Голливудская актриса и бывший боец MMA Джина Карано потеряла роль Кары Дюн во вселенной «Звездных войн» из-за скандальных постов в соцсетях и расколола общество надвое — кто-то увидел в произошедшем попытки «мультикультурных гендерно-нейтральных чертей» заткнуть артистку, практикующую свое право на свободу слова, кто-то обрадовался, что женщина потеряла работу за «неправильные» взгляды. Рада, скорее всего, и сама Карано, за считаные дни после увольнения оказавшаяся самой популярной актрисой в мире. О том, кто такая Джина, почему Disney разорвал с ней связи, и при чем тут Китай, — в материале «Ленты.ру».
38-летняя Джина Карано родом из обеспеченной семьи — ее отец, бывший профессиональный футболист, выступавший за клуб Национальной лиги, после окончания спортивной карьеры взялся за управление крупным семейным бизнесом, который входит в крупнейшую сеть казино в США (из них восемь расположены на знаменитом Лас-Вегас-Стрипе). Карано окончила христианскую школу, где ее травили из-за большого веса, а позже обучалась на психолога в Университете Невады. В это время она увлеклась тайским боксом, а позже перешла в ММА и в 2006-м приняла участие в первом в истории женском бое в этом виде искусств, одолев соперницу.
Спортсменка с голливудской внешностью и актерской харизмой быстро завоевала симпатии зрителей, ее стали приглашать в разнообразные телешоу и на съемки, в том числе и для видеоигр — в вышедшей в 2008 году стратегии Command & Conquer: Red Alert 3 артистка исполнила роль советской снайперши. К тому моменту, когда гонорары Карано за участие в поединках достигли сотен тысяч долларов, она потерпела первое в жизни поражение в смешанных боевых искусствах и закончила спортивную карьеру, сфокусировавшись на работе моделью и кинематографе.
Первая роль Карано в полнометражном фильме была эпизодической — она снялась в боевике «Кровь и кость». Первая большая роль ей досталась от Стивена Содерберга, снявшего ее в ленте «Нокаут» 2012 года наряду с такими звездами, как Майкл Фассбендер, Юэн Макгрегор, Антонио Бандерас, Майкл Дуглас и Ченнинг Татум. Затем на актрису буквально посыпались роли в боевиках и супергеройских фильмах; она, в частности, сыграла в шестом «Форсаже», боевике «Спасение» с Брюсом Уиллисом, ремейке «Кикбоксера» и «Дэдпуле». В конце 2010-х ей предложили второстепенную роль в диснеевском сериале «Мандалорец», действие которого разворачивается во вселенной «Звездных войн».
Если до середины 2010-х за карьерой Карано следили в основном любители боевых искусств и боевиков-блокбастеров, то с ее переходом к ролям в супергеройских франшизах фан-база актрисы расширилась до невероятных размеров; соответственно, и за постами артистки в соцсетях следили уже гораздо больше людей, взгляды которых, как выяснилось, не совсем совпадали со взглядами Карано. На деле решению Disney разорвать отношения с актрисой предшествовала череда скандалов, многие из которых произошли еще до выхода второго сезона «Мандалорца». Первый из них, по иронии, тоже был связан с нацистской Германией.
26 августа 2020-го Карано опубликовала в Twitter известную на весь мир фотографию 1936 года, на которой толпа немецких рабочих вскидывает руки в нацистском приветствии в честь спуска военно-морского учебного судна «Хорст Вессель» на воду. Снимок прославился благодаря единственному человеку, не ставшему салютовать, — это был немец Август Ландмессер, который позже был сослан на каторгу за отношения с еврейкой, которые нацистский суд посчитал осквернением расы. Ландмессер, скорее всего, не дожил до окончания Второй мировой войны, погибнув в штрафбате в Хорватии.
За пост с этой фотографией на Карано обрушился шквал критики и обвинений в расизме — дело в том, что в это время по США гремели протесты движения Black Lives Matter, вспыхнувшие после убийства полицейским афроамериканца Джорджа Флойда. Многие сторонники BLM придерживаются позиции, что отказ высказываться на тему полицейского насилия в адрес чернокожих приравнивается к поддержке насилия, — Карано, судя по всему, своим постом решила провести параллель с поддержкой истреблявшего евреев нацистского режима, чем спровоцировала волну гневных комментариев, правда, без особых последствий.
Следующий скандал вокруг Карано развернулся в сентябре из-за шутки, оскорбившей ЛГБТ-сообщество: актриса высмеяла на своей странице в Twitter то, как трансгендерные персоны указывают в описании аккаунтов местоимения, с которыми к ним следует обращаться, написав «Бип/боп/бууп». За это ее обвинили в трансфобии, и многие фанаты «Звездных войн» потребовали уволить артистку из «Мандалорца». Едва ли Карано не предполагала реакции интернета на подобный юмор — несколькими месяцами ранее похожий скандал развернулся вокруг твита главы Tesla и SpaceX Илона Маска, написавшего фразу «местоимения — отстой». Впрочем, Маску, который сам себе начальник, прилететь за это могло максимум от звездной супруги Граймс, а вот Карано тогда пришлось разбираться с руководством принадлежащей Disney студии Lucasfilm, занимавшейся «Мандалорцем».
Актрису попытались принудить опубликовать подготовленное Lucasfilm обращение с извинениями по поводу выходки. Карано отказалась извиняться, вместо этого выпустив собственное обращение, в котором объяснила, что ее шутка направлена не против транс-персон, а против того, что общество заставляет людей указывать местоимения в своих аккаунтах в сети. Руководству Lucasfilm такое неповиновение не понравилось, и артистку не стали использовать в рекламной кампании продолжения «Мандалорца», а также отказали прессе в интервью с ней.
Как впоследствии признается Карано, это был единственный раз, когда Lucasfilm просила ее извиняться за посты в соцсетях. Скандальные высказывания, впрочем, на этом не закончились — в том же месяце актриса начала активно критиковать антикоронавирусные меры, введенные в Соединенных Штатах, призывая открыть церкви и предприятия несмотря на запреты, апеллируя к тому, если сторонники BLM собираются на митинги, то у остальных должно быть право подхватить коронавирус в более привычной обстановке. Помимо этого Карано высмеивала обязательное ношение медицинских масок, предотвращающее распространение COVID-19.
После победы демократа Джо Байдена на выборах президента США в ноябре Карано еще раз разозлила интернет-пользователей серией мемов и постов с предположениями о том, что на избирательных участках могли происходить вбросы бюллетеней. К этому времени Карано уже была прекрасно осведомлена о том, что подобными твитами и постами вызывает волны негодования. Она сама высказывалась об этом в интервью YouTube-блогеру Drunk3PO: «Если мои высказывания вас беспокоят, — окей, но многих они вовсе не волнуют. Я больше фокусируюсь на них. Я пробуждаю в них пламя. Не знаю, почему».
Обсуждая интернет-войны, Карано подчеркнула, что регулярно видит, как травле подвергаются как противники ее ценностей, так и сторонники. В этом же интервью, вышедшем 1 января 2021-го, Карано признает, что многие фанаты «Звездных войн” ее недолюбливают: «[У этой вселенной] много поклонников. И по моему опыту, в прошлом году у меня была одна фан-база из сообщества “Звездных войн”, а в этом году она кардинально поменялась».
В феврале произошел скандал, поставивший точку на карьере Карано в «Диснее»: актриса выложила в TikTok и Instagram чужой пост, в котором гонения немцев на евреев, активно поддерживавшиеся и одобряемые нацистской властью в 1930-х, сравнивались с ненавистью на почве политических взглядов в современном мире.
Интернет-пользователи, уже знакомые с идеологическими взглядами Карано, быстро провели параллели в этом посте с современной политической атмосферой в США — получается, что правительство демократов во главе с Байденом здесь выступает нацистской верхушкой Германии, а «левые» американцы предстают в роли поддерживающих режим немцев. Республиканцы и в целом «правые», таким образом, сравнивались с евреями.
Руководство Lucasfilm отреагировало на новый разгорающийся скандал моментально, объявив о том, что более не сотрудничает с Карано, и не рассматривают возможность совместной работы с ней в будущем. Представители студии отметили, что высказывания актрисы в соцсетях, в которых та «порочит людей на основании их культурных особенностей или религиозных убеждений», являются неприемлемыми и отвратительными. Помимо этого от сотрудничества с Карано отказалось агентство UTA. О произошедшем она узнала, как и все, — из соцсетей.
Издание The Hollywood Reporter со ссылкой на источники сообщило, что решение об увольнении принимали топ-менеджеры Lucasfilm. Также стало известно, что Карано неоднократно предупреждали о том, что ее мемы и неоднозначные высказывания могут сыграть с ней злую шутку, и артистка полностью отдавала себе отчет в том, что делала.
Увольнение актрисы спровоцировало волну негодования, активно разогревавшуюся консервативными американскими медиа; более того, главный редактор The Daily Wire Бен Шапиро через считанные дни после увольнения опальной артистки объявил, что издание подписало с ней контракт на фильм, в котором она выступит и режиссером, и продюсером, и актрисой.
Впрочем, едва ли Disney целенаправленно избавляется от сторонников консервативных ценностей — правда в том, что этот медиаконгломерат индустрии развлечений на протяжении уже долгого времени придерживается одного и того же сценария минимизации ущерба в любых скандальных ситуациях. К примеру, в 2018 году принадлежащая Disney компания ABC отказалась давать в эфир эпизод сериала «Черноватый», который посчитали слишком анти-Трамповским (в нем также поднималась тема движения BLM и протестов спортсменов против полицейского беспредела). Тогда же режиссер «Стражей Галактики» Джеймс Ганн, критиковавший тогдашнего президента США и высмеивавший вышеупомянутого Шапиро, был уволен с поста режиссера третьих «Стражей Галактики» после того, как в сети всплыли его старые твиты, в которых он по-черному шутил про писающих младенцев, СПИД и мастурбирующих мартышек (впрочем, после того, как выяснилось, что скандал вокруг Ганна мог быть спровоцирован и раскручен ультраправыми троллями, ему все же позволили снять очередную часть супергеройского блокбастера).
Disney как крупнейшая мегакорпорация, единственная цель которой — максимизация прибыли (ну и, конечно же, «создание историй, которые радуют миллионы семей по всему миру»), склоняет вектор своей политики не вправо или влево, а туда, где есть деньги. То есть в Китай — достаточно вспомнить молчание компании в ответ на скандал вокруг фильма «Мулан», звезда которого Лю Ифей поддержала полицию Гонконга, жестоко разгонявшую участников протестов за права автономного региона. Если из-за социально-политического раскола в американском обществе этому гиганту и приходится маневрировать между молотом и наковальней, то в случае с этим скандалом призывы многочисленных активистов к бойкоту фильма из-за артистки оказались проигнорированы.
В интернете еще с 1990-х распространилось шуточное выражение, известное как «Закон Годвина», гласящее, что по мере разрастания дискуссии вероятность сравнения, в котором упоминаются нацизм или Адольф Гитлер, стремится к стопроцентной. Закон этот, как правило, вспоминают, чтобы обратить внимание заговорившего о Гитлере оппонента на то, что подобные сравнения не всегда корректны — скорее, в большей части случаев являются в корне неверными. О том, что нацизм никак не связан с противостоянием двух политических партий в демократической стране, и что нет ничего общего у Гитлера и протестующих против убийства и дискриминации чернокожего населения Штатов полицейскими, скорее всего, не надо объяснять даже Джине Карано — ее посты являлись скорее троллингом левых, который, однако, обернулся довольно болезненным обесцениванием трагедии холокоста и потерь, которые принесла Вторая мировая война. В любом случае пострадавшая за подобные параллели артистка хоть и потеряла роль Кары Дюн в грядущих спин-оффах «Мандалорца», но все же вынесла из короткого сотрудничества с Disney очень многое — преданную фан-базу, мировую известность и даже контракт на собственный фильм. В котором она, без сомнения, сможет свободно продолжать ругать «тоталитарную мафию» и троллить левых.