«Это чревато катастрофическими последствиями» Сергей Лавров — о конфликте с НАТО и рисках применения ядерного оружия
Глава МИД Лавров: Россия признает угрозой в ядерной сфере появление у Киева самолетов F-16
Валентина Шварцман (Корреспондент отдела «Мир»)
По итогам саммита НАТО в Вильнюсе лидеры стран Североатлантического альянса выпустили декларацию, в которой назвали Россию самой серьезной угрозой безопасности, отметив при этом, что не стремятся к конфронтации и надеются на поддержание каналов связи. Одновременно в НАТО пообещали продолжать помогать Украине вооружениями и дали ей зеленый свет на вступление в альянс после завершения конфликта. Риск втягивания западных стран в прямое военное столкновение с Россией, впрочем, заставляет многие страны предлагать свои миротворческие инициативы. О ключевых мирных предложениях по конфликту на Украине, условиях применения российской стороной ядерного оружия и взаимодействии с США и Китаем в интервью «Ленте.ру» рассказал министр иностранных дел России Сергей Лавров.
В последнее время появилось сразу несколько мирных инициатив по Украине — китайская, индонезийская, ватиканская и африканская. Какая из них ближе к видению России? Подобные инициативы в целом не преждевременны?
Сергей Лавров: Прежде всего хотел бы выразить благодарность нашим партнерам за их усилия по поиску путей мирного урегулирования украинского кризиса.
Не считаем их инициативы преждевременными — для российской стороны мир всегда находится в приоритете по сравнению с боевыми действиями.
Поэтому, напомню, мы уже участвовали в переговорном процессе с украинской стороной весной 2022 года и приблизились к положительному результату.
Конечно, мы самым внимательным образом изучили все поступившие мирные инициативы. С рядом партнеров провели специальные консультации, подробно обсудили их идеи. В середине июня в Санкт-Петербурге президент России Владимир Путин принял глав некоторых африканских государств. В конце мая очень доверительная и теплая встреча состоялась у нас в Москве со спецпредставителем правительства КНР по делам Евразии, главой китайской делегации по урегулированию кризиса на Украине Ли Хуэем. Содержательный разговор получился с помощником президента Бразилии по международным делам Селсу Аморимом, посетившим Россию в последних числах марта.
Вместе с тем вынуждены констатировать абсолютное нежелание западных кураторов Владимира Зеленского идти на любую форму деэскалации. Киевский режим напрямую и с ходу отверг возможность переговоров на основе мирных инициатив, предложенных Китаем, Бразилией и странами Африки. Советник главы офиса президента УкраиныМихаил Подоляк заявил, что «переговоры стали бы бессмысленными, опасными и убийственными для Украины и Европы».
В частности, министр обороны Алексей Резников потребовал от Китая убедить Россию вывести войска с территории Украины. В противном случае контакты с китайскими переговорщиками будут, в представлении этого киевского деятеля, пустой тратой времени.
На фоне неудавшегося мятежа Евгения Пригожинасообщалось о «тайной встрече» западных стран, Бразилии, Индии, Китая, Турции и ЮАР в Копенгагене, где обсуждались мирные переговоры по Украине. Вы получали сигналы о встрече от партнеров?
Подобных сигналов мы не получали. Есть все основания полагать, что эта информация недостоверна, с учетом упорного стремления Киева и его западных кураторов идти путем эскалации боевых действий.
Какие положения стамбульского договора для России остаются актуальными?
Что касается нашего видения урегулирования, то еще перед началом специальной военной операции мы четко обозначили ее задачи. Это защита населения Донбасса, демилитаризация и денацификация Украины, устранение угроз безопасности, которые исходят с территории этой страны.
Кроме того, должны быть признаны новые территориальные реалии, связанные со свободным волеизъявлением жителей народных республик Донбасса, Херсонской и Запорожской областей в пользу политического единства с Россией. Киевским властям необходимо обеспечить права русскоязычных граждан и нацменьшинств на Украине, включая официальный статус русского языка.
Что касается встречи в Копенгагене, то ее главной целью была попытка убедить представителей Глобального Юга хоть в какой-то степени поддержать «формулу мира» Владимира Зеленского, которая абсолютно неприемлема и бесперспективна, о чем откровенно говорим нашим партнерам из Азии, Африки и Латинской Америки.
Напомню, что именно на это была нацелена инициатива, выдвинутая президентом Владимиром Путиным в декабре 2021 года. Тогда Запад в лице США и НАТО ее высокомерно отклонил.
Проекты договоров России с США и НАТО о гарантиях безопасности
Чуть больше полутора лет назад — 15 декабря 2021 года — Россия передала США проекты договора о гарантиях безопасности и соглашения о мерах обеспечения безопасности России и стран НАТО. Спустя два дня, 17 декабря 2021 года, внешнеполитическое ведомство на своем официальном сайте опубликовало проекты договоров.
Документы содержали, в частности, отказ от расширения НАТО на восток, включая Украину, и возвращение военной инфраструктуры альянса к состоянию, которое существовало на момент 1997 года, то есть первого раунда расширения Североатлантического альянса.
При этом НАТО должно было отказаться от ведения любой военной деятельности на территории Украины и других государств Восточной Европы, Закавказья и Средней Азии.
Также документ содержал пункт о том, что Россия и НАТО обязуются не создавать условий, которые могут быть расценены как угроза другой стороной, и не рассматривают друг друга в качестве противников.
Стороны с начала 2022 года обсуждали проект, впрочем, без особых подвижек в смысловой части. В итоге выдвинутые Россией инициативы не были восприняты всерьез США, что привело к началу специальной военной операции.
Как вы смотрите на привлечение украинской стороной Международного уголовного суда к расследованию прорыва дамбы на Каховской ГЭС?
У нас нет сомнений в ответственности Киева за подрыв Каховской ГЭС. Выходит, киевский режим просит так называемый Международный уголовный суд расследовать преступление, которое он сам и совершил. Такого, наверное, в истории этого псевдосуда еще не было.
О планах украинских неонацистов разрушить плотину мы предупреждали Совет Безопасности ООН еще в октябре прошлого года. Тогда мы просили генерального секретаря Антонио Гутерриша сделать все возможное, чтобы предотвратить этот преступный сценарий.
А как вы расцениваете реакцию международных гуманитарных организаций на происшествие?
Что касается реакции международных гуманитарных организаций на случившееся, то, как и в случае с диверсией на аммиакопроводе Тольятти — Одесса и терактом против «Северных потоков», никаких принципиальных оценок с их стороны не прозвучало.
При этом сейчас активно обсуждается вопрос применения Россией ядерного оружия в украинском конфликте. Как вы смотрите на такую возможность?
Неоднократно высказывались по данной теме. Я бы даже сказал, что она исчерпала себя, если бы на Западе не предпринимали действия, которые вновь и вновь вынуждают нас указывать на риски стратегического характера, которые порождаются агрессивной антироссийской политикой.
Условия применения Россией ядерного оружия четко определены в нашей Военной доктрине. Они хорошо известны, и я не буду в очередной раз их повторять.
Условия применения Россией ядерного оружия
В Военной доктрине России сказано, что ядерное оружие может быть применено не просто в случае «агрессии с использованием обычного оружия» против страны, а лишь в том случае, когда эта агрессия поставит под угрозу «само существование государства».
Применение ядерного оружия может рассматриваться как вариант реагирования при одном из четырех возможных условий. К ним отнесены: «агрессия с применением оружия массового уничтожения против самой России или ее союзников», «агрессия с помощью обычных вооруженных сил, которая ставит под угрозу само существование государства», получение достоверной информации о массированном пуске баллистических ракет в сторону России и «воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил».
Решение о применении ядерного оружия принимает президент, кроме того, он может проинформировать другие государства и международные организации о готовности к такому применению, о решении о применении или о факте применения.
Такие угрозы для Российской Федерации в связи с конфликтом на Украине в настоящее время не просматриваются, неоднократно заявляли российские официальные лица.
Президент России Владимир Путин при этом подчеркнул, что использование ядерного оружия теоретически возможно: «Ядерное оружие создается для того, чтобы обеспечить нашу безопасность в самом широком смысле этого слова и существование российского государства. Но у нас, во-первых, нет такой необходимости. Во-вторых, сам факт рассуждения на эту тему уже понижает возможность снижения порога применения оружия».
В то же время Владимир Путин отметил, что он отрицательно относится к идее применения тактического ядерного оружия в качестве элемента ядерного сдерживания.
Лишь один пример крайне опасного развития событий — планы США по передаче киевскому режиму истребителей F-16. Мы проинформировали ядерные державы — США, Великобританию и Францию, что Россия не может игнорировать способность этих самолетов нести ядерное оружие. Никакие заверения тут не помогут.
Как в целом изменились внешнеполитические ориентиры России с начала специальной военной операции? Можно сказать, что мы прошли точку невозврата в отношениях с западными странами?
После начала специальной военной операции США и другие страны НАТО и Европейского союза (ЕС) резко активизировали гибридную войну против России, которую они начали еще в 2014 году.
Очевидно также, что возвращения к прежним отношениям с недружественными странами уже не будет. Если они вдруг решат отказаться от антироссийского курса, то мы посмотрим, о чем конкретно идет речь, и будем определяться с дальнейшей линией с опорой на наши интересы. Это что касается коллективного Запада.
К числу конструктивно настроенных партнеров относятся государства ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС, БРИКС. Со всеми ними разворачиваем планомерную работу в различных форматах сотрудничества в интересах совместного развития.
В обновленной Концепции внешней политики провозглашена цивилизационная миссия России как мировой державы, играющей уравновешивающую роль в международных делах. На практике это означает, что наша страна не будет встраиваться в геополитические и геоэкономические конструкции, где у нас нет возможности защитить свои интересы.
А какие задачи стоят перед вторым саммитом Россия — Африка, запланированным на конец июля? Насколько корректно говорить о развороте России в сторону Африки?
Россию и Африку всегда объединяли крепкие узы дружбы. За минувшие десятилетия они успешно прошли испытание на прочность. Придаем большое значение развитию российско-африканского взаимодействия. Это закреплено в нашей Концепции внешней политики, утвержденной президентом России Владимиром Путиным в конце марта.
Уверен, что саммит Россия — Африка в Санкт-Петербурге сыграет важную роль в выстраивании стратегического партнерства со странами континента на ближайшие годы.
На ней предполагается принять декларацию лидеров и план действий на период 2023-2026 годов по приоритетным направлениям сотрудничества в политической, экономической и гуманитарной сферах. Намечено утверждение отдельных документов в области международной информационной безопасности, борьбы с терроризмом, недопущения размещения оружия в космическом пространстве.
В чем это будет выражаться для российской дипломатической службы? Россия намеревается расширить сеть своих посольств на континенте?
По итогам состоявшегося в 2019 году в Сочи первого российско-африканского саммита руководством страны были приняты решения о расширении дипломатического присутствия в Африке. МИД проводит работу по открытию новых посольств в ряде африканских стран.
О том, где именно мы их открываем, сообщим, когда все будет согласовано с властями принимающих государств и завершены необходимые правовые процедуры.