Экономика
00:01, 8 ноября 2022

Стресс на работе убивает людей и бьет по экономике. Почему выгорание грозит стать самой страшной эпидемией XXI века?

Дарья Волкова
Фото: Toby Melville / Reuters

Пока планета погружается в геополитический и экономический кризис, едва успев оправиться от последствий COVID-19, мир незаметно захватила новая эпидемия. Речь идет о стрессе на работе, и это, по мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уже стало болезнью XXI века. Эмоциональное напряжение увеличивает риск возникновения депрессии и других болезней, снижает работоспособность и вредит экономике: из-за заболеваний, связанных со стрессом, она недосчитывается примерно триллиона долларов ежегодно. В ответ на давление на рынке труда появился новый тренд. Люди теперь не стремятся добиваться успехов в карьере, стараются работать меньше — не увольняются, но и не берут на себя дел, за которые им не доплачивают. Тихий уход — в материале «Ленты.ру».

Перестарались

К эпидемии стресса привела культура работы «24 часа в сутки 7 дней в неделю». Это спровоцировало выгорание, которое стало широко распространенным явлением: во время пандемии выгорание и стресс достигли рекордно высокого уровня во всех отраслях. Различают два вида стресса — «хороший» и «плохой». Первый необходим для развития, а второй приводит к выгоранию, которое уже не вылечить ни йогой, ни медитациями. По оценкам аналитиков американского института Gallup, каждый седьмой из десяти сотрудников в 116 странах, включая Россию, не слишком хорошо чувствует себя на рабочем месте, а 43 процента испытывают стресс.

Исследователи из Стэнфорда проанализировали, как стресс на работе влияет на смертность и расходы на здравоохранение в США. Оказалось, что ежегодно из-за него экономика теряет почти 190 миллиардов долларов (это примерно 8 процентов от национальных расходов на здравоохранение), рабочий стресс становится причиной примерно 120 тысячи смертей в год. В целом для мировой экономики выгорание и низкий уровень вовлеченности обходятся в 8,1 триллиона долларов ежегодно, или почти 10 процентов ВВП.

Эксперты предупреждали, что работодатели должны стать внимательнее к сотрудникам, ведь жесткость только усугубляет выгорание, но вышло наоборот. В 2022-м почти 50 процентов сотрудников и 53 процента менеджеров выгорели на работе из-за «паранойи продуктивности» их руководителей. Сейчас начальники стали опасаться, что удаленные и «гибридные» сотрудники работают меньше, чем в офисе, даже несмотря на то, что по факту они работают больше, чем когда-либо.

При этом сама по себе удаленка, как выяснилось, не способствует выгоранию, а наоборот. Недавний опрос Cisco продемонстрировал, что 78 процентов работников считают, что удаленная и гибридная работа повысила их удовлетворенность жизнью. 82 процента респондентов признались, что возможность работать из любого места сделала их счастливее, а у 55 процентов снизился уровень стресса. Удаленка улучшила семейные отношения у 74 процента сотрудников и дружеские — у 51.

Коронавирус, массовые сокращения, остановка целых секторов экономики вкупе с выгоранием привели к формированию нового тренда на мировом рынке труда — так называемое quiet quitting, «тихое увольнение». Несмотря на название, это не подразумевает ухода как такового, а только отказ от «культуры рабочей суеты», которая доминировала в допандемические времена. По данным Министерства труда США (United States Department of Labor), только за первые 10 месяцев 2021 года жители США подписали почти 39 миллионов заявлений об увольнении, что стало самым высоким показателем с начала подсчета этих данных в 2000 году.

По-тихому

Сторонники «тихого ухода» продолжают трудиться, но без особого энтузиазма: выполняют минимум своих обязанностей, равнодушны к продвижению по службе, не берут дополнительные задачи и всегда уходят с работы вовремя. Лаконичнее всего эту тенденцию описал пользователь TikTok с ником @zaidleppelin, его видео набрало несколько миллионов просмотров. «Вы все еще выполняете свои обязанности, не увольняетесь, но больше не вкладываете в это особой энергии, не стараетесь подняться выше. Вы отказываетесь от культуры, согласно которой работа должна быть вашей жизнью», — утверждал он, указывая, что ценность человека как такового не должна определяться его работоспособностью.

8,1
триллиона долларов
в год теряет мировая экономика из-за выгорания

По мнению психолога Бена Грейнджера из исследовательской компании Qualtrics, «тихое увольнение» может быть способом защитить психическое и физическое здоровье в токсичной рабочей среде. В то же время оставаться на таком месте означает отказаться от удовлетворения, которое может принести любимое дело. У такого подхода к работе есть и критики. Например, инвестор и звезда шоу для предпринимателей Shark Tank Кевин О’Лир считает, что quiet quitting — «тупейшая идея», о которой он когда-либо слышал, а сторонники такого подхода — «лузеры».

С ним согласна и создательница The Huffington Post Арианна Хаффингтон. По ее словам, «тихий уход» от работы ведет и к уходу от жизни в целом. «Работа может дать нам смысл и цель. Мы должны отказаться от культуры выгорания, но это вовсе не означает отказ от возможности находить радость в своей работе и любить ее. Если вы не увлечены своей работой, смените ее и найдите ту, которая вас мотивирует», — призвала она.

Ответом работодателей на «тихий уход» стало «тихое увольнение» (quiet firing), когда руководители не пытаются уволить сотрудника, но и не стараются удержать. Ему не повышают зарплату, не выплачивают премии, не приглашают его на корпоративные мероприятия, а важные и интересные проекты отдают другим сотрудникам. Иными словами делают все, чтобы человек, чувствуя себя максимально некомфортно на рабочем месте, сам написал заявление об увольнении.

Новые обстоятельства

Российский рынок труда традиционно пошел по своему особому пути. Если мировой тренд на «тихий уход» до него еще не дошел, то вот «тихое увольнение» — уже довольно давняя практика. Только мотивация у отечественных работодателей обычно иная: они не всегда хотят выплачивать выходные пособия. Причем часто так поступают менеджеры с низким профессиональным уровнем, которые попали на руководящую должность случайно. В основном так происходит, когда речь заходит о сокращениях. Существует две основных причины «тихого увольнения»: несоответствие стандартам компании и неумение вести себя в коллективе. «Грамотный руководитель найдет способ воздействовать на сотрудника. А бездарный начнет играть в игры», — объяснил бизнес-коуч Николай Григорьев.

Согласно статье 180 Трудового кодекса «Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации» ТК РФ, работодатель обязан выплатить человеку, попавшему под сокращение, выходное пособие, а также в течении двух месяцев после увольнения перечислять средний месячный заработок. Однако не все организации готовы пойти на это, особенно если прибыль резко сократилась. «В этой ситуации, возможно, у собственника будет желание не совсем экологично выйти из этой ситуации: не уволить людей, а подвести их к увольнению, создавая для них не совсем комфортные условия труда», — пояснила бизнес-консультант Анастасия Зудина. По словам эксперта, с учетом сложной ситуации в экономике и сокращения рынка можно прогнозировать, что в перспективе эта тенденция будет набирать обороты.

Если о «тихом уходе» в России говорить пока не приходится, то с выгоранием работников у нас все идет вровень с мировыми тенденциями. В начале года результаты исследования сервиса BestDoctor показали, что более половины россиян испытывают эмоциональное выгорание на работе. О таких проблемах рассказали 62 процента сотрудников, при этом большинство (72 процента) понимают причины своего состояния. Триггерами стали большое количество задач, однообразие работы, отсутствие карьерных перспектив и невозможность влиять на результаты компании. К концу года на фоне происходящего в политике и экономике стало ясно, что актуальное место работы устраивает только пять процентов россиян, но менять его в ближайшие пять лет они не планируют.

Российские власти проблему стресса не отрицают, хотя термин «профессиональное выгорание» в отечественной медицине использовать не принято. Сильнее проблема высветилась во время пандемии коронавируса. Пока компаниям приходится справляться с проблемой самостоятельно: кто-то устраивает лыжные гонки, субботники или фуршеты, но встречаются и более необычные инициативы. Например, недавно компания «Стахановец» запатентовала решение, которое автоматически оценивает вовлеченность сотрудников, а также предупреждает профессиональное выгорание. Нейросеть анализирует активность персонала на рабочих местах и по поведению помогает выявить прокрастинацию, эмоциональное истощение или стресс. Предполагается, что подобная система должна будет предотвращать утечки корпоративных данных.

Более экстремальный подход предполагает инсценировку собственных похорон. Услуга обойдется в два миллиона рублей, зато заказчику оставят гроб. Мероприятие включает ритуалы, религиозный обряд с учетом вероисповедания и закапывание на кладбище на срок от 20 до 60 минут. Такая церемония, уверяют организаторы, поможет побороть эмоциональное выгорание. «Эта процедура позволит переосознать жизнь и полюбить ее, понять свою миссию и раскрыть потенциал. Есть вероятность того, что после этой процедуры откроются новые таланты, появятся экстрасенсорные способности или настигнут успехи в бизнесе», — обещают авторы идеи.

Если не брать в расчет совсем экзотические способы, для решения проблемы необходим именно комплексный подход. Пандемия дала людям понять, что баланс между работой и личной жизнью — это не вымысел, в их силах добиться этого баланса для себя. Так называемая «великая отставка» (волна массовых увольнений по собственному желанию), начавшаяся в пандемию, научила предпринимателей важной вещи: сотрудники должны чувствовать свою значимость на работе. Иначе будут последствия.

< Назад в рубрику