Мир
00:01, 5 октября 2020

Третья мировая волна Число жертв коронавируса растет по всему миру. Почему карантин не помогает?

Екатерина Первышева (Руководитель отдела «Мир»)
Фото: Jorge Saenz / AP

Более 34,5 миллиона заразившихся и свыше миллиона умерших — такова мировая статистика пандемии COVID-19 на начало октября. И это с учетом всех ограничений и карантинов, которые действовали и действуют в разных странах. Но люди устали от изоляции, а властям необходимо заботиться об экономике, и потому на смену ограничениям приходят рекомендации, выполнять которые готовы не все. Послабления оборачиваются ростом заболеваемости: этой осенью в странах, где еще недавно ситуация улучшалась, число заболевших вновь стремительно растет. «Лента.ру» разбиралась, насколько правы те, кто утверждает, что мир стоит на грани уже третьей волны коронавируса, и почему отдельные страны борются с заразой успешнее других.

Пандемия коронавируса, распространяясь с Востока на Запад, нанесла серьезный ущерб экономике и изменила как принципы социального взаимодействия, так и в целом представление о нем. Из-за эпидемической ситуации закрыли школы и предприятия, отменили спортивные мероприятия, остановили индустрию развлечений и даже перенесли Олимпийские игры. Изменилось то, как люди общались, делали покупки, работали, как заботились о близких.

Распространение COVID-19 повлияло даже на язык: чаще стало звучать слово «герой», а его определение расширилось. Теперь так называют медработников, которые были на передовой борьбы с вирусом, а также тех, кто помогал людям жить в мире ограничений, — к примеру, работников службы доставки или уборщиков.

Жесткие ограничительные меры в ряде стран помогли сдержать распространение, но вызвали и волну недовольства. Мало того что многие лишились дохода, так еще и часть людей в принципе не имела возможности попрощаться с родными, которые заболели и не смогли победить вирус.

После выправления ситуации многие ограничения сняли или ослабили, но тем не менее пандемия еще далека от завершения. И осенью обстановка вновь начала ухудшаться.

По данным проекта Университета Джонса Хопкинса, на сегодняшний день во всем мире зарегистрировано 34,6 миллиона заболевших и более миллиона смертей. На первых позициях по числу заболевших — США (7,3 миллиона), Индия (почти 6,5 миллиона), Бразилия (4,9 миллиона) и Россия (около 1,2 миллиона).

Результаты около 800 тысяч зафиксированы в Колумбии, Перу, Испании, Аргентине и Мексике. Число общих заражений по миру не снижается: в конце сентября был зафиксирован рекорд — почти 361 тысяча случаев за сутки.

Больше всего умерших от коронавируса в США — около 209 тысяч. Затем — Бразилия, Индия, Мексика, Великобритания. Жертвами COVID-19 в мире ежедневно становятся примерно 5 тысяч человек.

Эксперты утверждают: мир на грани новой волны коронавируса. Ее даже называют третьей по числу всплесков — первый был в самом начале пандемии, а второй — после ослабления ограничений, в июле. Впрочем, во многих странах и даже во Всемирной организации здравоохранения с такой трактовкой не согласны — везде ситуация имеет свои особенности.

В частности, о названии предлагает не спорить представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович. «Это вторая волна [в России] или второй пик первой волны — называйте это как хотите. Но на этот раз у нас есть разные инструменты для борьбы с болезнью», — отмечает она.

Такой же позиции придерживаются и специалисты на местах. «Концепция волны имеет свою ценность: она помогает увидеть результаты принятых мер и оценить их эффективность. (...) Но имеет ли это значение? Не думаю, ведь это все равно тот же самый коронавирус, и нам нужно принимать все те же шаги, чтобы сдержать распространение болезни», — отмечает доктор Фрэнк Джонсон, вице-президент по медицинским вопросам клиники Святого Луки в американском штате Айдахо.

Как бы то ни было, число заражений по миру растет и новый пик уже близко. Серьезный рост, как раз третий по счету, можно наблюдать в Иране, который сильнее всего пострадал в самом начале пандемии. В последнюю неделю ежедневно там выявляют около 3,5 тысячи заболевших.

Кроме того, 24 сентября в стране зафиксировали 25 тысяч смертей от коронавируса — самый высокий показатель среди государств региона. За следующую неделю число жертв выросло более чем на 1,5 тысячи.

Число зараженных увеличивается и в европейских странах. Во Франции 2 октября, к примеру, сообщали, что за сутки зафиксировали почти 14 тысяч заболевших, и это через несколько дней после того, как в Париже и других крупных городах вновь ввели ограничения из-за ухудшения ситуации: запретили праздники и развлекательные мероприятия, в том числе свадьбы, ограничили время работы баров.

Число заразившихся коронавирусом растет и в России: за 2 октября выявили 9859 случаев. Для сравнения: 31 августа случаев было в два раза меньше — 4993.

В Европейском центре профилактики и контроля заболеваний (ECDC) в сентябре отмечали, что основную роль в росте заболеваемости сыграло как открытие учебных заведений, так и ослабление профилактических мер. Так, во многих странах разрешили массовые мероприятия, открыли ночные клубы и рестораны.

«Недавние исследования доказывают, что расстояние в метр или более обеспечивает снижение риска передачи [вируса] в пять раз, а каждый дополнительный метр дает вдвое больший защитный эффект», — указали в ECDC.

По прогнозам центра, которые были сделаны в середине сентября, в течение 30 дней в большинстве европейских стран ситуация должна ухудшиться. В начале октября можно с уверенностью говорить: так и происходит.

На фоне растущей заболеваемости страны Европы вновь закрывают открывшиеся было границы, а также не просто вводят карантин, но и объявляют режим чрезвычайной ситуации. Так поступили в Словакии и Чехии. В странах при этом отмечают, что новая волна всего лишь вторая для них.

О второй волне уже объявили в Австрии, Германии, Эстонии, Великобритании. Венгрия при этом вновь закрыла границы для всех иностранных граждан, за исключением Польши, Чехии и Словакии.

Стоит отметить, что совершенно разная реакция стран Европы на коронавирус и различающиеся запреты на перемещение вызывают недовольство администрации Евросоюза. В связи с этим еще в начале сентября Еврокомиссия предложила унифицировать меры и ввести единые ограничения на перемещение внутри ЕС. Пока такое решение не принято.

Не обошел стороной рост заражений и Латинскую Америку, а также США. Суточный прирост за 2 октября в Штатах составил 54,4 тысячи — на 10 тысяч больше, чем днем ранее.

Коронавирус добрался и до президента США Дональда Трампа. Причем произошло это, возможно, в самый неподходящий для него момент — буквально за месяц до начала президентских выборов.

Как и в Европе, резкий всплеск заболеваемости пошел с момента начала учебы. Эксперты отмечают, что произошел демографический сдвиг в заболеваемости: новый рост во множестве случаев вызван именно молодежью, которая заражается в учебных заведениях.

Объясняют происходящее тем, что студенты проявляют беспечность и забывают о профилактических мерах. Кроме того, они зачастую подрабатывают в местах, где приходится много контактировать с другими людьми.

Какими бы ни были многочисленные причины третьей волны, есть основания опасаться, что как минимум в США она окажется хуже первых двух. Связывают это с наступлением холодов: люди больше времени проводят в помещениях, что позволяет вирусам лучше передаваться.

А поскольку пандемия еще не закончилась, то граждане хоть и откажутся от дальних путешествий, но все же с большой вероятностью будут собираться семьями на День благодарения, Рождество или Новый год. А это означает минимальное дистанцирование в тех же поездах и за обеденным столом.

Проблемы борьбы

Рост числа заразившихся коронавирусом с началом учебного года подтверждает множество исследований о том, что COVID-19 лучше всего распространяется при скоплении людей, то есть в кластерах. Особенно хорошо вирус передается в плохо вентилируемых помещениях, где люди активно и громко говорят или поют — а к этой категории относятся и маленькие бары, и свадебные торжества, и церковные службы, и спортзалы.

