Бывший СССР
00:01, 26 декабря 2022

«Никто не знает, сколько их будет» Поток беженцев с Украины усиливается. Как в Европе готовятся к новой волне миграции?

Михаил Кириллов (корреспондент отдела «Бывший СССР»)
Фото: Attila Husejnow / Getty Images

Миллионы украинцев готовятся встречать Новый год в условиях регулярных перебоев с электричеством и теплом. Удары по энергетическим объектам, призванные нарушить логистику Вооруженных сил Украины (ВСУ) и работу военных производств, вынуждают коммунальщиков проводить аварийные отключения в сотнях населенных пунктов. Из-за этого власти страны призывают граждан переждать зиму как можно дальше от дома — в Европе. Вместе с возможной активизацией боев в Донбассе это грозит Европейскому союзу (ЕС) повторением событий минувшей весны, когда границу ежедневно пересекали десятки и сотни тысяч украинцев. Какие меры принимает ЕС, чтобы не допустить нового коллапса с мигрантами, почему некоторые страны наотрез отказались принимать беженцев и как изменилось отношение к украинцам за последние десять месяцев, — в материале «Ленты.ру».

Ледяной апокалипсис

16 декабря основной украинский поставщик электричества — компания-монополист «Укрэнерго» — объявил о введении режима чрезвычайной ситуации.

Более половины мощностей генерации, питающих Украину светом, оказались потеряны из-за ударов

Крупнейшие города страны стали регулярно погружаться во тьму. Аварии на объектах сразу после ракетных ударов приводили к отключениям света на сутки и более. В относительно спокойные дни электричество пропадало на 8-12 часов, а в некоторых населенных пунктах на 18-20 часов.

Ситуация с подачей воды и отоплением оказалась еще хуже. Из-за повреждения коммунальных сетей и нехватки электричества насосные станции остановились. С приходом холодов ситуация все больше стала приобретать характер коммунальной катастрофы.

Власти Украины начали задумываться уже не столько о поддержании остатков инфраструктуры в рабочем состоянии, сколько об эвакуации людей из наиболее крупных городов.

Однако ресурсы для приема беженцев внутри страны, признают власти, сейчас практически полностью исчерпаны. Как заявил 20 декабря заместитель руководители офиса президента Украины Кирилл Тимошенко, возможности для размещения внутренних переселенцев за последние несколько недель в большинстве областей закончились. Принять бегущих от холода и боев пока еще способны Закарпатская, Житомирская, Одесская и Волынская области — там осталось около 30 тысяч мест. Но эта цифра — буквально ничто в преддверии надвигающихся холодов, когда речь, возможно, пойдет о миллионах потенциальных переселенцев.

Критическое положение украинцев признают и в Европейский союзе, хотя еврочиновники до последнего надеялись, что энергетическая система республики сумеет выдержать.

Однако теперь в ЕС четко осознают, что повторения событий начала специальной военной операции, когда на Запад устремились миллионы людей, скорее всего, избежать не удастся

Дело в том, что к началу осени ситуация на Украине, как казалось многим, начала стабилизироваться. Несмотря на экономические трудности, жители центральных и западных областей страны постепенно возвращались из эвакуации в свои дома.

Из десяти миллионов человек, перебравшихся весной и летом в Европу, к сентябрю на родину вернулись около четырех миллионов. В ЕС, безусловно, восприняли эту тенденцию с облегчением. Траты общеевропейского бюджета на содержание украинцев уже перевалили за несколько десятков миллиардов евро, и спонсировать их проживание на фоне роста инфляции и энергетического кризиса европейцам становилось просто не по карману.

33
миллиарда
евро потрачено из бюджета ЕС на содержание беженцев

Однако события последующих месяцев полностью разбили надежды ЕС. После теракта на Крымском мосту, который стал поводом для ударов по энергетической инфраструктуре, Вооруженные силы России всерьез решили покончить с иллюзией мирного тыла. И миграционный тренд на Украине обернулся вспять.

Миграционная усталость

Первые признаки повторения миграционного кризиса традиционно ощутили на себе наиболее развитые европейские страны. И хотя он пока не вошел в терминальную стадию, власти этих государств забили тревогу раньше других. На территории ЕС, по данным ООН на середину декабря, находится около 7,8 миллиона украинцев. Одной из крупнейших точек притяжения беженцев стала Германия — более одного миллиона человек.

Согласно статистике немецких властей, более сотни беженцев ежедневно принимает один только Берлин. В ближайшие недели из-за энергокризиса на Украине они ожидают наплыва в столицу еще как минимум 10 тысяч человек.

Мигрантов, пока прибывающих относительно немногочисленным потоком, уже вынуждены размещать в спортивных залах школ, палаточных лагерях с обогревом и терминалах бывшего аэропорта Тегель. Расселить их в более приличные условия нет возможности. Рынок аренды недвижимости с начала года испытывает сильнейшие перегрузки. Беженцев стараются отправлять в другие регионы, однако ресурсы почти исчерпаны и там.

Еще хуже ситуация с мигрантами обстоит в Бельгии. И хотя туда прибыло относительно небольшое число украинцев — всего около 80 тысяч — некоторые из них уже вынуждены ночевать на вокзалах и на улице. Серьезно осложняет ситуацию параллельный приток нелегалов из стран Африки и Ближнего Востока.

«В Брюсселе — эпидемия чесотки, которую трудно контролировать, поскольку бездомные вечером возвращаются в сквоты или на улицу», — рассказывают представители организации «Врачи без границ», которые работают с нуждающимися у регистрационного центра Fedasil.

Как отмечает бельгийская гуманитарная организация SamuSocial, которая занимается бездомными, из 100 украинцев, прибывших в страну, около 40 попросту не могут найти место для ночлега в первые дни после обращения за убежищем. При этом темпы миграции с каждым днем только нарастают.

Однако наибольшее число украинцев, как и в самом начале боевых действий, остается в Польше. По оценкам президента Анжея Дуды, сейчас их число составляет до трех миллионов человек, или около восьми процентов населения.

1,3
миллиона
украинцев из более чем 3 миллионов беженцев, приехавших в Польшу, официально получили регистрацию и разрешение на работу

Правительство Польши потратило на содержание мигрантов более 1,1 миллиарда евро. В ближайшее время оно планирует дополнительно выделить на эти цели еще 8,4 миллиарда евро — одну из рекордных по меркам ЕС сумм.

Однако, как пишет британская газета Express, ЕС не слишком стремится компенсировать Польше эти траты, обещая до конца года предоставить ей 144,6 миллиона евро.

Это уже вызвало резкое негодование Польши, ведь выделенная сумма не покрывает планируемых трат. В связи с этим страна была вынуждена пойти на резкое ужесточение законов, связанных с пребыванием украинцев на своей территории. В частности, с 2023 года их обяжут оплачивать размещение, увеличат требования для оформления пособий и отменят упрощенный порядок получения вида на временное проживание.

«Украинцы, бегущие в Польшу этой зимой, не встретят такого же щедрого приема, как весной. Поляки боятся экономического кризиса и инфляции и все больше раздражены тем, что украинские беженцы воспринимают благосклонное к ним отношение как должное», — отмечает Financial Times, анализируя ситуацию с новым наплывом мигрантов.

Перестали замалчивать

Последствия миграционной катастрофы 2022 года ощутили и другие страны Центральной и Восточной Европы. Если Польша все еще пытается выторговать у ЕС преференции для преодоления кризиса, ее соседи наотрез отказались принимать новых беженцев из Украины.

6 декабря премьер-министр Эстонии Кая Каллас заявила, что в стране попросту закончилось жилье и работа для прибывающих. Более того, из-за наплыва мигрантов стране угрожают массовые перебои со светом из-за резко возросшего объема энергопотребления. В условиях крайне высоких цен на газ и другие энергоносители обстановка рискует стать фатальной.

Со схожими заявлениями выступали и представители Латвии и Литвы. Беженцев в этих странах насчитываются всего десятки тысяч, однако в силу небольшой территории и переполненности крупных городов даже это количество оказалось непосильной ношей для экономики и социальной сферы.

Аналогичная ситуация сложилась в Австрии и Чехии. Последняя закрыла свои центры регистрации беженцев еще 15 июня, за первые месяцы боев чешская столица приняла и расселила около 90 тысяч украинцев, вся республика — более 360 тысяч. У правительства страны практически закончились средства на оплату страховок и пособий. И хотя власти согласились обсуждать продление мер поддержки въехавших, суммы, которые выделит им на эти цели ЕС, пока неизвестны.

Австрия подошла к этому вопросу еще более категорично. В октябре канцлер Карл Нехаммер прямо заверил, что страна не станет принимать новых мигрантов. В прошлом австрийцы принимали беженцев из Афганистана и африканских стран, но число заявок на получение убежища на этом году выросло на 195 процентов.

Несмотря на высокую нагрузку для бюджетов и общее падение уровня жизни, большинство рядовых граждан ЕС по-прежнему поддерживают усилия своих стран, касающиеся помощи украинцам. Согласно опросам международного Фонда Бертельсмана, расположенного в Германии, готовность к приему беженцев среди жителей Западной Европы хотя и сократилась с начала специальной военной операции, но по-прежнему остается на высоком уровне. Наибольшую открытость в этом вопросе проявляют испанцы (89 процентов), наименьшую — французы (72 процента).

Для Восточной Европы характерны практически аналогичные показатели. Исследование агентства Focus, опубликованное в середине декабря, свидетельствует о терпимом отношении граждан к приезду жителей Украины. В Польше одобряет помощь беженцам 85 процентов граждан, в Венгрии — 82 процента, в Чехии — 73 процента. Исключением из этого списка является Словакия. Против приема новых мигрантов там выступают 52 процента местных жителей.

Однако, как пишет газета Washington Post, относительно теплое отношение местных жителей никак не снимает нагрузки с европейских бюджетов, а число ожидающих помощи украинцев с каждым днем растет.

Большинству беженцев в ЕС сейчас трудно не только найти работу и жилье, но даже записаться на языковые курсы из-за банальной нехватки мест

Издание отмечает, что грядущий 2023 год станет серьезной проверкой для обязательств, которые взял на себя Европейский союз. Ведь с каждым днем нагрузка на экономику ЕС только растет, а возможности для удовлетворения потребностей приезжих снижаются.

Иными словами, невозможно в течение нескольких лет выстроить школы для всех украинских детей, как и расширить штат врачей в больницах, не говоря уже о жилищной сфере.

Радушный прием, с которым украинцы встретились весной, постепенно уступает место усталости. Ведь чем больше беженцев прибывает в Европу, тем меньшим она способна их обеспечить. И пока политические элиты продолжают спорить о перераспределении средств европейского бюджета, шансы беженцев из Киева, Харькова и Одессы найти крышу над головой и минимальные средства к существованию падают с каждым днем.

< Назад в рубрику