Предыдущие десятилетия Япония делала ставку на экономическую мощь, но перманентная нестабильность на Корейском полуострове и риск обострения ситуации вокруг Тайваня, похоже, заставляют Токио взяться за наращивание мощи военной. В скором времени оборонный бюджет страны будет увеличен вдвое, а у Сил самообороны Японии появится возможность и средства наносить превентивные удары вглубь территории противника. Все это вызывает серьезную обеспокоенность у соседей. В новой оборонной стратегии Китай и Россия увидели возврат к милитаристскому прошлому Японии, а Северная Корея назвала визит генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в Токио прелюдией к войне. В Японии, напротив, заявляют, что эти действия — вынужденная реакция на угрозы со стороны соседей. Почему Япония решила отказаться от пути пацифизма, по которому шла последние 75 лет, и правда ли, что растущий военный потенциал Страны восходящего солнца опасен для России — разбиралась «Лента.ру».
Политические потрясения минувшего года не прошли бесследно ни для одной страны мира, включая Японию. С тревогой наблюдая за боевыми действиями на Украине и неспокойной обстановкой в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в середине декабря 2022 года японское правительство приняло обновленную Стратегию национальной безопасности. Документ констатировал: Япония столкнулась «с самой тяжелой и сложной ситуацией в сфере безопасности с момента окончания Второй мировой войны», а потому вынуждена пойти на беспрецедентное наращивание военной мощи.
Для этого Японии понадобятся новое оружие, способное поражать цели на большом расстоянии: власти приняли решение увеличить дальность действия собственных ракет Type 12 и закупить американские крылатые ракеты «Томагавк» с дальностью полета около 1600 километров.
К установке новых ракет приступят в 2026 году. Всего же под военные нужды к 2027 году будет выделено 43 триллиона йен (315 миллиардов долларов): власти постепенно увеличат военный бюджет в два раза — с 1 до 2 процентов от ВВП, — тем самым встав на один уровень со странами НАТО. Только лишь на исследования и разработки в военной сфере в текущем году будет выделено в три раза больше средств, чем в 2022-м. По подсчетам экспертов, к 2027 году ежегодный оборонный бюджет Японии приблизится к 80 миллиардам долларов — третий по величине показатель в мире, при условии, что в течение пяти лет другие страны не увеличат свои оборонные расходы. Сейчас больше тратят только США и Китай.
В январе 2023 года премьер-министр Японии Фумио Кисида отправился в турне по странам-участницам «Группы семи» (G7), саммит которой в этом году состоится в Хиросиме. Так, во время визита в Лондон политик заключил с премьер-министром Риши Сунаком знаковое соглашение, которое позволит Великобритании и Японии размещать войска на территории друг друга. Годом ранее Япония подписала аналогичное соглашение с Австралией.
11 января этого года в Вашингтоне прошла встреча министров иностранных дел и министров обороны США и Японии в формате «два плюс два», где стороны условились расширить сферу действия союзного договора до атак из космоса. До январской встречи договор охватывал атаки на суше, в море и в воздухе, а также в киберпространстве.
Кроме того, министры договорились сфокусироваться на развитии интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны, повышении потенциала союзных сил для борьбы с вражескими кораблями, подлодками и минами, а также при осуществлении совместных амфибийных и десантных операций, при разведке, наблюдении, рекогносцировке и целеуказании. Стороны также решили и дальше развивать совместную разработку вооружений и оборонных технологий.
13 января президент США Джо Байден принял в Белом доме премьер-министра Японии Фумио Кисиду. Хотя саммит не был богат на практические договоренности (все они были заключены на предшествующей министерской встрече), первая полноформатная встреча двух лидеров имела важное политическое значение и стала символом нового этапа двусторонних отношений.
Кроме того, Япония активизировала сотрудничество с Североатлантическим альянсом. 31 января в Токио с двухдневным визитом прибыл генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. На встрече с правительством он назвал Японию «ближайшим и наиболее способным» из всех партнеров альянса и договорился наладить сотрудничество как в традиционных сферах, так и в киберпространстве, космосе и военных технологиях. Премьер-министр Фумио Кисида, в свою очередь, объявил, что Япония откроет представительство при штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
Столтенберг провел ряд встреч с представителями власти, посетил военную базу неподалеку от Токио, где позировал фотографам в кабине истребителя F-2, и пообщался со студентами престижного университета Кэйо.
Япония не поставляет наступательное оружие на Украину, но направила солдатам Вооруженных сил Украины (ВСУ) беспилотники, бронежилеты, каски, зимнее обмундирование, палатки, фотоаппараты, средства гигиены, а также выделила несколько траншей финансовой помощи и 300 электрогенераторов. Ожидается, что японская делегация посетит Украину в феврале.
Союз с США был во многом навязан Японии после поражения во Второй мировой войне.
При этом США разрешалось задействовать свой контингент во всей Восточной Азии без предварительных консультаций с японскими властями.
Новый договор, подписанный в 1960 году, немного выровнял ситуацию: в него включили положения, обязывающие США защищать Японию в случае нападения на нее третьей страны и предупреждать местные власти перед мобилизацией дислоцированных на архипелаге сил. Но союз по-прежнему оставался неравным.
Находясь на посту президента США, Дональд Трамп неоднократно призывал Японию нарастить военные расходы и возмущался: «Если на Японию нападут, нам придется сражаться в третьей мировой войне (...) Но если нападут на нас, Япония совсем не обязана помогать нам. Они будут смотреть по телевизору Sony, как нас атакуют».
В обеих странах уже сменились главы государств, но в последние месяцы Япония, кажется, максимально приблизилась к тому, чего от нее требовал Трамп. Все ее недавние шаги — укрепление собственного военного потенциала, растущая вовлеченность в региональную повестку и безоговорочная поддержка курса США в отношении России и Китая — свидетельствуют о том, что альянс вышел на качественно новый уровень, отметил профессор Университета искусств Тама (Токио) Брэд Глоссерман.
При этом и сама Япония высоко ценит союз с США и не ищет альтернативы дальнейшему укреплению военных связей, считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, бывший посол России в Японии Александр Панов. «Они не видят, как могут обеспечить свою оборону без Соединенных Штатов», — объяснил ученый в беседе с «Лентой.ру».
А угроз своей безопасности в Японии видят немало. По соседству — Северная Корея, запустившая в минувшем году рекордное количество ракет в сторону японского архипелага, — один из снарядов даже пролетел над территорией страны и упал в море у противоположного побережья.
В Японии боятся, что боевые действия на Украине могут послужить вдохновением для Китая, и тот решится радикально решить вопрос статуса острова.
Власти страны осознают: если в регионе все же разгорится конфликт, то Япония, где десятилетиями дислоцированы основные силы США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, неизбежно окажется под прицелом. Наконец, Китай и Япония уже многие годы спорят о статусе островов Сэнкаку (кит. Дяоюйдао) — китайские корабли регулярно курсируют у берегов спорного архипелага.
Хотя де-юре Япония все так же не обязана вступать в войну на стороне США, де-факто она уже начала подготовку к такому развитию событий и демонстрирует готовность защищать американские интересы в том числе и военными средствами. С этой целью обе страны ускорили интеграцию командных структур своих вооруженных сил, рассказал газете Financial Times генерал-лейтенант Джеймс Бирман, командующий Третьим экспедиционным корпусом морской пехоты США, дислоцированным на Окинаве.
Хотя боевые действия на Украине сыграли не последнюю роль в пересмотре Японией своей оборонной политики, здесь считают угрозой не столько Россию, сколько ее военное сотрудничество с КНР, а также совместные маневры военно-морских и военно-воздушных сил у японских берегов, отмечает Александр Панов. Да и Россия пока не видит в усилении Японии существенной опасности и имеет достаточно военных средств на Дальнем Востоке для ее сдерживания, хотя и обвиняет соседа в милитаристских устремлениях.
При этом, безусловно, отношения между Россией и Японией сейчас оказались даже не на нуле, а в минусе.
Гнетущая международная обстановка, разумеется, сыграла решающую роль в пересмотре Японией своей оборонной стратегии и решении существенно нарастить военный потенциал. Однако подобные устремления не возникли из ниоткуда и не стали продуктом паники или личной политической воли премьер-министра Фумио Кисиды. Этот процесс начался далеко не вчера: десятилетиями среди японских политиков и в экспертном сообществе велись дискуссии о том, что Японии необходимо стать «нормальной страной» (futsu no kuni) — то есть государством, наделенным правом на использование военной силы для защиты своих интересов.
Главная помеха в этой трансформации — Конституция Японии, принятая в 1946 году под руководством штаба оккупационных войск. 9-я статья Основного закона закрепляла полный отказ страны от использования военной силы и создания армии — так США пытались предотвратить возрождение милитаристской Японии.
Вместо полноценной армии в 1954 году были созданы Силы самообороны, которые могли быть использованы, как следует из их названия, только в оборонительных целях и — до недавнего времени — только на территории Японии.
С окончанием холодной войны Япония оказалась на перепутье: в отсутствие главного идеологического врага США в лице СССР будущее альянса с американцами выглядело туманным. В условиях меняющегося миропорядка и растущей неопределенности все громче звучали голоса тех, кто считал, что в ее нынешнем «ненормальном» статусе Япония не способна защищать свои национальные интересы и выступать в качестве полноценного члена международного сообщества.
Для внесения поправок в Конституцию Японии необходима поддержка двух третей членов обеих палат парламента и большинства граждан в ходе референдума. Первое условие не представляло особой проблемы для Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ), которая практически бессменно руководит страной более полувека. А вот широкой общественной поддержкой идея отказа от «мирной» статьи не пользовалась: в стране до сих пор живы свидетели ужасов Второй мировой войны, а послевоенным поколениям десятилетиями внушали, что отказ их страны от обладания вооруженными силами — предмет национальной гордости.
Поэтому элитам пришлось искать лазейки. В 1990 году, в разгар войны в Персидском заливе, ЛДПЯ предприняли попытку провести в парламенте закон, который позволил бы отправить в зону боевых действий корабли для материального обеспечения многонациональных сил во главе с США. Потерпев неудачу, правительство решило помочь союзнику хотя бы финансово и выделило 13 миллиардов долларов, а после завершения активной фазы боевых действий отправило в Персидский залив минные тральщики. Но власти понимали: это все равно далеко от полноценного участия в операции, и Япония в столь решающий момент оказалась на обочине мировой арены.
В 2003 году правящей партии удалось провести в парламенте закон «О специальных мерах по восстановлению Ирака», и в следующем году туда был направлен контингент Сил самообороны Японии — впервые за послевоенную историю страны японские военные были дислоцированы за рубеж без разрешения Совета Безопасности ООН. Впоследствии под давлением общественности правительство все же решило вывести войска, а в 2008-м Верховный суд Нагои постановил, что отправка контингента в Ирак нарушила 9-ю статью Конституции Японии.
Но японские правящие элиты не изменили намеченному курсу.
В последующие годы были внесены поправки в законодательство о Силах самообороны, теперь возводившие в ранг основных обязанностей участие в миссиях ООН и «обеспечение мира и безопасности в прилегающих к Японии районах». А затем был принят новый закон, позволяющий беспрепятственно направлять корабли Военно-морских сил Самообороны за рубеж под предлогом борьбы с пиратством.
Правительство премьер-министра Синдзо Абэ пошло еще дальше: в 2014 году парламент принял резолюцию, изменявшую интерпретацию 9-й статьи Конституции Японии: теперь подразделения Сил самообороны разрешалось направить за рубеж для защиты дружественных стран, даже если сама Япония при этом не находится под ударом. В Силах самообороны было сформировано подразделение морской пехоты, а бывшие вертолетоносцы стали переделывать под авианосцы — ни того, ни другого у Японии не было со времен Второй мировой войны.
Одной из главных политических амбиций Синдзо Абэ было окончательное решение вопроса с неудобной статьей, навязанной еще в годы американской оккупации. Политик был убежден: за 70 лет изменилась не только Япония, но и мир вокруг нее, и прежние конституционные нормы просто не отвечают современным реалиям. В июне 2020 года политик рассказал, что хотел бы в ближайший год провести всенародный референдум по введению в основной закон страны положения о Силах самообороны.
Это стало бы промежуточном шагом на пути к полноценному пересмотру статьи, к которому общественное мнение пока было не готово, и положило бы конец любым дискуссиям о том, что сам факт существования Сил самообороны противоречит Основному закону. От планов пришлось отказаться — в сентябре Синдзо Абэ ушел в отставку с поста премьер-министра из-за обострения язвенного колита, но вплоть до его убийства в июле 2022 года продолжал призывать к пересмотру статьи.
Его курс продолжил нынешний премьер-министр страны Фумио Кисида. Возглавив правительство в октябре 2021 года, он пообещал провести конституционную реформу до истечения своего мандата в 2024-м. Но времени у него осталось мало: проект нового документа необходимо подготовить до конца текущего года. Шансы на это невелики, учитывая крайне низкие рейтинги правительства, считает профессор Глоссерман.
Скорее всего, власти просто продолжат следовать намеченному курсу, все больше наращивая военный потенциал, чтобы доказать остальным странам: Япония — надежный партнер и с ней можно иметь дело.