Дальше в дело вступает еще и личная ответственность. Люди часто не носят защитные маски, поскольку пьют и едят, либо снимают их, чтобы было удобнее дышать во время физической активности. Именно поэтому ограничительные меры касаются массовых мероприятий.

В последнее время все больше исследований указывает на то, что на самом деле далеко не каждый заболевший обязательно заражает кого-то еще. По статистике, большинство инфицированных в принципе не передают коронавирус.

Одно из проведенных в Гонконге исследований показало, что 69 процентов больных не заразили ни одного человека. В то же время на 19 процентов заболевших пришлось сразу 80 процентов случаев передачи COVID-19. Эти данные подтверждаются по всему миру: в среднем основными разносчиками оказываются 10-20 процентов заболевших.

Несмотря на катастрофическую опасность, «сценарий сверхраспространения» вируса от одного человека очень часто упускается из виду, отмечает клинический эпидемиолог из Университета Ньюкасла Крейг Далтон. Он указывает, что именно отслеживание таких суперраспространителей крайне важно для борьбы с пандемией.

Ярким примером сверхраспространения вируса стала женщина из Южной Кореи, известная как «пациент 31». С ней одной связано около 5 тысяч случаев заражения коронавирусом: не зная о болезни, она успела посетить церковную службу в религиозной секте под названием «Церковь Иисуса Синчонджи».

Для борьбы с подобными случаями властям необходимо не просто отслеживать все контакты человека после того, как он заболел, а использовать бэктрекинг — выявлять изначального виновника заражения. Такие действия с большей вероятностью помогут найти суперраспространителя вируса. Именно такую тактику и выбрали в Южной Корее: массовое тестирование членов секты показало себя успешно; выявить виновника корейцы смогли тем же способом и после нескольких заражений в одном из ночных клубов.

Эксперты отмечают, что если смотреть на борьбу стран с коронавирусом именно через призму кластеров и сверхраспространений, становится понятен успех Швеции и Японии. Им обеим предрекали множество жертв из-за нежелания вводить жесткий карантин, однако в итоге их показатели оказались не такими плохими, а экономика пострадала значительно меньше.

Швеция действительно не смогла избежать высокой смертности среди пожилых, но еще на ранних этапах ввела ограничения на массовые собрания и не ослабляла их, как только ситуация улучшилась. Повлиял и образ жизни населения: в стране менее распространены большие домохозяйства, в которых живет сразу несколько поколений. Важным стало и закрытие школ для старшеклассников, поскольку более юные учащиеся имели меньше шансов разнести COVID-19.

Похожей оказалась ситуация и в Японии. У властей с самого начала не было возможности проводить масштабное тестирование населения или вводить полный локдаун. При этом в стране рано заметили кластерный характер распространения коронавируса, в связи с чем активно выявляли именно первораспространителей и ограничили массовые мероприятия в плохо вентилируемых помещениях.

Стоит отметить, что точно сказать, кто окажется суперраспространителем, невозможно. При этом даже одного такого человека может оказаться достаточно, чтобы эпидемия вспыхнула с новой силой. А потому в ближайшие месяцы, если не годы, будут оставаться нормой разнообразные ограничения вроде обязательного ношения защитных масок. Выявление же коронавирусных кластеров позволит серьезно улучшить ситуацию и приведет к восстановлению экономики.

Пока не все страны приняли на вооружение такую стратегию борьбы, так что люди продолжают заражаться и умирать. Как долго это продлится и как скоро вакцина от коронавируса будет доступна всему миру — предсказать невозможно. Впрочем, академик РАН, директор Центра иммунологии и молекулярной биомедицины МГУ имени Ломоносова, профессор Михаил Пальцев предсказывает три волны COVID-19. Он отмечает, что любая вирусная пандемия протекает в три этапа — так было в том числе с испанкой в начале XX века. Остается надеяться, что нынешний рост числа заболевших действительно окажется третьей — и последней волной.

< Назад в рубрику