Горный провал. Кто разрушает редкоземельную отрасль России

Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ

Проживающий в Австрии пермский бизнесмен Петр Кондрашев не оставляет надежд вернуть под свой контроль крупнейшего в России производителя магния — Соликамский магниевый завод и входящий в его структуру Ловозерский ГОК. Между тем ситуация на нуждающихся в модернизации предприятиях ухудшается. Низкие зарплаты работников, нарушение требований техники безопасности, частые поломки оборудования — все это ведет к постепенной остановке производства. В истории вопроса разбиралась «Лента.ру».

В середине июня Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Пермь) назначил на 4 августа разбирательство по новой апелляционной жалобе Петра Кондрашева по иску Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Речь идет о лишении права голоса принадлежащих ему и аффилированным с ним лиц 65 процентов акций Соликамского магниевого завода и признании незаконными сделок по покупке этих акций. ФАС России оспаривает ряд сделок с акциями СМЗ и долями входящего в его группу ООО «Ловозерский ГОК», совершенных в 2014 году. Участниками предприятий тогда стали четыре кипрских компании. Считается, что основной пакет в обоих обществах консолидировал Петр Кондрашев. По версии антимонопольного органа, в результате контроль над стратегическими предприятиями без согласования с правительством получили иностранные инвесторы.

Суть спора в следующем. В 2014 году кипрские компании Slontecco, Volesko и Fullcircle приобрели в общей сложности 57,4 процента акций СМЗ, как писал «Коммерсантъ», у зарегистрированных на Кипре структур Сулеймана Керимова. Кредит для сделки под залог этих акций предоставила Prenston Enterprise Ltd, ее бенефициар — Петр Кондрашев. В 2016 году произошла следующая серия сделок, в ходе которой акции от трех кипрских компаний перешли физлицам — Петру Кондрашеву (24 процента), который в рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России 2020» занимает 70-е место с капиталом 1,4 миллиарда долларов, Тимуру Старостину (25 процентов) и Сергею Кирпичеву (8,4 процента, его доля в СМЗ в целом — 15,45 процента). Также в число акционеров завода с небольшим пакетом акций вошел Михаил Дворкович — брат бывшего вице-премьера правительства России.

Команда ФАС

Соликамский завод, созданный в марте 1936 года, — единственный в России производит редкоземельные металлы. Помимо этого, предприятие — крупный производитель ниобия и магния. На сайте общества уточняется, что на его долю приходится почти 100 процентов соединений редкоземельных элементов, ниобия и тантала, более 60 процентов товарного магния и 4−5 процентов губчатого титана в России.

Фото: Василий Куприн

ФАС считает, что в 2014 году покупатели нарушили требования закона об иностранных инвестициях. СМЗ — стратегическое предприятие, и закон обязывает зарубежных инвесторов запрашивать согласие правкомиссии на приобретение контрольного пакета. При этом ФАС считает Slontecco, Volesko, Fullcircle и Prenston одной группой лиц с Петром Кондрашевым.

«Федеральная антимонопольная служба инициировала судебное разбирательство, касающееся незаконной смены акционеров холдинга на нерезидентов России без согласия правительственной комиссии по иностранным инвестициям, несмотря на то, что ОАО "Соликамский магниевый завод" является стратегическим предприятием. Изучив все доступные материалы о холдинге, в который помимо Соликамского магниевого завода входит также Ловозерский ГОК, и проведя консультации с другими миноритарными акционерами и представителями ФАС России, я принял решение выступить с самостоятельным иском к контролирующим акционерам ОАО "СМЗ" с целью защиты как своих интересов, так и интересов других миноритарных акционеров. Все эти вопросы сегодня внимательно изучают российские правоохранительные органы на предмет возможного нарушения уголовного кодекса», — так Михаил Дворкович говорил о причинах, побудивших его стать акционером СМЗ, в интервью сетевому изданию The Moscow Post. По странному стечению обстоятельств его интервью стало недоступно на сайте издания, но, раз опубликованное в сети, совсем исчезнуть не может. «Лента.ру» обнаружила текст этого материала благодаря ресурсу web.archive, сохраняющему все публикации в своем архиве.

Михаил Дворкович считает, что на Соликамском магниевом заводе сегодня безраздельно властвует Петр Кондрашев. Дивиденды не выплачиваются, зарплаты рядовых сотрудников не растут, а налоги в бюджет Пермского края и города Соликамска поступают крошечные. Все предложения членов совета директоров, представляющих интересы миноритариев, направленных на развитие предприятия, игнорируются. Весь пакет, около 65 процентов акций, контролируется структурами, близкими к Петру Кондрашеву.

Суд первой инстанции, а затем и апелляция признали недействительными сделки 2016 года. Но суд не стал применять последствия их недействительности — двухстороннюю реституцию. Как указывается в решении, вернуть акции Slontecco, Volesko и Fullcircle невозможно, так как, по мнению суда, они приобрели их в 2014 году с нарушением закона об иностранных инвестициях. А передать их предыдущим владельцам (то есть обратить вспять сделку 2014 года) тоже нельзя, поскольку компании-продавцы были ликвидированы. В связи с этим суд просто лишил господ Кирпичева, Кондрашева и Старостина права голоса по их акциям. Источник «Коммерсанта» говорил, что «сложилась во многом парадоксальная ситуация, когда Петр Кондрашев, Тимур Старостин и Сергей Кирпичев потеряли возможность управлять СМЗ, но технически остались владельцами акций и могут получать дивиденды».

Фото: Василий Куприн

Стратегический вопрос

Как писала The Moscow Post по информации из собственных источников, решением Петра Кондрашева как контролирующего акционера, без согласия других акционеров, продукция магниевого завода напрямую продается компаниям в Соединенных Штатах. Эти американские компании производят высокотехнологичное оборудование для военно-промышленного комплекса стран НАТО.

Но не стоит забывать, что Ловозерское месторождение является единственным в мире местом добычи лопаритовой руды. Концентрат из руды содержит уникальные редкие и редкоземельные металлы (РЗМ) в составе которых: титан, тантал, ниобий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий и гадолиний.

«В ближайшее время РЗМ как фактор геополитики будут вызывать международную напряженность, и конфликты будущего возникнут не из-за углеводородов, а из-за редкоземельных металлов, которые изо дня в день играют все более и более важную роль в бурно развивающейся отрасли высоких технологий, — рассказал «Ленте.ру» руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Без собственной базы РЗМ будет невозможно развитие продукции высоких технологий. Применение РЗМ — это будущее автомобилестроения, электрических батарей, топлива, а также новых систем противоракетной обороны, истребителей шестого поколения и так далее». По его словам, в настоящее время на долю Китая приходится около 97 процентов мировых поставок редкоземельных металлов, что ставит США, Японию и европейские страны в зависимость от Пекина и позволяет Китаю диктовать свои условия не только экономически, но и с точки зрения безопасности. Остальные 3 процента — это в основном Ловозерское месторождение. Что позволит в будущем оставаться России конкурентоспособным участником рынка в развитии новых технологий.

«Особенно мне не нравится тот факт, что решением Кондрашева как контролирующего акционера, без согласия других акционеров общества, продукция завода напрямую продается американским компаниям, производящим высокотехнологичное оборудование для военно-промышленного комплекса стран НАТО, — говорил в интервью The Moscow Post Михаил Дворкович. — Фактически это означает, что сырье, производимое ОАО "Соликамский магниевый завод", присутствует в оружии, которое может быть применено против нашего государства. А это уже перебор».

Фото: Василий Куприн

Опасная работа

«Мы осознаем ответственность за сохранение жизни и здоровья работников предприятия. Мы признаем, что обеспечение безопасности производственных объектов является неотъемлемой частью деятельности предприятия и обязательным условием его развития, — говорится в Заявлении о политике ООО «Ловозерский ГОК» в области промышленной безопасности. — Наша цель — сведение к минимуму рисков возникновения аварий на вверенных нам опасных производственных объектах, а также повышение надежности оборудования, зданий и сооружений». Этот документ за подписью гендиректора Ловозерского ГОКа Андрея Матыцына размещен на сайте комбината в разделе «Охрана труда». Андрей Матыцын — из потомственной семьи рабочих, не красный директор и всерьез понимает все тонкости и сложности производства — пытался добиться лучших условий для рабочих. Но добиться перемен при полном отсутствии финансирования предприятия невозможно.

Так, осенью 2019 года в Ловозерском ГОКе сотрудники Ростехнадзора нашли более сотни нарушений по промышленной безопасности во время плановой выездной проверки предприятия. Тогда было выявлено 119 нарушений требований промышленной безопасности. По итогам проверки к административной ответственности привлечено одно юридическое и одиннадцать должностных лиц предприятия.

Ранее сотрудники предприятия в разговорах с журналистами сетевого издания Nord-News говорили о несчастных случаях на производстве, о частично затопленных шахтах с оголенными проводами в пакетах из супермаркетов, об отсутствии нормального освещения, а также о доставке взрывчатых веществ не в закрытом вагоне.

«Работа на ГОКе в небольшом монопоселке Ревда Ловозерского района — это единственный источник дохода для большинства семей, поэтому рабочие обратились в редакцию Nord-News c просьбой донести информацию до общественности и пожелали остаться анонимными, — рассказывает издание. — Лично в прокуратуру писать люди боятся — другой работы в поселке не найти. А за такие видео и фото в лучшем случае уволят». «Народ напуган, а делать что-то боится», — признается Nord-News работник ГОКа Александр. «Несчастные случаи на производстве — явление частое», —добавляет мужчина и вспоминает, что только за последние три года несколько сотрудников выходили со смены с переломами, случились и два ЧП с летальными исходами. В обоих случаях виноваты сами работники из-за невыполнения техники безопасности. Один бурил под заколом, и его придавило. До этого проходчик пошел в непроветриваемую выработку и там задохнулся газом. Если переломы, то работника пытаются уговорить, чтобы он отметил эту травму как бытовую, а не производственную, поясняет Александр.

Фото: Василий Куприн

Вспоминается и такой вопиющий случай на промышленной площадке «Карнасурт», когда в ночь в шахту должны были спуститься 360 горняков. Перед тем как выйти в ночную смену, шахтеры ужинали в столовой комбината. Случилось ЧП: из-за массового отравления пострадали более 120 человек, на больничной койке оказался 81 горняк. Трое из них попали в реанимацию. Региональный Минздрав направил на место ЧП экспертов-эпидемиологов. В итоге было возбуждено уголовное дело по факту массового отравления по части 1 статьи 238 УК РФ («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Собеседники агентства Nord-News не отрицают, что несчастные случаи бывают по вине самих работников, но при этом и не умаляют вины руководства предприятия. По словам северян, часть шахт затоплена, там торчат оголенные провода, кабеля в 380 вольт перемотаны пакетами из супермаркета и лежат в воде, отсутствует нормальное освещение, валяются неразорванные взрывные шашки.

«Если электровозный троллей замкнет на рельсы, то будет коротить, пока что-нибудь не сгорит, так как защита вся отключена. А так осуществляется доставка взрывчатых веществ до нужного места, а должно провозиться в специальном закрытом вагоне. Пару лет назад был случай, когда так везли вещества, и они загорелись, вследствие чего один взрывник умер, надышавшись продуктами горения», — рассказывал Nord-News еще один работник ГОКа Иван. — Есть "Гостехнадзор", который приезжает на проверки с Кировска, но там все проплачено. Для профилактики выпишет штраф тысяч на 20 и отправляется восвояси. Приезжали как-то с телевидения, так их водили по тем местам, где все замечательно, так сказать, по показательным местам».

В январе 2019 года мурманская межрайонная природоохранная прокуратура предъявила претензии ГОКу в связи с грубым нарушением экологических норм и выявленным в ходе проверки выбросом ядовитых веществ в воздух и вредных физических воздействий на него. По сведениям прокуратуры, ГОК при наличии источников, выделяющих вредные химические вещества, не обеспечил утверждение проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.

Последнее ЧП на комбинате произошло в январе этого года. «На руднике "Карнасурт" ООО "Ловозерский ГОК" 20 января 2021 года в восточном крыле очистного блока 19/13 западного участка №1 произошел вывал горной массы из кровли очистного пространства, в результате чего горнорабочий очистного забоя получил травмы, несовместимые с жизнью, — сообщает Северо-Западное управление Ростехнадзора. — Создана комиссия по расследованию технических причин аварии несчастного случая».

Еще одним примером развала стратегической отрасли является то, что ранее была закрыта, а затем и затоплена фабрика второго рудника Ловозерского ГОКа — «Умбозеро».

По мнению Михаила Дворковича, контроль над предприятием со стороны мажоритарных акционеров позволяет им блокировать выплату дивидендов и направление инвестиционных ресурсов на развитие предприятий, что, несомненно, ведет к постепенному износу основных фондов, а как следствие — к последующему снижению стоимости акций.

«Если говорить о Ловозерском ГОКе, то условия труда на этом предприятии могут привести к катастрофе. И нанести непоправимый вред жизни и здоровью многих людей, — отметил Михаил Дворкович в интервью The Moscow Post. — Все это, с моей точки зрения, происходит в связи с тем, что практически все средства, полученные от деятельности холдинга, выводятся с применением различных схем за рубеж контролирующими акционерами для собственного обогащения. Продукция продается аффилированным с мажоритариями компаниям по заниженным ценам, и таким образом основная прибыль формируется не на ОАО "Соликамский магниевый завод", а на принадлежащих им компаниях-посредниках. Все эти вопросы сегодня внимательно изучают российские правоохранительные органы». По его словам, условия работы шахтеров с момента основания рудника практически не изменились.

Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ

«Меня приятно удивило в Ревде качество дорог и развитость инфраструктуры — магазины, дом спорта с бассейном, детские кружки, — рассказывала изданию "Форпост Северо-Запад" кандидат экономических наук Анни Никулина, получившая грант Президентской программы Российского научного фонда на исследование перспектив привлечения в Арктику человеческих ресурсов. — Удручающе выглядят лишь дома с заколоченными окнами, которых все больше и больше. Также очень грустно видеть комбинат, ради которого и был построен поселок. (…) Мой дедушка Лейес Вайно трудился здесь более 15 лет и жил со своей семьей в Ревде. Им была выделена большая удобная квартира, дети ходили в музыкальную школу, занимались спортом, а зарплата "северян" позволяла всей семьей ежегодно отдыхать на юге. Теперь ГОК переживает не лучшие времена. Например, наладчики, которые трудятся в том числе под землей, получают 35-38 тысяч. Для Севера это совсем мало. Причем некоторые виды работ приходится выполнять в забое, в буквальном смысле ползая на коленях. Об этом рассказывал еще мой дедушка, получается, что в плане организации условий труда за 40 лет ничего не изменилось?!»

Выход есть

В конце 2019 года ФАС России были собраны доказательства нарушения закона № 57-ФЗ группой иностранных компаний под руководством Петра Кондрашева при получении контроля над ООО «Ловозерский ГОК», и подан иск в Арбитражный суд Мурманской области — сделки совершены без предварительного согласования Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Арбитражный суд Мурманской области сделал ничем не обоснованный, не мотивированный вывод о том, что обороноспособность страны и безопасность государства не являются нематериальными благами, и отказал в иске. «Обеспечение обороны и безопасности государства не указаны в статье 150 ГК РФ в числе нематериальных благ. Закон № 57-ФЗ так же не содержит сведений о применении статьи 208 ГК РФ к правоотношениям, которые им регулируются», — говорится в решении суда.

Это решение неоднократно оспаривалось в апелляционных инстанциях, но до недавних пор безрезультатно. Первую победу в этом деле ФАС одержала в июне. Решением Арбитражного суда Северо-Западного округа (резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года) дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.

Впрочем, пока будут идти судебные споры, ситуация на комбинате может еще ухудшиться. «Если не произойдет немедленного вмешательства органов безопасности России, это приведет к полной потере стратегической отрасли производства редких и редкоземельных металлов, — считает Артем Деев. — А Россия навсегда попадет в список безвозвратно отставших стран, потеряв имеющиеся возможности в развитии отечественной высокотехнологичной промышленности и попадет в полную зависимость от Китая и западных стран». По его словам, без срочной модернизации, вложений в безопасность предприятия и рабочих и поднятия заработных плат Ловозерскому горно-обогатительному комбинату может грозить остановка, которая приведет к социальному взрыву, а окружающей среде грозит экологическая катастрофа.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше