«А какие ножки-то!» Как «девочка-скелет» стала одной из лучших моделей СССР и покорила сердце звезды советского кино

ЦиклСамое красивое оружие СССР
Никита Михалков и Татьяна Михалкова

Никита Михалков и Татьяна Михалкова . Фото: Борис Кавашкин / ТАСС

Татьяна Соловьева родилась в Германии, мечтала о карьере переводчицы, но стала известной советской манекенщицей. Когда второй муж, режиссер Никита Михалков, предложил ей выбирать между карьерой и семьей, Татьяна предпочла семью и покинула подиум. Рассказ о Татьяне Михалковой продолжает цикл материалов «Ленты.ру», посвященный непростым судьбам советских моделей.

Этот текст попал в подборку лучших текстов «Ленты.ру» за 2020 год. Остальные тексты из нее читайте ТУТ

Девочка-грохот

Будущая манекенщица и общественная деятельница Татьяна Михалкова родилась в 1947 году в Германии, где служил ее отец, офицер советского контингента войск в ГДР Евгений Соловьев. Мама Тани, Таисия Георгиевна, была ученой-историком, защитила диссертацию.

Вскоре после появления на свет дочери семья вернулась на родину и обосновалась в Воронеже, где Таня ходила в лучшую школу в городе — с углубленным изучением английского языка. Она очень любила учиться и часами просиживала в библиотеках: ведь интернета в 1960-е годы попросту не существовало.

«Девушки мечтали быть учительницами, врачами, учеными. Ну а мне нравились иностранные языки, иностранная литература — Фолкнер, Голсуорси. Еще мне очень хотелось посмотреть мир. Поэтому я мечтала о профессии переводчицы», — вспоминала спустя много лет Татьяна Евгеньевна в одном из интервью. Чтобы исполнить заветную мечту, Соловьева поступила в московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза.

К этому моменту неловкий подросток (которого за худобу называли «грохот» и «скелет») превратился в грациозную, высокую и стройную девушку с роскошными светлыми волосами. Все институтские годы она была одной из первых красавиц факультета.

По воспоминаниям Михалковой, после института она весила всего 47 килограммов при росте 172 сантиметра: для конца 1960-х это был очень высокий рост

Получив диплом, Татьяна хотела устроиться преподавательницей в один из московских вузов или в крайнем случае переводчицей в какую-нибудь респектабельную организацию — например, в ТАСС. Однако сразу такой возможности ей не представилось: на должность переводчицы ее приглашали только в гостиницу «Националь», где останавливались в основном иностранцы. А Тане Соловьевой такая работа казалась не слишком почтенной, ей не хотелось видеть запись о ней в трудовой книжке.

Как и многие ее коллеги, советские модели, Татьяна Михалкова вспоминает, что изначально никакого интереса к карьере манекенщицы она не проявляла и на подиуме оказалась практически случайно, буквально мимоходом. По воспоминаниям, она возвращалась расстроенной с собеседования в МАТИ (Московском авиационном технологическом институте), куда хотела устроиться преподавательницей английского языка, но неудачно.

На Кузнецком Мосту, у входа в Общесоюзный Дом моделей одежды (ОДМО), который в СССР называли просто Дом моделей, Татьяна увидела толпу хорошо одетых красивых девушек. Соловьева узнала, что они ожидают отбора в манекенщицы — того, что теперь называют кастингом. Повинуясь минутному порыву, Татьяна встала в очередь и приняла участие в отборе. В отличие от собеседования в МАТИ, он прошел для нее удачно.

Среди членов отборочной комиссии были художественная руководительница Дома моделей Людмила Турчановская и молодой, еще мало кому известный дизайнер Слава Зайцев. Он-то и обратил внимание на высокую светловолосую красавицу. «Меня попросили пройтись перед комиссией. Славе мой образ понравился: "Это же образ Боттичелли! А какие ножки-то!"» — вспоминала Михалкова все в том же интервью. По ее мнению, на выбор комиссии повлияло и внешнее сходство советской переводчицы с британской фотомоделью Твигги, которая в те годы была на пике популярности.

Любовь футболиста

Труд в Доме моделей был нелегким. Манекенщицы приходили на работу к девяти утра, а уходили часто только в девять вечера. Визажистов в штате не было, и красились модели самостоятельно, собственной дешевой косметикой. Все утро занимали примерки, а вечером был показ, а иногда и несколько показов.

Татьяна пользовалась успехом и вскоре перешла в самый престижный отдел Дома моделей — экспериментальный цех, который разрабатывал и демонстрировал коллекции для показов за рубежом. Многие манекенщицы считали за счастье проработать там хотя бы год, а Татьяна провела в этом подразделении целых пять лет. По ее воспоминаниям, для поддержания формы Соловьевой не требовалось никаких диет: стройностью ее наделила природа.

Татьяна была привлекательной девушкой и пользовалась успехом у мужчин. Но работа отнимала почти все ее время, поэтому первый серьезный роман у нее развернулся именно на работе. В Доме моделей она познакомилась с молодым и привлекательным коллегой, бывшим футболистом Александром Шигаевым. Из-за травмы он был вынужден оставить профессиональный спорт, учился в институте физкультуры на спортивного психолога и подрабатывал манекенщиком. Молодые люди стали встречаться и вскоре поженились. Татьяна взяла фамилию супруга.

Отношения с мужем складывались неудачно. Александр был очень ревнив и устраивал сцены красавице-жене по поводу и без него. Поговаривали, что он даже поднимал на Татьяну руку. Независимый характер и интеллект не позволяли ей терпеть такого обращения, и она развелась с Шигаевым

Детей у пары не было, и после развода Татьяна Евгеньевна почти никогда не упоминала имени бывшего мужа — ни в интервью, ни в телепередачах. Сам Шигаев еще не раз женился на манекенщицах, в конце застоя оказался в местах не столь отдаленных, но вскоре вышел и был реабилитирован. Драматические повороты жизни сказались на здоровье Александра: он умер от инфаркта еще сравнительно не старым человеком.

Заманчивая «загранка»

Неудачный брак был забыт, как страшный сон. Татьяну (теперь уже Шигаеву) снова закрутили рабочие обязанности. Дефиле Дома моделей проходили не только в его огромном здании на Кузнецком Мосту, но и «на выезде»: в павильонах ВДНХ, в Колонном зале Дома Союзов, в демонстрационном зале ГУМа, в Доме кино, а также в зарубежных посольствах.

Дом моделей был официально уполномочен поддерживать связи с иностранцами: там заказывали одежду представительницы аккредитованного в Москве дипкорпуса и жены дипломатов. Почетной гостьей на Кузнецком Мосту как-то стала первая леди США Патриция Никсон, которую сопровождала жена советского генсека Виктория Брежнева.

Советские модели тоже выезжали за границу, но эта желанная возможность предоставлялась только избранным: тем, кто состоял в комсомольской организации (или даже успел вступить в партию), не поддерживал «порочащих связей», отличался «безупречным моральным обликом» и не имел ни единого сомнительного пункта в анкете. Татьяна Шигаева надеялась, что ее анкета позволит ей увидеть заграницу, о которой она мечтала еще в воронежской английской спецшколе. Но оказалось, что может возникнуть неожиданная проблема, и коренилась она именно в образовании девушки.

Безупречное знание английского среди советских граждан было редкостью и часто становилось препятствием для выезда в капстраны. «Компетентные органы» считали, что модель, знающая иностранный язык, может попросить политического убежища и остаться на Западе. Однако, с другой стороны, знание языков могло пригодиться, когда требовалось складно и без ошибок произнести речь от имени делегации. В итоге Татьяну все же выпустили за границу.

При этом в зарубежных странах, даже в социалистических, за моделями — взрослыми женщинами — надзирали, как за малыми детьми. Им выдавали минимальные суточные в валюте, на которые почти ничего нельзя было купить, дополнительные деньги за дефиле за границей не платили, а за тайком провезенные доллары можно было сесть в тюрьму.

Девушкам строжайше запрещали любые «стихийные» контакты с иностранцами и самостоятельные прогулки в свободное от показов время. По воспоминаниям Татьяны Михалковой, по вечерам представители руководства советской делегации не стеснялись даже проверять, легли ли все манекенщицы спать в своих номерах. Девушкам приходилось тайком сбегать из гостиницы с черного хода. При таких условиях «загранка» доставляла мало радости.

Свой среди своих

На одном из показов, которые Дом моделей проводил в Доме кино, Татьяна познакомилась с молодым актером Никитой Михалковым, сыном известного детского поэта, баснописца и автора текста гимна СССР Сергея Михалкова. Никита пришел не на модное дефиле, а на премьеру нового фильма Ролана Быкова, но судьба есть судьба: он увидел тоненькую блондинку Татьяну и потерял голову. Сама Таня тоже сразу влюбилась в эффектного молодого человека. После фильма «Я шагаю по Москве», который сделал Никиту кинозведой, его знала вся страна.

Она случайно проговорилась коллегам по работе о начинающемся романе и, как выяснилось, зря. «Я была слишком молода, чтобы взять себе за правило: коллегам никогда нельзя до конца раскрывать душу, подробно рассказывать, что происходит в твоей личной жизни, — вспоминала Татьяна Евгеньевна много лет спустя. — Ведь чтобы обойти конкурентку, некоторые девушки были способны на многое. Нет, шлейки на платьях мне не подрезали, стекло в туфли не сыпали. Но те, с кем я делила гримерку, за моей спиной, оказывается, доносили на меня».

Об отношениях Татьяны с Никитой Михалковым стало известно ее руководству. «Наш директор Виктор Иванович Ягловский вызвал меня и строго объявил: "Таня, тебе не надо появляться с этим Маршаком на людях!"» — вспоминала позже Татьяна Евгеньевна. Ягловский, очевидно, недолюбливал Сергея Михалкова, поэтому и назвал его сына фамилией другого детского поэта.

Возможно, причиной такого неприятия был тот факт, что Никита, несмотря на относительную молодость, к моменту знакомства с Татьяной Шигаевой уже был женат на актрисе Анастасии Вертинской, у них был сын Степан. С точки зрения «советской морали» роман с женатым представителем «звездной молодежи» был не лучшим вариантом для молодой манекенщицы.

Однако Татьяна так глубоко и сильно полюбила Никиту, что была готова поступиться своей карьерой ради этой любви. Ситуацию спас сам Михалков: он ушел в армию, хотя по возрасту был уже слишком взрослым для срочного призыва. По воспоминаниям Татьяны Евгеньевны, он писал ей из армии длинные философские письма. В 1971 году актер развелся с женой, а после дембеля пригласил свою возлюбленную в Дом кино и «при всем честном народе» сделал ей предложение. Разумеется, Татьяна согласилась.

Жених и невеста провели вместе совсем немного времени, а Никите уже нужно было снова уезжать — на Северный Кавказ, на съемки «Свой среди чужих, чужой среди своих», первого фильма, который он снимал как режиссер. Татьяна не смогла удержаться и поехала вместе с ним. Чтобы у нее не было неприятностей на работе, Михалков написал письмо директору Дома моделей Ягловскому с просьбой дать Татьяне внеочередной отпуск. Суровый начальник сменил гнев на милость: одно дело женатый поклонник, совсем другое — будущий муж, начинающий режиссер.

Свадьба Татьяны и Никиты состоялась прямо во время съемок фильма

Татьяна Михалкова продолжала работать и после свадьбы, когда уже была беременна своей старшей дочерью Анной. Супруг считал, что жена посвящает слишком много времени работе, но мирился с этим, хотя иногда требовал от Татьяны одеваться скромнее. Однако в 1975 году, когда появился на свет второй ребенок пары, сын Артем, Никита Сергеевич потребовал, чтобы жена оставила подиум ради заботы о детях и семейных обязанностей. Татьяна Евгеньевна сделала свой выбор: семья была для нее важнее подиума.

Вернулась в моду

В 2020 году Михалковы отметили 47-летие совместной жизни, не за горами — золотая свадьба. В браке родились трое детей: кроме старшей Анны, у Татьяны Евгеньевны и Никиты Сергеевича есть сын Артем и дочь Надежда. У Михалковых — семеро общих внуков.

Пока Михалков делал громкую карьеру кинорежиссера и общественного деятеля, Татьяна Евгеньевна растила детей, занималась домом, переводила с английского детские книги, преподавала иностранный язык в «Строгановке» (Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова). А в 1997 году, когда младшей дочери Наде было уже 11 лет, Татьяна Михалкова вернулась в мир моды.

Бывшая манекенщица основала и возглавила фонд «Русский силуэт», который занимается поддержкой молодых дизайнеров и проводит международный дизайнерский конкурс. Проект в разные годы поддерживали ведущие российские модельеры — Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Игорь Чапурин, Виктория Андреянова, Татьяна Парфенова и другие. Участники конкурса получают шанс пройти стажировку в зарубежных модных домах.

Татьяна Михалкова — частая гостья модных мероприятий. Она по-прежнему носит светлые распущенные волосы, любимую прическу своей молодости, украшая их повязкой с бантиком — это ее любимый, моментально узнаваемый аксессуар. Как-то в интервью Татьяна Евгеньевна пошутила, что вездесущие бантики, которых в ее коллекции несколько десятков, так надоели ее мужу, что Никита Сергеевич пообещал их все утопить. Однако судя по тому, что Татьяна Михалкова по-прежнему появляется на фото в интернете и на телеэкране со своими бантиками, угрозы своей муж не выполнил, и их семейному благополучию ничего не угрожает.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше