Новости партнеров
Прослушать статью

Бонусные выборы. Тысячи призов получат участники электронного голосования на выборах в Госдуму РФ

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Феминистки прошлого века были бы шокированы, узнав, что избирателей приходится заманивать подарками, а то и запугивать, чтобы они изъявили свою волю. Новая реальность диктует свои правила: борьба идет не за избирательное право, а за повышение активности избирателей.

Миллион призов для сознательных

Розыгрыши призов, привычные для покупателей, получили в Москве вторую жизнь и новую окраску. Теперь это способ стимулировать население к гражданской активности и одновременно поддержать потребительский спрос, разыгрывая подарочные сертификаты, бонусы и скидки на товары и услуги.

В сентябре москвичей ждет грандиозный розыгрыш призов — они получат шанс выиграть квартиру, автомобиль или подарочный сертификат в рамках программы «Миллион призов» за участие в дистанционном электронном голосовании на выборах в сентябре. Это уже четвертая акция в рамках программы.

Бонусные программы стимулирования потребительского спроса — вполне устоявшаяся эффективная мировая практика, которую широко используют торговые сети и поставщики различных услуг. Но до недавних пор этот инструмент не особо использовали для решения общественных задач.

Программу «Миллион призов» запустили в Москве летом 2020 года, чтобы повысить явку на голосование по поправкам к конституции страны под девизом «Твой голос — твоя победа». Инициатором программы стало предпринимательское сообщество столицы. Участниками акции стали более трех миллионов человек, сообщил Владимир Платонов, президент Московской торгово-промышленной палаты (МТПП), поддержавшей программу.

Осенью 2020 года программу «Миллион призов» впервые использовали, чтобы стимулировать избирательную активность, на довыборах депутатов Советов депутатов муниципальных округов Марьино и Бабушкинский в рамках акции «Мой район — моя Победа!». Успешный опыт повторили весной 2021 года, чтобы побудить жителей столицы прививаться от COVID-19, и провели акцию «Миллион призов #ПобедимCOVIDВместе». В обеих акциях приняли участие более двух миллионов человек.

Акция «Миллион призов — #ВыбираемВместе» станет самой масштабной: впервые можно будет выиграть квартиру (их разыгрывают сразу 20), также будет разыграно 100 легковых автомобилей, пакеты призовых балов от 10 тысяч до 100 тысяч (один балл — один рубль), которые участники смогут потратить у партнеров программы — в магазинах, аптеках, ресторанах и кафе, на билеты в кино, театры и музеи, пополнение карты «Тройка». Еще призовые баллы можно будет потратить на благотворительность.

В розыгрыше смогут принять участие те, кто воспользуется дистанционным электронным голосованием на выборах в Государственную Думу РФ, в Мосгордуму, а также на выборах муниципальных депутатов района Щукино. Подать заявление на участие в онлайн-голосовании можно по ссылке до 23:59 13 сентября.

Голосуйте на здоровье

Очередной виток новой реальности превратил COVID-19 из экстраординарного события в повседневность. Большинство осознали, что в этой новой реальности выживание зависит во многом от соблюдения максимально возможных мер безопасности, снижающих риск заражения смертоносным вирусом.

И при всей неопределенности наших знаний о COVID-19, не вызывает сомнений, что наступление осени сработает как дополнительный фактор риска, повышающий уровень заболеваемости. Осень — традиционно неблагоприятный эпидемиологический период, в который обостряются заболевания сезонными гриппом и ОРВИ.

С началом учебного года и окончания сезона отпусков гораздо больше людей собирается в общественном транспорте, магазинах, общественных местах, а значит, мы неизбежно сталкиваемся с большим числом потенциальных источников заражения COVID-19. Коллектив ученых из Санкт-Петербургского политехнического университета создал математическую прогнозную модель, которая показала, что при текущей динамике распространения коронавируса в Москве пик заражений может случиться в середине сентября.

Одним из основных способов уберечься от заражения остается самоизоляция — сокращение контактов с внешним миром, насколько это возможно. И особенно важно избегать большого скопления людей, где риск заразиться возрастает многократно. В этом нам помогают современные технологи, благодаря им стало можно, не выходя из дома, работать, приобретать товары, оформлять документы и обращения в государственные органы, в том числе — голосовать.

Очень успешно зарекомендовало себя дистанционное электронное голосование, которое проводили в Москве по поправкам к Конституции: из числа тех, кто на него зарегистрировался, явка составила более 90 процентов при общей явке менее 68 процентов. По данным ЦИК, на дистанционное голосование зарегистрировались более одного миллиона москвичей, это примерно седьмая часть от общего количества избирателей в столице.

«Рано или поздно мы перейдем на довольно высокую долю дистанционного голосования, — прокомментировала Алена Август, политтехнолог, эксперт Центра прикладных исследований и программ. — Мы уже к этому идем, потому что молодое современное поколение не видит смысла в том, чтобы идти куда-то ногами. Самый ценный ресурс — это время. Если можно проголосовать на смартфоне, — конечно, такая возможность расширяет аудиторию избирателей, делает голосование более удобным».

Этой осенью, не выходя из дома и не подвергая себя лишний раз риску заражения, смогут проголосовать на выборах в Госдуму РФ жители семи российских регионов: Москвы, Севастополя, Ярославской, Ростовской, Нижегородской, Курской и Мурманской областей. Чтобы принять участие в дистанционном электронном голосовании, надо подать заявление на портале Госуслуг до 24:00 13 сентября. Голосовать через интернет можно будет с 17 до 19 сентября 2021 года на портале дистанционного электронного голосования vybory.gov.ru.

Участники дистанционного электронного голосования смогут опробовать новую возможность — функцию «Отложенное решение»: она позволяет голосовать повторно, если, например, в процессе отправки бюллетеня произойдет технический сбой или в случае ошибки. Кроме того, функция «Отложенное решение» позволит противостоять административному давлению. Теперь уже будет бесполезно собирать работников и под угрозой увольнения голосовать онлайн по указке. Пока не закончился срок, отведенный на голосование, избиратель может каждые три часа менять свой выбор и голосовать повторно. Засчитан будет только голос, отданный последним по времени.

Кроме того, в сервисе для голосования появилась функция голосового помощника для слабовидящих.

«Я думаю, около четверти москвичей точно воспользуются дистанционным голосованием, люди предпочитают не рисковать, сидеть дома, — поделился политолог Константин Калачев. — А еще кто-то любит все новое, и для него это крутая фишка, поэтому электронное голосование привлекательно для молодежи. Даже если эпидемиологическая ситуация не будет критичной, они все равно будут голосовать дистанционно».

Если прогнозы экспертов оправдаются, то столица и шесть регионов, где будет доступно дистанционное электронное голосование, получат хороший шанс избежать эпидемиологических вспышек из-за массового скопления людей на избирательных участках и, как следствие, новых ограничений для населения, потерь для бизнеса, ущерба для экономики.

Не корысти ради

Организаторы программы «Миллион призов — #ВыбираемВместе» рассчитывают, что материальный стимул в виде шанса получить неплохой приз должен увеличить не только количество участников дистанционного электронного голосования, но и в целом число голосов на выборах.

Политической подоплеки при этом не просматривается никакой, ни с одним кандидатом акция никак не ассоциируется и решает исключительно задачу повышению уровня гражданской активности населения. Сама система дистанционного голосования признана экспертами практически недоступной для каких-либо вмешательств извне.

«Два года назад в Москве нам показывали, как обеспечивается анонимность дистанционного электронного голосования, я лично все поверил, — рассказал Андрей Масалович, президент консорциума «Инфорус», эксперт по кибербезопасности. — Используется система блокчейн, уникальный токен, который генерируется в момент запроса из трех мест и проходит через анонимайзер. Отследить, кто конкретно отправил бюллетень, технически нельзя, голосование удалось сделать по-настоящему анонимным».

По мнению Виктора Потуремского, генерального директора Центра стратегического планирования, нужно учитывать, что компетентность российских избирателей, их политический опыт растут и развиваются. «Попытки связать дистанционное электронное голосование с административным давлением и принуждением — это во многом досужие пропагандистские размышления, — заметил Виктор Потуремский. — В самое ближайшее время дистанционное голосование станет нормой — это будет восприниматься как то, что было всегда. И представить себе, что раньше было по-другому, будет крайне сложно».

Материальное стимулирование населения для повышения явки на выборы, а с недавних пор — и для стимулирования вакцинироваться от COVID-19 применяют во многих странах мира на фоне повсеместного нарастания апатии в обществе. Но пока такие масштабные розыгрыши подарков для стимулирования избирательной активности и вакцинации практикуют только в России, в других странах обычно ограничиваются раздачей скромных сувениров.

Например, на местных выборах в американском штате Невада в 2020 году избиратели могли получить банковские карты с 50 долларами на счете, в Грузии на парламентских выборах 2020 года проводили розыгрыш электромобилей Tesla, в Эстонии на парламентских выборах 2015 года раздавали продуктовые наборы с напоминанием о голосовании, а в Литве во время референдума о вступлении в Евросоюз в 2003 году раздавали стикеры «Я проголосовал» для покупки пива, шоколада или стирального порошка за один евроцент.

Нет и никаких законодательных ограничений на подобные акции: программа «Миллион призов» не нарушает ни Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

Да и с точки зрения здравого смысла вознаграждение за участие в выборах без каких-либо дополнительных условий никак не может вызывать негативные эмоции. Вряд ли кому-то придет в голову отрицать пользу для страны и общества от того, что своим правом на свободное волеизъявление воспользуется как можно больше граждан.

Мало кто знает, что в других странах практикуют методы силового принуждения к демократии: тех, кто не хочет голосовать, могут ограничить в правах, оштрафовать и даже привлечь к уголовной ответственности. В Люксембурге за неявку на выборы могут оштрафовать на сумму от 100 до 250 евро, за повторное нарушение штраф увеличивается до 1000 евро, а для злостных нарушителей установлена уголовная ответственность. В Аргентине за неявку на выборы установлен штраф в размере до 200 долларов, могут применить запрет занимать государственные должности в течение трех лет. В Турции штраф для нежелающих голосовать небольшой — 14 долларов, но для злостных нарушителей предусмотрена уголовная ответственность. В Сингапуре штраф тоже невелик — 40 долларов, но если не заплатить, могут лишить активного и пассивного избирательного права. А в Боливии отказ от участия в выборах может повлечь за собой блокировку банковских карточек на 90 суток и запрет работать на госслужбе.

С миру по нитке

Стоит заметить, что наибольший эффект программы «Миллион призов» проявился в стимулировании потребительского спроса. По мнению Владимира Платонова, президента МТПП, расчеты организаторов акции оправдались: в 2020 году программа помогла восстановить экономическую активность в Москве, жестоко пострадавшей от самоизоляции из-за пандемии COVID-19. Только первая акция обеспечила поступления розничной торговле более чем на 1 миллиард рублей, предприятиям общественного питания — на 187 миллионов рублей, аптечным сетям — на 220 миллионов рублей. В целом благодаря программе «Миллион призов» в экономику Москвы было привлечено около 10 миллиардов рублей.

Программа «Миллион призов» разрабатывалась с учетом лучшего международного опыта — практики США, Китая, Японии, Новой Зеландии, поделился Владимир Платонов. Он обратил внимание на то, что программы стимулирования потребительского спроса, по результатам исследования нобелевского лауреата по экономике Джозефа Стиглица, более эффективны для поддержки бизнеса, чем денежные вливания.

И такие программы получили широкое распространение в мире по мере распространения пандемии COVID-19, ставшей причиной глобального экономического кризиса. Например, жителям Пекина для стимулирования потребления выдали купоны на сумму 12,2 миллиарда юаней (около 1,71 миллиарда долларов). Городские власти Вены раздали 950 тысяч ваучеров для оплаты еды в ресторанах и кафе: семьи получили по 50 евро, одинокие жители — по 25 евро. А власти города Плант-Сити в американском штате Флорида продают по пять долларов купоны на десять долларов для покупок в магазинах и кафе.

Программы поддержки туристической сферы приняли в Словении и Люксембурге. Власти Словении раздали всем жителям ваучеры на оплату номеров в местных отелях: взрослым — на 200 евро, несовершеннолетним — на 50 евро, на общую сумму 345 миллионов евро. Министерство туризма Люксембурга для оплаты номеров в местных отелях, хостелах и кемпингах выдало 700 тысяч ваучеров по 50 евро местным жителям и приезжим работникам. В австралийском Квинсленде с помощью программы субсидирования потребительского спроса поддержали индустрию спортивных услуг: более 70 тысяч семей получили ваучеры на 150 долларов для оплаты занятий в детских спортивных секциях.

Власти разных стран справедливо рассудили, что стимулирование потребительского спроса создает синергетический эффект: одновременно удается поддержать уровень жизни населения, оживить торговлю и сферу услуг с их поставщиками из производственного сектора, и тем самым сохранить рабочие места и снизить риск безработицы.

Только то, что важно для вас, — в «Ленте дня» в Telegram. Подписывайтесь