«Опасаться нечего» Как система распознавания лиц в столичном метро улучшит безопасность и комфорт пассажиров

Фото: Московский метрополитен

Современные технические решения в Московском метрополитене делают его, пожалуй, одним из самых безопасных в мире. Какие преимущества эта технология безопасности дает пассажирам столичной подземки и как улыбка поможет оплачивать проезд в будущем, «Лента.ру» выяснила у заместителя начальника Московского метрополитена — главы Службы безопасности Андрея Кичигина.

«Лента.ру»: Что такое распознавание лиц и для чего оно используется на транспорте?

Кичигин: В первую очередь система распознавания лиц обеспечивает безопасность поездок. Такие системы используются во многих странах и отлично себя зарекомендовали в Лондоне, Сингапуре, Дубае — сегодня это одни из самых безопасных мест в мире, при том что там много мигрантов и приезжих.

Мы все хотим жить и передвигаться в безопасном городе и обеспечиваем нашим пассажирам самый высокий уровень защищенности.

Кроме того, система распознавания лиц — это возможность запускать новые сервисы, например, оплату проезда «лицом» у турникетов или на кассах, что мы сейчас тестируем. Чем больше способов оплаты, тем больше выбор у пассажиров и тем меньше очередь у касс. До конца года оплата с Face Pay будет доступна пассажирам по всему метрополитену.

Как эта система будет работать?

По принципу сервис Face Pay похож на стандартную оплату покупок смартфоном, когда вы подтверждаете свою личность в платежной системе с помощью распознавания лица. Этот способ многие из нас используют довольно давно.

Что происходит с нашими персональными данными, которые попадают в систему распознавания лиц столичной подземки? Как и где они хранятся и что о пассажирах знает метрополитен? Многие наслышаны об утечках персональных данных по всему миру…

Система распознавания лиц не знает ни фамилий, ни имен, ни других персональных данных. Проверяются только те лица, которые находятся в розыске, если человек есть в базе правоохранительных органов. Если его там нет, то и сравнивать не с чем.

Сведения хранятся в центре обработки данных, доступ к которому имеют только правоохранительные органы. Защита надежна, к системе нельзя подключиться извне, несанкционированный доступ невозможен. Система записывает каждую операцию, что позволяет понять, кто, когда и какие данные запрашивал.

Фото: Московский метрополитен

Можете ли вы рассказать хотя бы о промежуточных результатах работы системы распознавания лиц? Сколько преступников и правонарушителей поймали?

С начала сентября, когда мы запустили распознавание лиц в полную силу, было задержано около 900 человек, подозреваемых в совершении серьезных преступлений — например, связанных с незаконным оборотом наркотиков, кражами, причинением тяжкого вреда здоровью и другими нарушениями уголовного кодекса.

Кроме того, камеры помогают найти потерявшихся детей, пожилых людей. Теперь у граждан гораздо больше шансов найти пропавшего родственника, обратившись в полицию. Для многих это вопрос жизни и смерти. С сентября 2020 года система распознавания лиц помогла найти 25 детей и подростков в возрасте до 18 лет и вернуть их в семью.

Каждый день появляются новости о новых камерах и системах распознавания лиц — в метро, на парковках и улицах и, наконец, в гаджетах. Немало тех, кто утверждает, что теперь за каждым из нас следят. Насколько это справедливо?

Нет, это в корне не так. Распознавание лиц может представлять опасность только для преступников. Для остальных 99,9 процента пассажиров оно лишь помогает повысить комфорт и обеспечить безопасность поездок. Если вы не совершали преступления, не имеете проблем с законом и вас не разыскивают родственники, камера вас только защитит и ни в коем случае не распознает в вас нарушителя общественного спокойствия.

Андрей Кичигин

Андрей Кичигин

Значит, камеры нужны исключительно для безопасности пассажиров, и опасаться москвичам нечего?

В первую очередь — да. С помощью умных камер сотрудники правоохранительных органов могут увидеть мелкие правонарушения: кражи, потасовки. Это позволяет полиции быстро разобрать конфликтные ситуации и оценить работу сотрудников метро.

Кроме того, через камеры мы можем удаленно контролировать качество работы клинингового сервиса. Например, качество уборки вагонов и станций. Также камеры помогут нам улучшить работу сервиса оценки загруженности вагонов.

Недавно были новости о том, что экраны в Московском метрополитене будут выявлять так называемых «праздношатающихся». Какое вам дело, с целью я иду или нет?

Никакого. «Праздношатающиеся» — это специальный термин, пришедший к нам из США (loitering) — там это буквально считается разновидностью административного нарушения. Так выявляются торговцы наркотиками, например, и представители преступных группировок. Если человек слишком долго находится в одном и том же месте транспортной инфраструктуры без какой-либо цели — это нетипичное поведение, и система может на него среагировать.

В целом все наши действия направлены на улучшение пассажирского опыта использования транспорта. Это главная цель всех изменений: установки камер видеонаблюдения, распознавания лиц и новых цифровых сервисов. Мы должны быть уверены, что используем эффективные инструменты для обеспечения безопасной и комфортной среды в метро.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше