Путешествия
13:35, 28 февраля 2022

Перекрыли воздух. Европа закрыла воздушное пространство для самолетов из России. Как это отразится на туристах?

Мария Гейн (Редактор отдела «Путешествия»)
Полина Дерр
Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

28 февраля Европа в ответ на спецоперацию в Донбассе полностью перекрыла воздушное пространство для самолетов, имеющих отношение к России. Кроме того, санкции Евросоюза сделали фактически невозможным использование зарубежных самолетов отечественными перевозчиками, а также спровоцировали проблемы с использованием банковских карт за рубежом. Последствия не заставили долго себя ждать: за границей снова оказались изолированы тысячи российских туристов, которые не знают, как вернуться домой и как закончится их отпуск. О том, чем обернулось обострение отношений между странами для авиаотрасли и туризма, — в материале «Ленты.ру».

Мир захлопнулся

Проблемы с перелетами у россиян начались еще 24 февраля, в первый день спецоперации в Донбассе: несколько российских аэропортов в южных городах, включая Брянск, Сочи, Симферополь, Астрахань и Краснодар, отменили рейсы из-за близкого расположения к границе с Украиной, где началась военная операция. В результате кто-то не смог вернуться домой с отечественных курортов, а кто-то застрял за границей, поскольку должен был прилететь в закрывшиеся хабы.

Позже для россиян оказалась закрыта вся Европа. Одной из первых авиасообщение ограничила Великобритания. Вслед за ней Бельгия предложила ЕС запретить оформлять визы россиянам, а Литва и Чехия увидели в этом руководство к действию и незамедлительно прекратили выдачу въездных документов отечественным путешественникам.

Евросоюз запретил воздушным судам российских перевозчиков приземляться, взлетать или пролетать над территорией стран союза

После этого европейские страны одна за другой начали захлопывать свои воздушные пространства для российских перевозчиков, постепенно разрушая надежды россиян на путешествия в ближайшее время. Среди них Эстония, Франция, Германия, Норвегия, Латвия, Литва, Словения, Испания, Финляндия, Греция, Швеция, Италия, Португалия, даже миролюбивая Исландия и многие другие. В итоге решение поддержала почти вся Европа и Канада.

Популярные курорты вроде Кубы, Мексики и Доминиканы тоже оказались отрезаны для туристов, поскольку полеты в эти страны всегда проходили через Норвегию, Швецию и Латвию, и теперь изменение маршрутов сопряжено с колоссальным удорожанием авиабилетов.

Как сообщает Ассоциация туроператоров России (АТОР), в системах бронирования компаний уже исчезли путевки в Доминикану, на Кубу, в Мексику и Венесуэлу на все даты. А в Azur Air пообещали, что оставшиеся на отдыхе туристы будут вывезены в соответствии с датами, указанными в турах. При этом, как сообщают туристы, вернувшиеся с Кубы 27 февраля, теперь перелет до Москвы занимает не 13 часов, как раньше, а 17.

«Все упирается в деньги»

Юрий Сытник

Заслуженный пилот России Юрий Сытник считает, что одним из способов решения возникшей проблемы может быть разработка новых полетных маршрутов. По его словам, самый короткий путь лежит через Северный полюс по нейтральным водам — таким образом можно миновать Данию, Швецию, Финляндию и Норвегию через Мурманск. Однако самолетам все равно придется «подсаживаться» для дозаправки на каких-то островах, где еще открыто воздушное пространство.

Поскольку туристы переживают еще и из-за того, что полеты в Европу могут угрожать их безопасности, летчик заверил, что военные действия не представляют угрозы для пассажирских лайнеров. Эксперт также рассмотрел альтернативные варианты полета в европейские страны.

«Для россиян нет никакой опасности летать в Европу иностранными компаниями. Там войны нет, самолеты гражданской авиации стабильно летают. К тому же правительство может договориться с китайскими, индийскими, арабскими перевозчиками. Варианты есть, но все упирается в деньги.

Над Турцией тоже можно летать спокойно. При хорошем управлении воздушным движением перегруза воздушного пространства быть не должно. Например, в ночные часы в Европе летает мало самолетов, и воздушное пространство более-менее свободно. Так что пройти на высоте 10-12 километров на большегрузных самолетах — таких, например, как Boeing-747, Boeing-767, Boeing-777 — не составляет труда.

Нужно только поменять самолеты с вместимостью на 180-200 кресел на лайнеры вместимостью 400-500 кресел, чтобы уменьшить количество воздушных судов, одновременно находящихся в зоне управления движением, но при этом увеличить количество пассажиров в зоне перевозки на одном рейсе».

UPD: 28 февраля Россия закрыла свое воздушное пространство для авиакомпаний 36 стран. Теперь, чтобы вылететь в Европу россияне могут воспользоваться только стыковочными рейсами через Турцию.

Подрезали крылья

Еще одной проблемой, взволновавшей всю авиаотрасль, стал новый пакет санкций Евросоюза, а именно та его часть, которая касается запрета на поставку европейских самолетов в Россию. Речь идет об авиалайнерах компании Airbus, которые составляют значительную часть российского авиапарка. Согласно данным Росавиации, отечественные перевозчики в настоящее время эксплуатируют 322 самолета Airbus. По подсчетам РБК, эти самолеты обеспечивали 40 процентов пассажиропотока в России.

322
самолета Airbus
эксплуатируют российские компании на данный момент

Фактически санкции ЕС лишают российские авиакомпании возможности использовать Airbus. При этом, как рассказал в беседе с «Ъ» эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов, самую большую угрозу представляет именно пункт о запрете на техобслуживание и поставку запчастей.

«Запрет исключительно поставок и лизинга новых самолетов в ближайшие несколько лет не стал бы критичным: в России достаточно большой и современный парк, который может эксплуатироваться продолжительное время без модернизации. Но в принятом виде глобальную угрозу представляет пункт о запрете техобслуживания и поставки запчастей и комплектующих для авиапроизводства», — уточнил он и добавил, что ни одна страна в мире не производит всего комплекса деталей и механизмов, требующихся для создания самолета.

Кроме того, эксперт предположил, что если США примут аналогичные санкции, российский авиапарк может лишиться и самолетов Boeing — их в России не менее 400.

Уже сейчас, по данным АТОР, несколько отечественных авиакомпаний столкнулись с проблемами за границей. Например, как сообщает Telegram-канал FrequentFlyers, 27 февраля Nordwind Airlines лишилась самолета в Мехико. Поскольку страховка Boeing 777-300ER была аннулирована из-за санкций, лайнер не смог вернуться в аэропорт вылета в Хабаровске.

В связи с этим, согласно прогнозам экспертов, в понедельник, 28 марта, ряд крупных российских авиакомпаний может объявить об отмене рейсов даже в открытые страны. Этому способствует не только опасение потерять самолеты, но и невозможность летать над Европой.

Что делать?

Всех этих рисков, а также проблем с платежными системами за рубежом после санкций ЕС оказалось достаточно для того, чтобы российские туристы расхотели отдыхать за границей. Уже 25 февраля туроператоры сообщали о 40-процентном снижении продаж туров в иностранные государства из-за опасений россиян застрять за границей без средств к существованию.

Кроме того, в сложившихся обстоятельствах путешественникам психологически некомфортно думать об отдыхе и планировать отпуск на море даже на отечественных курортах. На это обратил внимание генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. В разговоре с «Ъ» он подчеркнул, что продажи весенних туров на черноморские курорты России сократились на 50 процентов, а объем продаж летних путевок упал примерно на 35 процентов.

150
тысяч россиян
находятся в данный момент за границей

В Ростуризме рекомендовали отказаться от поездок на юг России и за границу в ближайшее время. В ведомстве посоветовали рассмотреть перенос дат путевок или связаться с авиакомпаниями для выяснения актуальной информации по рейсам.

На данный момент, по оценке Аналитической службы АТОР, за рубежом находится около 150 тысяч российских путешественников, при этом более чем у 27 тысяч из них могут быть проблемы с возвращением домой. Учитывая это, Ростуризм совместно с Росавиацией и МИД начали разрабатывать план по возвращению туристов. График рейсов будет сформирован после того, как ведомства получат информацию об объемах перевозок.

Сейчас тех, кто не может улететь из-за границы, просят держать связь с туроператорами и авиакомпаниями, а также в обязательном порядке зарегистрироваться в приложении «Зарубежный помощник» МИД России (ссылка для скачивания iOS и Android).

Россияне могут сообщить о возникших проблемах на горячую круглосуточную линию МИД +7-(495)-695-45-45 или на горячую линию Ростуризма 8-(800)-200-34-11 (с 8:00 до 20:00 по московскому времени)

Выход есть

Россияне, которым необходимо улететь за границу, все еще могут воспользоваться услугами зарубежных авиаперевозчиков, а также выбрать стыковочные рейсы через Турцию для поездок в Европу. Безусловно, это увеличивает время полета и стоимость перевозки, но в случаях крайней необходимости сейчас это самые доступные варианты.

Согласно информации на сайте бронирования билетов Aviasales, билеты на прямые рейсы из Москвы в Стамбул в марте продаются по цене от 19 тысяч рублей. Стоимость беспосадочного перелета из Стамбула в Будапешт стартует от 17,5 тысячи рублей, в Любляну — от 23,6 тысячи рублей, в Загреб — от 19 тысяч рублей.

Кроме того, для отпуска отечественным туристам доступна Азия. Как нельзя более кстати с 14 марта Оперативный штаб по борьбе с коронавирусом возобновит регулярное авиасообщение с Китаем и Индонезией. Теперь из Москвы будет запущено по одному рейсу в неделю в Пекин, Шанхай и Гуанчжоу, а на Бали — три рейса в неделю.

В разговоре с «Лентой.ру» вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин назвал способы сделать свое путешествие максимально безопасным в сложившихся обстоятельствах. По его словам, в первую очередь для отдыха нужно выбирать именно открытые страны, а также учитывать закрытие воздушного пространства в Европе.

«Чтобы обезопасить себя, бронировать поездку нужно организованно, через туроператора. Также обязательно иметь при себе расширенную медицинскую страховку. Кроме того, с учетом проблем с банковскими картами лучше взять с собой запас наличных денег. И, конечно, учитывать, актуальную информацию», — пояснил Горин.

< Назад в рубрику