«Пришел медведь и начал чесать спину о прицеп» Россияне все чаще покупают дома на колесах. Какие опасности их поджидают?

Фото: предоставлено Русланом Внедорожным

Для одних туристов путешествие мечты — возможность отдохнуть с максимальным комфортом, не выходя из отеля. Другие считают, что ради красивой природы и уединенных живописных уголков можно пожертвовать привычными удобствами. Так или иначе, в последние годы путешественники придумывают все больше способов сделать максимально комфортными даже дикие поездки на дальние расстояния. И одним из таковых считается покупка дома на колесах. В Европе и США понятие «вэнлайф» превратилось в настоящее движение, однако в России оно только начинает развиваться. «Лента.ру» выяснила, насколько удобно жить в доме на колесах в пределах страны, позволит ли это сэкономить средства и с какими трудностями сталкиваются отечественные владельцы автодомов.

Не только в Европе и США

Бородатый мужчина пробирается сквозь сугробы к небольшому летнему фургону, утопающему в снегу. С трудом открыв дверь, он заходит в компактное помещение с кухней, двумя кроватями, крошечным душем и биотуалетом. Достает из кармана термометр, который показывает, что внутри, как и снаружи, температура воздуха минус 25 градусов. Он проводит эксперимент: сможет ли электрический отопитель согреть дом на колесах и пригодно ли такое жилье для ночлега.

За несколько часов стрелка термометра добралась до отметки плюс 24 градуса, и счастливый бородач уснул в своей кровати в фургоне. Это видео на YouTube за считаные дни набрало 3,5 миллиона просмотров и тысячи восторженных комментариев. В большинстве из них подписчики радовались, что на фургонах можно путешествовать даже когда температура далеко ниже нуля.

Похожий фурор в 2021 году произвел фильм «Земля кочевников» о путешествиях в автофургонах по Америке. Форумы завалили восхищенными отзывами и признаниями: зрители тоже захотели подобной свободы. До этого казалось, что такая жизнь по вкусу лишь американцам и европейцам. Да и инфраструктура в западных странах сильно облегчает странствия так называемых вэнлайверов. Однако выяснилось, что в России тоже немало авантюристов, готовых упаковать весь свой быт в компактный фургон и отправиться в приключение.

Путешествия в фургонах становятся популярными не только в Европе и США, но и в России

Путешествия в фургонах становятся популярными не только в Европе и США, но и в России

Фото: Nomad_Soul / Shutterstock

Сейчас интернет завален предложениями по аренде и продаже караванов, всевозможных прицепов и домов на колесах. Россияне с интересом черпают знания из разных блогов и каналов, готовясь посетить самые отдаленные уголки страны. Они рассказывают, что самый простой и бюджетный вариант — дом-прицеп, который присоединяют к автомобилю. Его удобство в том, что можно оставить караван в кемпинге и свободно кататься по городу на машине.

«Сейчас очень популярны маленькие прицепы — "капли", в них есть спальное место, в задней части — газовая плита, раковина, кухня, холодильник и навес, кроме того, они оборудованы водопроводом и электричеством», — рассказывает блогер Руслан Внедорожный.

450
тысяч

в среднем стоят в России прицепы для путешествий

За новый дом на колесах придется заплатить гораздо больше — от 1,5 миллиона до 12 миллионов рублей. Интерьер некоторых из них напоминает номер дорогого отеля. Здесь утепленный салон, несколько спальных мест, обеденная зона, полноценный душ с туалетом, кухня. Такие фургоны могут смело ездить по бездорожью.

Экономия на отелях и кафе

Но есть и другой способ, не менее затратный, зато более романтизированный — собрать прицеп самому. Так поступил блогер Руслан Внедорожный, который старается популяризировать направление каравайнинга в России. В июне 2019 года он завел джип, взял своего пса Ричи, присоединил прицеп и отправился из Москвы в большое одиночное турне «Из края в край». Из 85 регионов России они успели объехать 43, сейчас путешественники находятся в Кабардино-Балкарии.

