Нашумевший в 2010-е сериал «Викинги» жив до сих пор — в конце прошлого десятилетия права на эпическую драму о бесстрашных воинах-мореходах приобрел Netflix, в январе выпустивший уже второй сезон сиквела «Викинги: Вальхалла». «Викинги» всегда пользовались любовью российского зрителя, а премьеру новых серий не смог обойти вниманием даже политический бомонд — вот уже и губернатор Новгородской области возмутился появлением в изображаемом сериалом Древнем Новгороде чернокожего актера. «Лента.ру» рассказывает, что конкретно смутило российского политика и во что превратилось историческое шоу с переездом на Netflix.
Больше столетия прошло с событий последнего сезона «Викингов», и за это время в страсти в приморском Каттегате ни разу не утихли. Фанатичный христианин, король Норвегии Олаф (Йоуханнес Хейкюр Йоуханнессон) объявляет награду за голову Харальда (Лео Сутер), претендующего на его трон. Тот вместе с верным другом Лейфом Эриксоном (Сэм Корлетт) бежит в Новгород, где правит его дядя Ярослав Мудрый (Марчин Дорочиньский). Тем временем возлюбленная Харальда Фрейдис (Фрида Густавссон) находит убежище в «новой Уппсале» — городе язычников, отказавшихся принять христианство.
Древняя Русь появляется в «Викингах» не впервые: еще в финальных сезонах оригинального шоу часть действия разворачивалась в Киеве, а одним из ключевых персонажей стал князь Олег в исполнении российского актера Данилы Козловского. Уже тогда, впрочем, у зрителей могли возникнуть вопросы об исторической достоверности сериала. Мало того, что при Олеге Русь уже оказывалась в «Викингах» крещеной, а дружина князя почему-то напоминала монголо-татарских всадников, так еще и в экранном Киеве царила вечная лютая зима, даже тогда, когда в параллельной сюжетной линии в северном Каттегате начиналась весна. Эти мелкие исторические недостоверности, впрочем, меркнут на фоне нового сезона «Вальхаллы» — здесь уже любые претензии на историческую достоверность исчезли без следа.
Вот, к примеру, как выглядит сюжетная линия, смутившая российского губернатора: встречаются под Новгородом мусульманка, которая пишет книги, африканский рукопашный боец и два викинга, один из которых только что побывал в многоэтажном новгородском опиумном притоне (и чуть не совершил суицид, спрыгнув с крыши). Взяв из тюрьмы слепого половца в качестве проводника, они отправляются с караваном в Константинополь по замерзшей реке. В караване все оказываются не теми, кем представлялись изначально, и в финале путешествия героев ждет большая битва, которая расставит точки над i.
Дело даже не в том, что такая история выглядит фантастичнее любого эпизода «Игры престолов». Сюжет вполне логично объясняет, почему все эти персонажи оказались на своих местах: как и главные герои, африканский воин и арабская писательница предстают путешественниками, волею судеб затерявшимися в восточных землях. «Викинги» с самого начала прописывали многие сюжетные линии, исходя не из соображений исторической правды, а из гипотез, могли ли они произойти теоретически. Сериал беззастенчиво прибегал к вопиющим для историков инсинуациям — уже сам образ татуированных скандинавских воинов, выходящих на поле брани без шлемов, мягко говоря, ни разу не правдоподобен. Но очень кинематографичен.
Некогда хитовый сериал, сумевший привлечь внушительную аудиторию, на волне популярности просуществовал куда дольше, чем стоило. Проект вроде бы сильно поменялся: уже и весь ансамбль персонажей перетасован не раз, и время действия сменилось, только эти трансформации были исключительно косметическими. Еще до выхода «Вальхаллы» создатели обещали сфокусироваться на расколе, назревшем среди скандинавских завоевателей с распространением христианства, однако масштабная религиозная война здесь идет по тем же сюжетным рельсам, что и междоусобные распри из оригинального проекта — и порой отличить их друг от друга можно только благодаря разным героям.
Та же «Игра престолов» в своем спин-оффе «Дом дракона», сохранив визуальные особенности, превратилась из эпоса о масштабной войне в камерную, почти целиком завязанную на диалогах дворцовую мелодраму — и об успешности этого перехода говорят рекордные рейтинги первого сезона. «Викинги» же продолжают упорно штурмовать один и тот же замок, используя устаревший и приевшийся голливудский инструментарий. И все так же пытаются копировать сами себя, что стало самой болезненной проблемой сериала еще с уходом главной звезды Трэвиса Фиммела — у проекта так и не получилось создать столь же знакового и неоднозначного протагониста, каким был Рагнар Лодброк. Причем шоураннеры до сих пор не оставили эту идею: сезон за сезоном зрители наблюдают за состязанием разномастных актеров в том, кто лучше скопирует хитрый прищур и австралийский акцент своего предшественника.
Можно даже сказать, что с этой задачей они отчасти справились, раз темнокожий воин в шапке-ушанке на фоне заснеженных деревянных изб спровоцировал новую волну обсуждения сериала. Как в интервью с «Лентой.ру» отмечал исполнитель главной роли в «Вальхалле» Сэм Корлетт, герои спин-оффа делятся на архетипы на манер тех, что в «Тысячеликом герое» перечислял Джозеф Кэмпбелл: король, воин, любовник, маг. Что ж, возвращение к прообразам звучит как минимум концептуально, только вот «Викингов» этот прием, лишенный какого-либо подтекста, превращает в простоватый фэнтези-сериал из девяностых вроде «Геракла» и «Зены — королевы воинов».
Собственно, это проблема не только «Викингов». В консервативно настроенных кругах за Netflix потому и закрепилась слава нелепого поборника инклюзивности — слишком уж много стриминговый сервис выпустил однообразных и абсолютно проходных проектов, которые выделялись только неожиданным подбором актеров. Это, впрочем, остается прекрасной рекламной стратегией. Достаточно вспомнить, какая шумиха поднималась вокруг промофотографий «Ведьмака» с чернокожими эльфами и дриадами — профильная пресса неделями смаковала вопли расистов, недовольных, что в их любимую фэнтезийную вселенную пустили людей с другим цветом кожи.
При этом существует масса примеров удачных шоу, в которых тренд на инклюзивность не является единственной особенностью — хотя бы потому, что эти проекты не переживают сильнейшего сюжетного голода, с которым столкнулись «Викинги». Кровожадные морские разбойники, кажется, прошли столько сражений, осад, опасных переправ и дальних путешествий, что шоураннеры уже и не знают, в какое оригинальное приключение пустить своих персонажей. Однако пока рейтинги держатся хоть на каком-то уровне, а торговая марка продолжает привлекать внимание, викингам суждено снова и снова идти в бессмысленный бой — что, в общем-то, прекрасно соответствует как названию сиквела, так и тому факту, что Вальхалла уже давно находится на пути в мир иной.
Второй сезон сериала «Викинги: Вальхалла» (Vikings: Valhalla) вышел на Netflix