С начала специальной военной операции России западные страны поставили Украине сотни тысяч единиц оружия, военной техники и снаряжения на десятки миллиардов долларов. У Вооруженных сил Украины (ВСУ) появились не только современные противотанковые комплексы, гранатометы и стрелковое оружие, произведенные в странах-членах НАТО, но и дорогостоящие артиллерийские установки, ракетные системы и высокотехнологичные средства разведки. Однако пропорционально увеличению военной помощи растет и нелегальный рынок, причем вооружение распродается в том числе и преступным группировкам за рубежом. И если несколько месяцев назад об этом заявляла только Россия, то сейчас наличие проблемы признают и ближайшие союзники Украины. Последние намерены усилить соответствующие инспекции и привлечь к ответственности виновных в контрабанде. Как в действительности работают теневые оружейные схемы на Украине и почему западные страны решили разобраться с ними всерьез — выясняла «Лента.ру».
9 декабря Совет Безопасности ООН собрался на очередное, казалось, рутинное заседание, связанное со специальной военной операцией России на Украине. Дипломаты обсуждали риски, связанные с нелегальным распространением оружия за пределы зоны боевых действий. Но на этот раз дискуссия вышла предельно жесткой.
Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, который с февраля неоднократно поднимал в Нью-Йорке тему оружейной контрабанды, заявил, что европейские и американские должностные лица не только игнорируют случаи транснационального незаконного оборота оружия, но и сами непосредственно вовлечены в этот процесс. Такие обвинения были выдвинуты Россией впервые.
«То же самое касается и миллиардов так называемой помощи Киеву, от военной до гуманитарной, значительная часть которой оседает в карманах заинтересованных лиц. Мы знаем о соответствующих дискуссиях в европейских парламентах и в американском Конгрессе, но и видим, как правящая элита буквально затыкает голоса оппозиции с просьбами провести аудит каждого доллара или евро», — сообщил Небензя.
Однако реальные масштабы проблемы вскрылись только с началом полномасштабного конфликта. А к середине осени, когда отдельные виды поставляемых Украине вооружений начали попросту истощаться, спонсоры забили тревогу по-настоящему.
31 октября американская газета The Washington Post и агентство Reuters со ссылкой на собственные источники сообщили, что США намерены усилить контроль за поставками.
Как сообщили изданиям источники, начиная с февраля представителям США удалось провести на Украине всего две выездные инспекции. Власти попросту не хотят рисковать, проверяя оружие в непосредственной близости от линии соприкосновения. Соответственно, куда на самом деле поступает оружие после пересечения границы, точно установить не удается.
Примечательно, что за все время специальной военной операции, как признаются собеседники газеты, США удалось проинспектировать только десять процентов от переданных Украине вооружений. Более того, отчеты, которые американцы до сих пор получали от украинской стороны, поступали исключительно в бумажной форме без фактуры — буквально в виде «написанных от руки квитанций».
Позиция Пентагона о необходимости возобновления проверок была озвучена уже через несколько дней, 2 ноября. Официальный представитель Министерства обороны США Пэт Райдер подтвердил сведения журналистов насчет проверок, однако указал, что не видит «никаких признаков того, что имело место какое-либо незаконное распространение».
Иначе смотрят на этот вопрос в Конгрессе США. Республиканская партия, которая сумела взять контроль над палатой представителей по итогам ноябрьских выборов, уже анонсировала введение системы аудита за всеми поставками и финансовыми траншами на Украину. 17 ноября республиканцы внесли на рассмотрение соответствующий законопроект, аргументируя это нарастающими экономическими проблемами внутри страны.
«Американский народ заслуживает того, чтобы знать, куда идут его с трудом заработанные налоговые доллары для иностранного государства, которое не является членом НАТО», — объяснила представитель республиканцев в нижней палате и один из авторов инициативы Марджори Тейлор Грин.
Представители Белого дома согласились с предложением республиканцев, однако официально признавать проблему с появлением западного оружия на черных рынках не стало. «Мы согласны с членами Конгресса о расширении аудита», — сухо прокомментировал инициативу координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Джон Кирби.
Однако намерения конгрессменов автоматизировать систему контроля за поставками, а также ввести систему аудита расходов, вполне прозрачны.
Дело в том, что проекты введения виртуального контроля за вооружениями анонсировались Украиной уже несколько раз. Предполагалось, что на ящики с боеприпасами, ПТРК и ПЗРК, гранатометные системы и прочее вооружение можно наносить QR-коды. При наведении специальных сканеров проверяющие могли выяснить его происхождение и отследить трек от границы до фронта. Однако до реализации этой системы дело так и не дошло, несмотря на заверения властей.
«Аппарат СНБО [Совета национальной безопасности и обороны] вместе с Министерством обороны Украины запустили новый модуль информационно-аналитической системы главного ситуационного центра страны "СОТА" по поставкам вооружения от стран-партнеров. Все, что пересекает нашу границу, находится под пристальным контролем, в чем можно будет убедиться», — утверждал в еще июле секретарь СНБО Украины Алексей Данилов.
Впрочем, судя по заявлениям США и отсутствию сведений о судьбе «СОТЫ» после ее официального «запуска», дело пока так и не сдвинулось с мертвой точки.
Однако причины, побудившие Соединенные Штаты более пристально отслеживать судьбу винтовок и снарядов, лежат на поверхности. Тем более в европейских странах куда менее солидарны с «большим братом» по вопросу прозрачности направляемой помощи.
Европейский союз (ЕС), поставивший Украине вооружений как минимум на восемь миллиардов евро, также не раз обращал внимание на проблему оружейной контрабанды. О возможности ее проникновения в западные страны еще весной открыто предупреждала председатель Европола Катрин де Болль.
Уже через два месяца полицейская служба ЕС объявила, что располагает конкретными сведениями о «просачивании» боеприпасов и оружия, в том числе тяжелого, из зоны боевых действий.
Так, представитель Европола Ян Оп Ген Оорт пояснял, что европейские силовики фиксировали случаи появления в даркнете ПЗРК Javelin, а также большого количества стрелкового оружия.
Как предполагали власти, вдоль границы стран-членов ЕС и Украины могли быть заранее оборудованы сотни тайников с военным «схроном», а пограничники по обе стороны — подкуплены и вовлечены в контрабандные схемы напрямую. Однако вскоре эту тему пришлось замять.
22 июля секретарь СНБО Украины Алексей Данилов считает публикацию данных Европола «российской информационной операцией по дискредитации ВСУ». Ее целью он назвал прекращение поставок для украинской армии и подрыв доверия к Украине на международном уровне. «Операция проводится именно в тот период, когда намечаются качественные изменения в ходе войны в пользу Вооруженных сил Украины — за счет поступления современного западного вооружения», — утверждал он. Далее ЕС эту тему предпочел не развивать.
Западная пресса тем не менее проявила большую настойчивость. В начале августа американская телекомпания CBS опубликовала документальный фильм под названием «Вооружая Украину».
Однако спустя всего несколько дней фильм без предупреждения был удален с сайта компании. Авторы расследования объяснили это необходимостью «обновить данные» по выбранной теме. Поразительным образом дискредитирующие украинских военных цитаты экспертов исчезли также из анонсов фильма в социальных сетях.
Решение об удалении картины совпало с очередной гневной тирадой с украинской стороны. Незадолго до этой «пропажи» фильма министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба открыто потребовал от ABS провести внутреннее расследование против его создателей и ввести цензуру насчет этой темы.
Но тема с проникновением оружейной контрабанды в ЕС вскоре вновь всплыла в прессе, на этот раз в Финляндии. 30 октября комиссар Центральной уголовной полиции страны Кристер Ахлгрен в интервью изданию Yle заявил, что поставленное Украине вооружение может находиться в руках финского криминала. По его словам, преступные группировки, действующие в стране, «очень заинтересованы» в приобретении современных военных систем, боеприпасов и оружия.
Он добавил, что военная контрабанда с Украины также была обнаружена в Швеции, Дании и Нидерландах. Речь идет о штурмовых винтовках разных калибров, а также боеприпасов к ним. Другие подробности расследования комиссар приводить не стал, сославшись на «продолжающийся сбор оперативных данных». В Швеции, Дании и Нидерландах и вовсе предпочли не комментировать слова финского коллеги.
«Эта война также стала тревожным звонком для всех нас в отношении наших военных возможностей. Мы дали оружие Украине, но, делая это, поняли, что наши военные запасы истощились», — заявил 11 декабря верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.