В небольшом прицепе блогера-каравайнера есть все необходимое для жизни: большое спальное место, кухня, стиральная машина. Электричество Руслан может получать от солнечных батарей, к тому же он установил мощный водный фильтр

По его словам, еще шесть лет назад россияне мало путешествовали в автодомах или с прицепом. Но все изменилось во время пандемии. Многие решили, что лучше находиться на природе в своем фургоне, чем в квартире, не имея возможности выйти на улицу. Сейчас караваны или автодома на дорогах можно встретить часто.

«Путешествие с домом на колесах — это свобода. Я могу ночевать, где захочу. Чувствую себя полностью независимым: где припарковался, там и мой дом. Сегодня мы живем у моря, а завтра — ночуем в горах. Например, недавно был в Кабардино-Балкарии на плато "Кинжал", где любовался живописным видом на Эльбрус. Еще один плюс — я экономлю на отелях и кафе. Ты привыкаешь к своему дому на колесах, где у тебя есть любимая чашка, тарелка, уже не хочется в чужие квартиры или гостиницы», — рассказывает он.

200
тысяч рублей

в среднем можно сэкономить, живя в вэне, по подсчетам владельца дома на колесах

С ним согласен 26-летний Дмитрий Воронков, известный под ником Van.Hamster. На своем вэне он выехал из Москвы 1 октября 2020 года. По словам автотуриста, жить на колесах — значит постоянно находиться на отдыхе на природе.

«В месяц я трачу порядка 35 тысяч рублей, из этих денег 15 тысяч рублей составляет топливо, но это если я в путешествии. У меня уже нет привычки покупать что-то сладкое или неполезное. Вместо торговых центров я отправляюсь в красивые уединенные места. Живя в большом городе, люди ходят в кафе, рестораны, ищут другие развлечения, мне это не надо», — пояснил автопутешественник.

Фото: Katkami / Shutterstock

Аналогичных взглядов придерживается и Руслан Усманов. В отличие от Внедорожного и Воронкова, которые за последние несколько лет домой пока так и не вернулись, Усманов не живет в автодоме, а выбирается с семьей на отдых.

«Получается, что мы очень экономим на жилье. У всех разное понятие о комфорте — кому-то и в палатке удобно, а кому-то и в отеле будет плохо. Единственное, к чему я долго привыкал — автодом едет с небольшой скоростью, после обычной машины не так легко перестроиться», — рассказывает опытный путешественник.

Впрочем, совсем бюджетным такой вид поездок все же не назовешь. Нужно учитывать расходы на топливо, газ, страховку, техобслуживание, проезд по платным дорогам. В целом траты такие же, как и в обычной жизни. Просто вместо коммунальных платежей приходится платить за газ и платные дороги, вместо мелких поломок в квартире — чинить такие же в автодоме. При этом траты на еду, одежду и интернет не меняются.

Фото: предоставлено Русланом Внедорожным

«Бюджет зависит от того, сколько километров в день проезжает фургон, сколько дней займет путешествие. Например, мы только на один бензин тратим в месяц больше, чем люди платят за пакетные туры, потому что у нас очень большие пробеги. Наш бюджет в день примерно пять-семь тысяч рублей, конечно, все зависит и от того, что мы хотим посетить, где едим. Поездки бывают разные, занимают от нескольких дней до пары месяцев», — пояснила автопутешественница Анастасия Костянова.

Некоторые туристы также выделяют деньги на стоянку в кемпингах. Стоит это в среднем около 1,5 тысячи рублей в сутки. Обычно ищут их через приложение Park 4 night, в котором путешественники делятся впечатлениями и советами.

Однако с инфраструктурой в России все непросто, кемпинги только начинают развиваются, особенно тяжелая ситуация на юге страны, жалуются блогеры-каравайнеры

«В некоторых местах на них просто без слез не взглянешь. Со всех возьмут деньги, даже с детей, а машины будут стоять в метре друг от друга, ничем не отличается от дикой стоянки, только еще придется заплатить, нет никаких плюсов от инфраструктуры. Хотя в Подмосковье и на севере появляются достойные. Например, в Карелии. Они строятся по европейскому стандарту: там хорошие просторные площадки, хорошие души. Еще классный, например, в Абрау-Дюрсо, но его цена такая же, как в приличном отеле», — рассказывает Анастасия.

По мере развития автотуризма уровень кемпингов тоже должен подтянуться, считает Руслан Внедорожный. Он уточняет, что в Европе у них даже разный уровень звезд, как в отелях.

В России порой могут предоставить [под стоянку] земельный участок, огороженный рабицей, в пяти минутах ходьбы от пляжа. Но сейчас уже появился ГОСТ. У людей должен быть «приусадебный участок» около шести метров, где можно отдохнуть, поставить мангал, стол со стульями. К тому же у разных средств передвижения своя культура отдыха. Каравайнеры, путешествующие с прицепом, встают в самый конец, дома на колесах — в самое начало кемпинга

Руслан Внедорожныйблогер, старается популяризировать направление каравайнинга в России

Сложности жизни на колесах

Соцсети пестрят роликами, на которых владельцы вэнов показывают атмосферное убранство своих домов — с гирляндами, проекторами и уютными кроватями. Они делятся невероятными снимками дикой природы, рассказывают о том, как их жизнь изменилась в лучшую сторону. Однако мало кто выносит на всеобщий обзор то, что скрывает красивая обертка.

Жизнь в караване сопряжена с множеством лишений и, несмотря на весь романтизм, не у каждого хватит сил ради красивых видов справляться со всеми трудностями.

«У каждого свое понятие комфорта. Для меня это удобный матрас, у меня самый дорогой беспружинный матрас, он лучше, чем в разных отелях. Единственное — не хватает полноценного кондиционера, как дома. Некоторые ребята ставят, но окупится он только через год эксплуатации дома на колесах, очень это энергозатратно: около 50 тысяч рублей потребуется на солнечные панели, еще 20 тысяч рублей на сам кондиционер», — отметил Дмитрий Воронков.

Одним не хватает нормального душа и туалета, другим — стиральной машины

«На федеральных трассах появляются хорошие заправки с душем, туалетом. Но на мелких иногда можно проехать сотни километров и не встретить ни одного кафе. Автопутешествие — это такой вид поездок, что если он заходит, то это навсегда. Некоторые не могут привыкнуть к лишениям, к тому, что в машине придется проводить очень много времени. Еще нужно быть готовым к тому, что с утра к месту ночевки придут коровы или еноты, поэтому надо обязательно все убирать. Надо придумать систему хранения вещей в автомобиле», — рассказывает Анастасия Костянова.

Из каждой поездки она выкладывает в соцсети видео и фотографии. Увидев ролики, близкие друзья загорелись отправиться в путешествие вместе с ней. «Но прошла одна ночь, они испугались звуков дикой природы, отсутствия огней цивилизации, ночевали чуть ли не сидя в своей машине. В общем от похода они отказались и на следующий день уехали. Ребята признались, что истощены морально и физически», — признается блогер.

Опасность может таить и сама дорога, рассказывают путешественники. Можно застрять где-то, мобильная связь в этот момент может перестать ловить. «В горах Чегемского ущелья пришел к нам медведь и стал чесать спину о наш прицеп, который не оборудован тормозами. Я боялся, что он нас толкнет и мы по склону покатимся вниз. Как-то мы два дня просидели в болоте в Костромской области. А на полуострове Рыбачий ехали по такому жесткому бездорожью, что буквально переваливались по валунам, проезжали топь, потом ныряли вброд, утопив лобовое стекло на десять сантиметров. Но это часть приключений, в этом их кайф», — считает Руслан Внедорожный.

По его словам, несмотря на все трудности, такой вид путешествий многим приходится по душе. Истории вэнлайферов вдохновляют людей сорваться с места и самим решать, куда отправиться, что посмотреть и как перестроить маршрут в случае необходимости. Даже спустя годы странствий некоторые автопутешественники признаются, что до сих пор не привыкли просыпаться каждый раз в новом месте и не торопятся возвращаться домой.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше