоконтент.
Наша продуктовая команда видит большую востребованность коротких видео и понимает, как меняется мир. Краткость уже не просто сестра таланта, а его отец. Мы хотим сделать такой сервис, чтобы актуальная информация про любимую команду находила пользователя сама и подавалась в полностью кастомизированном и удобном виде. Это будет очень технологично и удобно. Осталось только немного подождать.
Во-вторых, мы запускаем новый раздел — ММА. С 1 января 2021 года в Оkko Cпорт эксклюзивно будет представлен лидирующий мировой промоушен — Bellator, хедлайнером которого в России является наш Последний Император Федор Емельяненко. Я очень рад, что нам удалось подписать столь значимый контракт, приглашаю болельщиков следить за новостями в ноябре, когда мы представим всю информацию про Bellator на платформе Okko Спорт.
Окко Спорт также показывает некоторые матчи американской лиги MLS. Насколько этот продукт интересен подписчикам?
У лиги MLS своя аудитория. Интересный факт, что на востоке России лига более популярна. На мой взгляд, MLS — очень зрелищный футбол. Мне нравится следить за тем, как развивается тренерская карьера Тьерри Анри в «Монреаль Импакт». «Нью-Йорк Сити» — фарм-клуб «Манчестер Сити», а «Интер Майами» — команда Бекхэма. В лиге MLS есть «Динамо Хьюстон», и у нас в редакции все болельщики одноименного московского клуба сразу стали поддерживать именно «Хьюстон». «Лос-Анджелес Гэлакси» вообще не нуждается в представлении — это суперклуб мирового уровня. В лиге MLS можно следить как за восходящими звездами, так и за иконами европейского футбола. Всем советую попробовать эту лигу.
Недавно вы приобрели права на эксклюзивный показ турниров Bellator. Почему решили обратить внимание на MMA?
ММА — молодой, но очень динамично развивающийся вид спорта. Он особенно подходит к нашей бизнес-модели платного просмотра и идеален для ОТТ-платформы. Мы покажем все поединки Bellator, включая предварительные бои, и сделаем это в более полном объеме и с большим удобством для пользователя, чем способен сделать любой линейный эфирный или кабельный канал.
Какие еще виды спорта представляют интерес для Okko?
Мы изучаем рынок и наметили следующий вид спорта, который планируем запустить на Okko Спорт в 2022 году. Но какой, я пока рассказывать не буду. Сейчас идут переговоры, от их успеха зависят наши планы.