Правоохранители, хоть и формально, но продолжают собирать сведения о контрабанде. Власти европейских стран все также ищут способы ее пресечения, стараясь не афишировать это публично. Но зачастую необходимая для следствия фактура находится в пределах досягаемости. В конце концов, если черный рынок оружия процветает, заинтересованные лица найдут способ выйти на его представителей.
Проблема утечек оружия НАТО из зоны боевых действий не нова для альянса. Практически аналогичная ситуация складывалась во время присутствия США в Ираке и Афганистане. Черный экспорт в сочетании с распространением терроризма из этих стран до сих пор подрывает безопасность на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.
К примеру, в 2017 году инспекцией была установлена пропажа 40 процентов оружия и боеприпасов, отданных 209-му армейскому корпусу Вооруженных сил Афганистана. Вернуть пропажу, как и установить ответственных за нее, тогда не смогли.
Проверки складов ВСУ, которые, судя по заявлениям Пентагона, начнутся до конца 2022 года, рискуют закончиться аналогичными выводами. Как уже было сказано, проследить за своими поставками США могут лишь до границы Украины. По крайней мере пока не будет внедрена система маркировки, появление которой в ближайшее время не предвидится из-за технической сложности и огромного объема работ.
Но в отличие от Ирака и Афганистана ситуацию на Украине осложняет еще один фактор, на который не раз указывала и европейская, и российская пресса. Речь идет о продаже оружия через даркнет.
Например, как отмечали в своем расследовании журналисты RT, украинский маркетплейс Weapons Ukraine в июле 2022 года выставил на продажу партию барражирующих боеприпасов Phoenix Ghost по 4000 долларов за штуку. Американские винтовки M4 с глушителем торговались в районе 2,4 тысячи долларов, ударный дрон Switchblade — 7000 долларов, британский ПТРК NLAW — 15 тысяч.
Распространялось оружие через систему тайников по аналогии с наркотиками. За дополнительную плату продавцы обещали доставить заказ на территорию Польши. Стоимость этой услуги колебалась в районе 1000 долларов.
Позже российский военный корреспондент Александр Коц сообщал о появлении в даркнете поставщиков Big Discounts on Weapons и Black Market Guns, которые торговали противотанковыми и зенитными ракетами. Он отмечал, что, судя по оставленным отзывам, воспользоваться услугами этих маркетплейсов сумели десятки покупателей.
Впрочем, утверждать, что контрабанда западных вооружений ограничивается только небольшими преступными группировками в рамках региона, нельзя. Как выяснили в собственном расследовании журналисты Sputnik Arabic, некоторые продавцы готовы отправить оружейную контрабанду на Ближний Восток и в страны Африки.
В беседе с расследователями продавцы упомянули, что готовы отправить груз морем через Польшу и Португалию под видом гуманитарной помощи. Судно должно было обогнуть Африканский континент и прибыть в порт Ходейды в течение десяти дней. Такие схемы, если верить дилерам, практиковались ими уже не единожды.
Примечательно, что возможность украинской оружейной мафии снабжать преступные группировки за пределами Европы начали подтверждать представители африканских стран. 30 ноября президент Нигерии Мохаммаду Бухари заявил, что власти республики обнаружили оружие, предназначенное для ВСУ, в руках боевиков на озере Чад.
Как для журналистов, так и правоохранительных органов по всему миру единственным белым пятном в историях с незаконными поставками пока остается вопрос связи контрабандистов с государственными и силовыми структурами стран ЕС. Иными словами, действительно ли украинские поставщики могут отправлять вооружение в ЕС и за его пределы, не прибегая к коррупционным схемам с представителями власти?
И если правительства западных стран озаботились этим вопросом только сейчас, то для России этот вопрос носит принципиальный характер еще с начала боевых действий. Впрочем, четкого ответа на него до сих пор нет ни у России, ни, вероятно, у США и ЕС.
Вполне очевидно, что США и другие страны НАТО не хотят допускать широкого обсуждения проблем, связанных с оружейной контрабандой, на международных площадках.
Но игнорировать растущую опасность, связанную с наличием западного оружия у террористических организаций по всему миру, как видно, западные страны не собираются. Ведь компромиссы в области безопасности уже не раз приводили к печальным последствиям не только для самих США, но и для всех их союзников по НАТО.