Десять лет назад умер основатель Apple Стив Джобс. Почему его считали гением и за что не любили?
00:07, 5 октября 2021Фото: Legion-media.ruСтив Джобс, основатель на сегодняшний день самой дорогой в мире компании Apple, умер 10 лет назад, 5 октября 2011 года. Многие считают его чуть ли не мошенником, который мастерски впаривал потребителям «никому не нужные гаджеты втридорога». Армия фанатов Apple боготворит его, зачастую не понимая, за что. А миллионы людей, которые пользуются айфонами и другой техникой, производимой компанией, нередко вообще не знают, кто создал эту фирму и почему она стала именно тем, чем является сейчас. В годовщину смерти Стива Джобса «Лента.ру» рассказывает, кем предприниматель и шоумен был на самом деле.
Стив Джобс родился 24 февраля 1955 года. Его биологическим отцом был сириец Абдулфаттах Джандали, учившийся в США и встречавшийся с его матерью Джоан Шибле. Вскоре после того, как Шибле забеременела, она рассталась с Джандали и уехала в Сан-Франциско, где родила мальчика, которого отдали в приемную семью Клары и Пола Джобсов.
Маленький Стив рос порядочным сорванцом. В школе он не слушал учителей, все делал по-своему и любил подшучивать над одноклассниками. После школы поступил в престижный Рид-колледж в Портленде, штат Орегон, из которого вскоре ушел, так как, по его словам, не хотел терять там ни времени, ни денег родителей.
Уже в 1974 году его приняла на работу молодая развивающаяся компания Atari, занимавшаяся разработкой компьютерных игр. Джобс занял позицию инженера, при этом не имея никаких особых знаний и квалификации. Ему удалось это сделать потому, что во время собеседования он принес с собой схему клона видеоигры Pong, которую спаял его друг Стив Возняк, и выдал ее за свою разработку.
До того как Джобс начал работать в Atari, Возняк собирал для него так называемые «синие коробки», устройства, позволявшие бесплатно пользоваться международной связью, а его предприимчивый приятель находил способы их продавать. Нашлось дело и для второго Стива в игровой компании — Джобс пообещал руководству радикально сократить количество микросхем на интегральной плате игры Breakout. Разумеется, сам он ничего делать не стал и поручил эту задачу Возняку, с которой тот мастерски справился.
За это он получил от Джобса аж 350 долларов — тот сказал, что компания выплатила ему за реализацию проекта 700 долларов, и он просто делит деньги пополам. В реальности Atari заплатила 5000 долларов.
По сути именно Возняк является причиной, по которой появилась Apple. В 1976 году он на чистом энтузиазме разработал дизайн персонального компьютера, который Джобс убедил его начать продавать. Для этого 1 апреля того же года была основана компания Apple. Она состояла из Джобса, Возняка и администратора Рональда Уэйна и поначалу располагалась в гараже дома Джобсов.
Впрочем, если говорить об Apple I, то, согласно плану Джобса, компания должна была продавать просто интегральные схемы для энтузиастов, которые на их основе сами бы собирали рабочую машину. Настоящий успех пришел к фирме тогда, когда он нашел инвесторов, и они с Возняком представили миру Apple II, свой первый потребительский продукт, в последующие годы снискавший огромную популярность. Тем, кто знаком с советской компьютерной индустрией, должен быть знаком его клон — ПК «Агат».
Очень скоро Джобс стал миллионером, а его компания стала быстро развиваться. Он переманил на должность генерального директора бывшего руководителя Pepsi Джона Скалли, задав ему вопрос «ты хочешь всю жизнь продавать сладкую воду или изменить мир?»
Проектом, призванным изменить мир, был «Макинтош», персональный компьютер, собранный в едином корпусе: монитор, дисковод, материнская плата и удобная ручка для переноски. В основу его интерфейса легла операционная система, которую Джобс увидел в лаборатории перспективных разработок PARC компании XEROX. ОС большинства тогдашних ПК работали за счет введения команд в командную строку, а тут был знакомый сейчас всем графический интерфейс с окнами, управляемый мышкой.
Разработка «Макинтоша» велась с 1981 года и была завершена в 1984-м. Джобс считал, что новый продукт произведет революцию в индустрии ПК, и потому позиционировал его соответственно. Достаточно вспомнить рекламный ролик «1984», в котором неназванная героиня, символизирующая новую эпоху, врывается в зал, где безликая серая масса слушает с экрана речь «Большого брата», и разбивает этот экран молотом. «24 января Apple Computer покажет "Макинтош", и вы увидите, почему 1984 год не будет похож на "1984"», — гласили титры, завершающие ролик с отсылкой к антиутопии Джорджа Оруэлла «1984».
Под «Большим братом» здесь понимались компьютеры компании IBM и совместимые с ними, основанные на открытой архитектуре, относительно недорогие и потому популярные в бизнесе. Им Джобс противопоставлял закрытую, но удобную и новаторскую концепцию «Макинтоша». Вскоре он представил компьютер, устроив театрализованную презентацию для прессы, сценарий для которой написал сам.
Но революции не случилось. Хотя «Макинтош» и был действительно уникальным для своего времени устройством, покупать его не спешили, и к 1985 году стало понятно, что проект если и не полностью провалился, то не занял той позиции, которую для него видел Джобс.
В компании тем временем зрело недовольство — везде, от рядовых сотрудников до совета директоров. По сути, Apple Computers в середине 80-х не была единой фирмой: существовало подразделение перспективных разработок, работавшее над «Макинтошем», и остальная компания, занимавшаяся продажами по-прежнему очень прибыльного Apple II под управлением Джона Скалли.
Более того, «Макинтош» был не первым компьютером с графическим интерфейсом, за разработку которого принимался Джобс. С 1978 года в стенах компании существовал проект LISA, направленный на тот же результат, однако совет директоров отстранил от него основателя компании в 1982 году. В результате достаточно громоздкий компьютер, при этом уступающий в мощности «Макинтошу», был выпущен за год до него, в январе 1983 года. Однако стоил он почти 10 тысяч долларов, и продажи его были мизерными.
LISA расшифровывается как Local Integrated Software Architecture, но в жизни Джобса была и другая Лиза — его дочь от Крисэнн Бреннан. Хотя впоследствии он говорил, что, разумеется, назвал компьютер в честь нее, здесь все было далеко не так мило и трогательно.
Джобс встречался с Бреннан долгое время, а после создания Apple она получила в компании должность, однако их отношения стали постепенно, но верно разрушаться. Молодая женщина уже подумывала бросить все и разъехаться, когда в 1978 году узнала, что беременна. Джобс не только не обрадовался этому известию, но потом дня три ходил сам не свой.
После рождения дочери он не только не признал отцовство, но и распускал слухи, что Бреннан «спала с кем попало», а он сам бесплоден. Даже после того как ДНК-тест показал, что вероятность его отцовства составляет 94,1 процента, Джобс возмущенно говорил, что, согласно этому тесту, «28 процентов американских мужчин могут быть отцом ребенка». К его чести, через несколько лет он совершенно изменил свое отношение к своей первой дочери и ее матери и признавал, что не взял на себя ответственность, когда должен был это сделать, но, как говорится, сделанного не воротишь.
Подобным образом Джобс зачастую вел себя и в компании. С одной стороны, он умел вдохновлять людей и генерировать идеи, с другой — очень часто был несправедлив и вел себя, как взбалмошный тиран. И, разумеется, все это не очень нравилось совету директоров на тот момент уже крупной и известной компании.
Провал «Макинтоша» стал последней каплей. Генеральный директор Джон Скалли, приличный, опытный и предсказуемый человек, несомненно, больше импонировал руководству, которое поддержало его план реорганизации компании. Согласно ему, Джобс должен был сдать Скалли подразделение, занимавшееся разработкой «Макинтошей», а самому уйти руководить неким отделом «разработки новых продуктов».
Идея эта основателю Apple, конечно, не понравилась, и он в ответ сам попытался выгнать генерального директора из компании. Но голоса совета директоров были не в его пользу, и в сентябре 1985 года Джобс уволился, забрав с собой несколько ключевых сотрудников.
Решив начать все заново, он основал фирму NeXT, которая занялась разработкой еще одного «революционного» ПК — на этот раз направленного на образовательный сектор. Первые компьютеры новой компании были представлены в 1990 году — опять же на пышной презентации.
И, конечно же, несмотря на то, что рабочие станции NeXT были передовыми для своего времени, а программные технологии, которые были разработаны для них, до сих пор используются во многих продуктах, особой прибыли они не приносили, и, вообще, сама компания оставалась убыточной вплоть до 1994 года.
Впрочем, дела в Apple шли существенно хуже. К середине 1990-х годов рынок ПК был практически полностью оккупирован IBM-совместимыми компьютерами под управлением ОС Microsoft, и «Яблоку» тут падать действительно было некуда.
Генеральные директора приходили и уходили, компания разрабатывала концепции новых устройств, но ни одно из них не «взлетало» — а зачастую все так и оставалось на стадии умозрительного прототипа. Дорогостоящие же рабочие станции, которые теперь напоминали обычные ПК, мало кто хотел покупать. Попытка лицензировать производство мак-совместимых систем для других компаний тоже не принесла ожидаемых плодов.
В результате руководство компании приняло, пожалуй, единственно правильное решение. На последние деньги оно приобрело NeXT и Стива Джобса вместе с ней, который в 1997 году стал временным генеральным директором Apple и сосредоточился на том, чтобы сделать компанию вновь прибыльной.
Это уже был другой Джобс, с одной стороны, такой же требовательный и горящий идеями, но уже гораздо лучше разбирающийся в людях и производственном процессе в целом. В течение буквально месяцев он полностью перетряс фирму и наладил процесс в компании, набрав новых руководителей, полностью подчиняющихся ему, и повысив тех, кто в старой компании прозябал на вторых ролях при недюжинных талантах. Таким, например, был Джони Айв, впоследствии главный дизайнер Apple, ответственный до недавнего времени за все продукты компании.
Провозгласив стратегию Think Different — «Думай иначе» — Джобс достаточно быстро представил продолжение идеи «Макинтоша» — iMac. Разноцветные пузатые компьютеры размером с монитор сразу вызвали шквал критики. Где дисковод для дискет, почему только CD-ROM? Куда вставлять карты расширения? Кто такое вообще купит?
Но пользователи рассудили по-другому. Сравнительно недорогой iMac не нужно было настраивать, подключать к нему какие-либо провода, устанавливать ПО. Все работало прямо из коробки и работало хорошо. Новый компьютер Apple продавался отлично.
Стив Джобс убрал из своей должности приставку «временный», вновь почувствовав компанию своей. Вскоре вышла совершенно новая операционная система для «маков», основанная на разработках NeXT — Mac OS X. Появились разноцветные ноутбуки iBook со встроенным модулем Wi-Fi, что в те дни было в новинку.
Каждый новый продукт он представлял на очередной презентации, зрелищность которой обеспечивало его безошибочное чутье на то, как заставить человека удивляться, казалось бы, достаточно обыденным вещам. И каждый новый продукт он любил, как собственного ребенка. Но на этот раз у него уже была настоящая семья, жена и трое детей, к которым он возвращался с работы и которые ждали его дома.
Как рассказывал сам Джобс, в Лорен Пауэлл он влюбился с первого взгляда в 1989 году, когда она читала лекцию в Стэнфордской высшей школе бизнеса. Он пригласил ее пообедать, и с тех пор они практически никогда не расставались. В 1990 году они заключили брак на буддистской брачной церемонии, а в 1991 году у них родился первый ребенок, Рид. Потом в 1995-м родилась Эрин, а в 1998-м — Ив.
Остепенившись, Джобс не потерял своего взрывного характера, чрезвычайно жестко реагируя на все, что казалось ему глупым, непродуктивным, на проявления зашоренности сознания и любви к крючкотворству. Зато пришло понимание не только того, что он хочет, но и того, как и благодаря чему этого достичь.
Он не собирался останавливаться на достигнутом и спокойно руководить компанией, которая выпускает только очень хорошие десктопы и ноутбуки. Его внимание привлек цифровой музыкальный рынок, который в тот момент находился в полном раздрае, — благодаря пиратскому сервису Napster люди переставали покупать физические носители и скачивали музыку нелегально. Единого же цифрового магазина, где можно было бы купить любой нужный тебе альбом, просто не существовало.
Благодаря своей способности убеждать людей в чем угодно, Джобсу удалось заставить практически все крупные лейблы подписать контракты с Apple. Так родился музыкальный магазин iTunes.
Но музыку хотелось на чем-то слушать на ходу, а тогда это можно было делать практически исключительно с помощью плееров на основе CD-дисков и кассет. Поэтому появление iPod — mp3-плеера на основе жесткого диска с ЖК-дисплеем и уникальным и очень удобным элементом управления — колесом, прокручивая которое, было очень удобно выбирать песни, — было предрешено. На презентации Джобс хвастался, что на жесткий диск поместится почти вся медиатека пользователя, а практически любой трек или альбом можно купить в iTunes Store.
За время своей жизни Стив Джобс перепробовал множество разных духовных практик, а вместе с ними и диет. Было время, когда он питался только фруктами, а однажды неделю просидел на одной моркови. Он то ударялся в полное вегетарианство, то заявлял, что не ест только теплокровных…
Так или иначе, но до добра это не довело. Его пищеварительная система находилась не в самой лучшей форме. Однажды в 2004 году во время обследования почек врач указал ему на одно очень нехорошее затемнение на снимке его поджелудочной железы. Опасения подтвердились — это был рак, причем скорее всего неизлечимый.
Казалось бы, здравомыслящий человек должен был сразу лечь на операцию и начать химиотерапию, но не таким был Стив Джобс. Он немедленно ударился во всевозможные практики осознанности и полгода пытался извести новообразование духовной пищей в сочетании с траволечением. Разумеется, это не помогло.
Тогда ему пришлось в первый раз на время доверить бразды правления компании своей правой руке — директору по операционной деятельности Тиму Куку — и лечь под нож. Через некоторое время Джобс вернулся на свой пост и, похоже, многое переосмыслил. Диагноз не остановил его, а только подтолкнул к новым свершениям. «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными», — так он закончил свою речь через год после этого в Стэнфордском университете. То есть всех нас ждет смерть, так зачем терять время на бездействие в сытости и спокойствии?
И он больше не остановился ни на секунду. В 2007 году он заявил изумленной публике, что собирается представить три устройства: полноэкранный iPod, устройство для того, чтобы сидеть в сети, и телефон. Разумеется, все эти три устройства помещались в одном — это был первый iPhone.
После презентации большинство крупных игроков на рынке смартфонов не верили, что iPhone кого-то привлечет. В самом деле, ведь на него нельзя устанавливать приложения! У него нет 3G, а у наших флагманов есть! У него нет физической клавиатуры — а как на нем тогда нормально печатать?
Они, конечно же, опять ошиблись. То, чего в iPhone не было, вскоре появилось. Но сам он представлял на тот момент самый удобный интерфейс для общения со смартфона. Нигде еще не было инертной прокрутки, в большинство тачскринов надо было тыкать стилусами, а телефоны BlackBerry, тогдашние бизнес-флагманы в США, управлялись неуклюжим джойстиком и клавиатурой, занимающей пол-устройства. Более того, на них невозможно было открывать нормальные веб-страницы, предназначенные для ПК. Все это и многое другое мог iPhone и справлялся со своей задачей отлично.
Нельзя, впрочем, сказать, что в эру Стива Джобса не было никаких ошибок. Был ужасный запуск облачных сервисов, был совершенно жуткий Power Mac G4, дико неудобная мышка с шариком вместо колесика. Однако из всех неудач всегда делались выводы и тут же исправлялись, а идеология компании, и прежде всего ее основателя, оставалась прежней.
Стив Джобс не изобретал новые категории продуктов, но старался сделать так, чтобы те, которые уже есть, можно было использовать с удобством и при этом было приятно держать в руках или смотреть на них. Для этого он делил Apple на небольшие команды — эдакие стартапы в рамках большой компании — и заставлял соревноваться на рынке идей. Идея победителя — та, которая больше приглянется ее основателю, претворялась в жизнь.
Однако победный марш Джобса длился недолго. В 2008 году болезнь заявила о себе, дав метастазы в печень. Джобс стал очень быстро худеть, и его нездоровый внешний вид стал привлекать внимание журналистов. Пресс-служба давала отписки, дескать у генерального директора небольшие проблемы со здоровьем, все будет хорошо. Но хорошо уже не было никогда.
В 2009 году Стив Джобсу провели операцию по трансплантации печени. Только встав с койки, он сразу поехал в Apple, где уже давно кипела работа над планшетом iPad. Он провел его презентацию в 2010 году, и было видно, что он совсем плох. В последний раз он появился на сцене весной 2011 года, представляя iPad 2.
Летом и ему, и врачам стало понятно, что это конец. Джобс передвигался с огромным трудом, посещал химиотерапию и слабел с каждым днем. Он до последнего старался приезжать в офис Apple, но по сути все операции уже контролировал Тим Кук, который к тому времени был исполняющим обязанности гендиректора. 24 августа 2011 года он приехал в офис в Купертино в последний раз, чтобы подписать отставку и порекомендовать совету директоров назначить на его пост Кука. Сам же он оставил себе должность председателя совета директоров.
Говоря со своим биографом Уолтером Айзексоном, Джобс сказал, что собирается быть вовлеченным во все дела компании, пока ему позволит здоровье. «У меня была очень удачная карьера, очень удачная жизнь. Я сделал все, что я мог», — сказал он тогда.
Джобс не случайно использовал прошедшее время — в глубине души он знал наверняка, что все кончено. 4 октября 2011 года состоялась большая презентация нового iPhone, на которой он не присутствовал. Руководство Apple старалась вести ее соответственно регламенту, но то, что им не по себе, выдавала монотонная речь и натянутые улыбки.
На следующий день после этой презентации Стив Джобс умер в окружении родных и близких. Его последними словами, как рассказывала его сестра Мона Симпсон, были «Ого! Ого! Ого!»
Что бы ни увидел он впереди, вряд ли в этот момент он волновался за свою компанию. Каток Apple, заряженный идеями Стива Джобса, катится вперед под руководством Тима Кука. Сейчас его компания стоит более двух триллионов долларов и является самой дорогой в мире. Нет тех, кто не знает, что такое iPhone, а новые устройства Apple продолжают захватывать все новые рынки. Как говорится, Джобс умер, но дело его живет.