Рождество и Новый год — одни из самых популярных праздников в большинстве стран. С ними связано многообразие культурных обычаев, которым иногда посвящают целые энциклопедии. В этот период готовят традиционные блюда, а накануне заветной ночи украшают жилище. Cо временем декор в разных странах перестал быть уникальным — входные двери домов от Германии до США покрылись рождественскими венками, образ которых так активно навязывался голливудскими фильмами, а еловые ветки заполонили лестничные перила и книжные полки. Однако некоторые элементы декора не смогли завоевать сердца капиталистов и остались в статусе национального достояния. Новогодний абсурд интерьеров — в материале «Ленты.ру».
Традиции украшения комнат имеют долгую историю, которая началась с обычая приносить в дом зеленые ветки, которые будто бы отпугивают от жилища злых духов и приближают наступление весны. Со временем ритуал шагнул вперед, и в домах появились целые деревья — прообраз современных новогодних елок. Ответственность за появление колючего символа Рождества и зажигания на нем огней перекладывают на жившего несколько веков назад церковного реформатора Мартина Лютера. Считается, что немецкие переселенцы привезли в Америку новую традицию, которая впоследствии распространилась в США.
Тогда о сверкающем декоре никто не слышал. Ситуация изменилась в XIX веке благодаря американскому изобретателю Томасу Эдисону, подарившему человечеству лампочку, и его помощнику, инженеру Эдварду Джонсону. Он был серьезно обеспокоен тем, что, зажигая на елках восковые свечи, люди подвергали себя опасности. Джонсон решил изменить статистику пожаров и придумал небольшие лампочки на проводах, которыми можно было обмотать дерево и не переживать, что в какой-то момент оно может вспыхнуть.
Вскоре предприниматели взяли задумку на вооружение и решили делать прибыль из зимней сказки. Со временем в мире стали производить елочные шары с изображением заснеженных пейзажей, а окна и стены домов обвесили блестящей мишурой. Спустя столетия иллюминации превратились в неотъемлемую часть рождественского декора, а хозяева стали соревноваться в мастерстве, порой превращая свои дома в подобие Диснейленда.
Современные тренды не всегда вытесняют многолетние традиции. Например, вьетнамцы стараются не поддаваться всеобщему ажиотажу в попытках скупить как можно больше мишуры и предпочитают декорировать свое жилье граблями. Выглядит так, будто хозяева только что пришли из сарая, где искали хоть что-то подходящее для праздника. Обычай связан с древней традицией и верой человека в магическую силу орудий труда — повешенные на стену грабли якобы помогут им буквально грести удачу и счастье в новом году. Видимо, для большей убедительности они не убирают украшение вплоть до середины февраля, ожидая, когда в дом придет благополучие.
Похожее отношение к новогоднему декору существует и в Китае, где выбирают сдержанные варианты украшений, но с глубоким смыслом. Чтобы соответствовать местной традиции, в доме нужно провести генеральную уборку и повесить на входную дверь пять полосок бумаги. Китайский декор должен быть именно в красных тонах. Китайцы верят, что этот цвет символизирует перемены к лучшему, а каждую полоску олицетворяют с проявлением счастья — удачей, почетом, долголетием, богатством и радостью.
Стремление к простоте и единению с природой свойственно и голландцам — перед Рождеством они украшают дом овсом, освящают в церкви охапки сена, а в комнатах раскладывают морковь. Желание притащить домой как можно больше сухой травы и моркови — давний обычай, так как голландцы верят, что их желания осуществляет Синтаклаас (местный аналог Санты), который передвигается на коне по имени Америго, которому и предназначено угощение.
Подобный атрибут праздничного декора встречается и в польских домах. В отличие от голланцев, поляки не ставят стога посреди комнаты, а предпочитают класть небольшие горсти сухой травы под лежащую на рождественском столе скатерть. Традиция связана с преданием, согласно которому сразу после рождения Иисуса положили в ясли для животных. Правда, с каждым годом обычай теряет популярность, поэтому сегодня не все жители Польши готовы в канун Рождества сделать из столовой подобие сарая.
В Иране предпочитают не сухую траву, а зеленые побеги. Иранцы верят, что в новый год зарождается новая жизнь, поэтому стараются продемонстрировать этот процесс и украшают комнаты горшками с молодой травой, которую сами выращивают. Правда, иранцы отмечают новый год весной, а приятный климат дает возможность семенам быстро прорасти. Чаще всего используют пшеницу или ячмень, которые символизируют процветание. Иранцы не ждут, когда их дома превратятся в колосящиеся плантации, — спустя некоторое время выбрасывают зеленые ростки в реку, где они якобы обретают вторую жизнь.
Сочетать в праздничных украшениях сразу несколько функций предпочитают в Австрии. Местные жители декорируют дома открытками, которые иногда служат и идеями для подарка. Обычно картонные картинки подвешивают на нитках к потолку, создавая подобие бумажной гирлянды. Австрийцы стараются не покупать готовые изделия, а делают их своими руками — экономно и креативно одновременно.
В 2021 году новогодняя австрийская традиция оказалась в тренде: профессиональные декораторы советуют использовать украшения из бумаги и предлагают расчехлить запылившиеся фотоальбомы. «Хочется уделить особое внимание красивой сервировке, которую можно придумать и смастерить своими руками всей семьей из бумаги, семейных фотографий, старых интересных вещей, которые подарят вам светлые воспоминания», — отмечает дизайнер интерьеров Ольга Солнышкова.
Старые фотографии занимают особое место в домашнем декоре у шведов. Каждый год жители королевства стремятся собрать за столом всех родственников и делятся воспоминаниями о старших поколениях, которые уже ушли из жизни. Архивные фото достают из толстых альбомов и вешают прямо на елку.
У жителей Швеции есть свое новогоднее животное — деревянная далекарлийская лошадка. Фигурки животного широко используются в новогодних украшениях: от маленьких сувениров до гигантских фигур на городских улицах. Популярность лошадки связывают с легендой о краснодеревщике, который занимался изготовлением мебели. Однажды ему не хватило материала на очередной стул, и он вырезал для своих детей небольшую лошадку. Фигурка настолько прижилась, что со временем у нее появилось множество вариаций с различными узорами.
Каждый год немецкие семьи балансируют на грани красоты и пожара — они ставят в домах елки и по многовековой традиции зажигают на них настоящие восковые свечи. Несмотря на стремительный технический прогресс, жители Германии по-прежнему предпочитают живое пламя, а не светодиоды.
Обычай связывают с Мартином Лютером — реформатором XVI века, который перевел Библию на немецкий язык. По легенде, однажды зимним вечером богослов возвращался домой через лес. Думая об очередной проповеди, он обратил взор к небу и восхитился сиянием звезд, пробивающимся через крону высоких деревьев. По возвращении Лютер захотел воссоздать увиденное, для чего принес в дом елку, примотал к ней восковые свечи и зажег их, тем самым дав начало популярной традиции.
Однако пожарным службам с трудом удается проникнуться романтикой праздника — каждый год в праздники им приходится тушить полыхающие елки и спасать их хозяев. Так, в 2016 году проживающая в английском графстве Западный Суссекс бабуля с немецкими корнями спалила свой дом в попытке порадовать внуков свечами на елке.
Спасатели рекомендуют немцам обратить внимание на аналоги, а производители предлагают выбирать сделанные в форме свечей гирлянды, чтобы обезопасить жилье, но из года в год ситуация повторяется: любители «копченого» есть даже среди немецких чиновников.
Праздничный декор, принятый в США, изучен вдоль и поперек благодаря популярным фильмам. Однако большинство из них оставляют за кадром американскую традицию украшать елку маринованным огурцом или елочной игрушкой в форме огурца — во время подготовки к торжеству кто-то из взрослых вешает ее на дерево, а утром после праздничного завтрака дети отправляются на поиски. Процесс усложняет цвет елки, который маскируют огурец, а пышная крона делает его почти невидимым. Считается, что нашедший огурец ребенок будет счастливчиком в наступившем году.
На протяжении многих лет специалисты пытаются понять, откуда этот обычай пришел в США. По одной из легенд, традиция появилась в XIX веке во время Гражданской войны. Тогда родившийся в Баварии американский солдат попал в плен. Уставший и голодный, в канун Рождества он попросил у охранника еды, и тот принес ему соленый огурец. Вернувшись домой с воспоминаниями о пережитых мучениях, солдат стал каждый год вешать на елку игрушку в форме огурца — как символ счастливого спасения. Возможно, именно поэтому американцы связывают ежегодные поиски солений с Германией. Однако, как показывает опрос, более 90 процентов респондентов никогда не знали об огуречной традиции, а история о плененном солдате считается милой сказкой.
Есть и более приземленная версия: происхождение традиции связывают с удачным маркетинговым ходом, придуманным основателем сети магазинов Woolworth Фрэнком Вулвортом. В поездке по Германии предприниматель увидел, как стеклодувы из Тюрингии делают хрупкие елочные игрушки и решил продавать их на родине, придумав легенду о типично немецкой традиции.
Съедобные украшения популярны и в Японии, где в Новый год в дома обязательно должно быть традиционное блюдо из рисовой муки — Кагами Моти. Оно представляет собой два сложенных друг на друга лепешки-колобка с померанцем сверху (цитрусом, похожем на гибрид помело и мандарина). Блюдо символизирует божественное сокровище — зеркало Ята, которое служит воплощением богини солнца Аматэрасу. По легенде, такие лепешки стали готовить в рамках ритуала Кагами-бираки после того, как однажды богиня разругалась с братом и спряталась в пещере, оставив мир без света. Тогда люди стали молиться зеркалу и убедили божество вернуться.
Традиции этой много веков. Японцы по-прежнему ежегодно ставят конструкцию из лепешек у алтаря, а после торжества ломают ее на кусочки и съедают. Местные жители верят, что, съев кусочек рисового «снеговика», в наступившем году они привлекут в свой дом процветание и обновление.
Одна из самых странных новогодних традиций существует в испанской Каталонии. Местные жители отрицают традиционные ели, зато покупают своим детям «какающие рождественские бревна». У Тио де Надаля есть лицо, а на период праздников он превращается в младшего родственника. «О нем нужно заботиться не хуже, чем о члене семьи. Бревно нужно закутать в одеяло, надеть ему на голову традиционную шапочку барретину и каждую ночь угощать сладостями и другими деликатесами», — рассказывают ведущие телеканала HGTV Home&Garden Дэйв и Дженни Маррс.
Тио де Надаль — важнейшая традиция для детей, ведь от их обращения с бревном зависит количество подарков. В канун праздника им разрешают в буквальном смысле выбивать из куска дерева подарки. Разъяренные подростки стучат по нему палками, напевая подбадривающие бревно песни и повторяя фразу «какай, бревно», а через некоторое время находят в доме игрушки и другие мелочи. Считается, что самые активные дети получают больше подарков.
Странный обычай существует и в Италии, где перед праздниками жители начинают активно пропагандировать избавление от всего ненужного и стремятся опустошить дом, выбрасывая из окон разные вещи — от старой одежды до антикварной мебели. Ежегодная акция связана с верой итальянцев, что так они освобождают место для счастья в следующем году.
Изучающие итальянскую культуру специалисты до сих пор не знают истоков этого обычая. Наиболее распространенная версия восходит к эпохе Древнего Рима: выбрасывая старье, римляне проводили обновление перед новым годом, а грохот падающего хлама должен был отпугнуть злых духов. Путешествовать по Италии в Новый год рекомендуется исключительно в шлеме. «Не удивляйтесь, если 1 января вы найдете на улицах не только старую одежду, но и вполне современную бытовую технику — в ход пускается все», — рассказывает коллекционер итальянского декора, владелец галереи «Мирра» Ирина Могилатова.
Странные обычаи существует на протяжении столетий и сохраняют актуальность, давая отпор глобализации, прогрессу, а иногда и здравому смыслу. Современные люди готовы на самые необычные эксперименты. В эру высоких технологий, как и сотни лет назад, в стремлении обрести счастье в новом году они несут домой охапки сена, вешают на стену грабли, а на елку — соленый огурец и соблюдают порой небезопасные и непонятные местные традиции.