Бывший СССР
00:01, 20 февраля 2021

Мягкий агрессор Как Филипп Киркоров стал главной «русской угрозой» для прибалтийских стран

Владимир Веретенников
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

В странах Прибалтики развернулся новый этап борьбы с «мягкой силой» России. Литва обвинила певца Филиппа Киркорова в продвижении российской пропаганды и объявила его персоной нон грата. В Вильнюсе предпочитают точечные санкции, там существует целый список российских артистов, якобы угрожающих нацбезопасности. Соседняя Латвия предпочитает более масштабные и прямолинейные методы борьбы с российской пропагандой. Людей искусства там решили не трогать, но по примеру Украины устроили «тотальную зачистку» медиапространства от российских телеканалов и по примеру Эстонии преследуют журналистов, сотрудничающих с российскими СМИ. Подробности новых идеологических сражений на прибалтийском направлении — в материале «Ленты.ру».

Самый нелюбимый артист

В середине января председатель парламентского комитета Литвы по иностранным делам Жигимантас Павиленис заявил, что необходимо запретить въезд российским деятелям культуры, использующим «мягкие меры пропаганды» и тем самым вредно влияющим на население. «До жесткой силы мы, я надеюсь, не дойдем, но мягкая угроза есть, мы должны на это реагировать», — сказал он.

Такого же мнения придерживается глава литовского МИД Габриэлюс Ландсбергис. Он считает, что черные списки надо еще и обновлять. «Несмотря на то что музыкальные пристрастия могут быть разными, мы должны видеть ясное юридическое основание, в соответствии с которым людей рекомендуют внести в список невъездных на территорию тех или иных стран», — пояснил он. Особую нелюбовь литовские власти питают к Филиппу Киркорову.

Он привлек к себе лишнее внимание в Вильнюсе в 2018 году, когда находился там с гастролями. Певец пришел голосовать на выборах президента России в посольство и горячо поддержал Владимира Путина. «Я за сильного президента, за сильную Россию, за настоящую Россию, в которой я родился 51 год назад. Я голосовал за свою красивую страну, которая никогда и никому не желала ничего плохого и никогда ни на кого первой не нападала», — сказал тогда артист.

Сразу же литовский парламентарий Лауринас Кащюнас предложил внести Киркорова в список невъездных. Тогда дело каким-то образом замяли, и до реальных санкций в итоге не дошло. Но недоброжелатели Филиппа Бедросовича ничего не забыли.

В конце ноября 2020 года имя российского артиста всплыло в новом скандале. На сей раз литовский Совет по культуре выделил крупные субсидии компаниям Bravo events и Mon voyage, которые понесли убытки из-за отмены концертов Филиппа Киркорова и Михаила Шуфутинского в связи с пандемией. Главе Минкультуры Симонасу Кайрису это не понравилось.

13.7
тысячи евро
составила компенсация за отмену концертов Киркорова, 17 тысяч евро — за концерты Шуфутинского

Министр заявил, что данные средства были выделены «из-за порочного прежнего порядка субсидирования». «Этот горький урок я хотел бы использовать и как повод глубже посмотреть на давно существующую проблему. Уже не первый раз в общественном пространстве возникают инциденты или сомнения относительно концертов исполнителей пропутинских взглядов», — сказал Кайрис и отметил, что в дальнейшем министерство культуры инициирует «соответствующие решения в масштабе всего государства в отношении таких исполнителей».

Скандал привлек внимание министра иностранных дел Ландсбергиса, и он предложил решить проблему одним махом. Литовский МИД передал в департамент миграции просьбу внести Филиппа Киркорова в национальный список иностранцев, которым запрещен въезд в страну. При этом было указано, что исполнитель оправдывал «оккупацию Крыма», давая там концерты. С точки зрения Ландсбергиса, гастроли Киркорова в Крыму «существенно вредят национальной безопасности Литвы». «К исполнителям, которые публично оправдывают оккупацию Крыма, ни в одной демократической стране не должны относиться терпимо. Наша позиция в отношении таких деятелей однозначная», — заявил он.

«И другие ватники»

Литовский журналист Андрюс Ужкальнис опубликовал на самом читаемом портале страны Delfi.lt статью под названием «С Киркоровым разобрались, настанет черед и других "ватников"». «Киркорова не впускают даже не потому, что он — "ватник", хотя он — "ватник", — говорится в статье. — Если бы исполнитель тихо мечтал о СССР, вытирал слезы и сопли, просматривая видео с поднимающимся в небо олимпийским мишкой на закрытии московской Олимпиады 1980 года, его никто не запретил бы».

По мнению Ужкальниса, кто поддержал «оккупацию Крыма», тот завтра поддержит присоединение Клайпедского края, населенного этническими русскими, к Калининградской области России или «какую-нибудь Клайпедскую народную республику». «Если вы в последние 30 лет не видели, как подобное делают, пора раскрыть глаза», — призывает журналист.

В то же время Филипп Киркоров согласиться с подобной аргументацией явно не готов, певец подал иск и пригрозил Вильнюсу проблемами в суде. «Это Литве как члену Евросоюза будет стоить очень дорого, так как произошло абсолютное нарушение моих человеческих прав», — считает исполнитель. Но он не первый и вряд ли последний, ведь у властей Литвы богатый опыт борьбы с российскими музыкальными исполнителями.

Еще в конце 2015 года в Литве запретили гастроли Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, посвященные 70-летию Победы. Этому примеру последовали Латвия и Эстония. В странах Балтии победу над Германией воспринимают как начало «советской оккупации».

В 2016 году в черный список Литвы угодил Олег Газманов, собиравшийся в республику на очередные гастроли. Литовские власти нашли «пропаганду» в песне Газманова «Я рожден в Советском Союзе».

В мае 2019 года Литва объявила персоной нон грата Григория Лепса. Санкции против поп-певца вступили в силу на основании принятого в Литовской Республике «списка Магнитского», который позволяет включать в стоп-лист лиц, «связанных с коррупцией, отмыванием денег и нарушениями прав человека». Соответствующее решение относительно Лепса министр внутренних дел Литвы Эймутис Мисюнас подписал после обращения главы МИД Линаса Линкявичюса. Спустя полгода аналогичную меру в отношении Лепса ввела и Латвия.

Теперь же министр культуры Симонас Кайрис пообещал внимательнее оценивать приезжающих из России исполнителей популярной музыки и других деятелей культуры. Он отметил, что Минкульту очень пригодился бы четкий список нежелательных лиц.

«Министерству культуры тут было бы чем заняться, и я думаю, что какие-то вещи уже запоздали. Если говорить о "мягкой силе", которую используют недружественные страны именно через культуру, то мы как министерство, которое наблюдает за ситуацией, могли бы предпринимать активные действия, а не только реагировать, говоря о последствиях», — считает министр.

Битва за умы

Латвия более снисходительно относится к российским музыкантам и предпочитает бороться непосредственно с российскими СМИ. В этом она отчасти берет пример с Эстонии, которая в конце 2019 года закрыла региональное подразделение издания Sputnik.

Эстонские правоохранительные органы завели на внештатных сотрудников редакции уголовные дела за нарушение санкций ЕС. Поводом стало то, что Sputnik входит в холдинг МИА «Россия сегодня», чей гендиректор Дмитрий Киселев находится под персональными санкциями ЕС. Аналогичные уголовные дела в конце 2020 года были заведены в Латвии против журналистов того же Sputnik и Baltnews. Однако борьбой с отдельными журналистами в Риге не ограничиваются — там давно ввели практику закрывать целые телеканалы.

В конце 2019-го под запрет в прибалтийской республике попали телеканалы «Петербург — Пятый канал», «Дом кино», «Время: далекое и близкое», «Бобер», «Дом кино премиум», «Музыка Первого», «О!», «Поехали», «Телекафе». Причиной стало то, что они входят в холдинг, истинный выгодоприобретатель которого — российский бизнесмен Юрий Ковальчук, включенный в санкционный список ЕС.

48
российских телеканалов запрещено в Латвии

Летом 2020-го аналогичная судьба постигла семь каналов группы RT, а уже в январе 2021 года подконтрольный государству кабельный оператор Tet объявил, что прекратит ретрансляцию невероятно популярного в стране «Первого Балтийского канала» (ПБК), а также «НТВ Мир», «РЕН ТВ Балтия», «Кинокомедии» и «Киномикса».

Дело снова оказалось в Ковальчуке. В начале прошлого года в Риге и Таллине прошли обыски в офисах медиахолдинга Baltic Media Alliance, совладельцем и председателем правления которого является бизнесмен Олег Солодов. Конкретно бизнесмену предъявили обвинения, что его холдинг ретранслировал в Латвии каналы, принадлежащие российскому миллиардеру.

Недавно стало известно, что права на ретрансляцию популярного канала ПБК и других «подозрительных» каналов получит предприятие FoxVision. Его единственный член правления — бывший вице-мэр Риги Вадим Баранник, а сама компания была основана только в декабре. «Истинных выгодополучателей», как уверяют в Tet, они установить не смогли, но попробуют снова.

При этом запретительное законодательство в этой сфере ужесточается. 4 февраля сейм Латвии в окончательном чтении принял поправки к «Закону о защищенных услугах», который запретил не только подпольное вещание, но даже использование услуг нежелательных каналов в личных целях без намерения получить прибыль. Уже после этого под санкции попали еще 16 российских каналов, в том числе REN TV Baltic, «Кухня ТВ» и «Индийское кино». Национальный совет по электронным СМИ заявил, что «не имеет информации о представителе распространения программ».

Не забывают власти Латвии и поддержать своих партнеров на международной арене. Так, 8 февраля Национальный совет по электронным СМИ (НСЭСМИ) на год запретил трансляцию канала «Россия РТР». Причиной стал один из выпусков программы «60 минут», где Украина была названа «террористическим государством», а ее бывший президент Петр Порошенко — «террористом».

Впрочем, Латвия тоже практикует «точечные» удары, как и Литва. 17 февраля латвийский МИД закрыл на неопределенный срок въезд российскому телеведущему Владимиру Соловьеву, которого глава министерства Эдгар Ринкевич обвинил в пропаганде нацизма. Речь идет о высказывании Соловьева, в котором он сравнил Алексея Навального (учредитель ФБК, включен Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента) с Гитлером, отметив, что фюрер, дескать, был храбрее. За это Соловьев и угодил в черный список.

***

Нет сомнения, что борьба с «мягкой силой» России продолжится и страны Балтии будут чередовать такие «булавочные уколы» с массированными ударами. Главная цель этой политики заключается в том, чтобы оградить собственное население, в первую очередь русскоязычное, от коварных стрел «кремлевской пропаганды». Однако даже некоторые из авторитетных местных политиков начинают сомневаться, не слишком ли жесткими методами осуществляется зачистка культурно-информационного пространства?

Экс-министр образования Латвии Вячеслав Домбровский пишет, что сейчас во власти возобладала точка зрения, что, мол, русскоязычные жители страны поголовно «путинисты» и виновато в этом «зомбирование» российским телевидением. Потому его необходимо отключить во имя спасения латвийских русских. «Естественно, у русскоязычного жителя Латвии это ничего другого, кроме раздражения и недоумения, вызывать не может. Ведь если серьезно интересовались бы, то попытались бы предложить альтернативу. Ну хотя бы новости на русском», — резюмирует Домбровский.

< Назад в рубрику